Найти в Дзене
DOMI.TORII

Тунайчинский канал и Тонино-Анивский (полу)остров

Фрагмент японской карты Сахалина 1854-го года
Фрагмент японской карты Сахалина 1854-го года

Приветствую всех любителей сахалинских историй! Хотел бы рассказать об одном интересном факте из прошлого нашего острова, сведения о котором мне удалось найти в старой литературе.

Как известно, в 1855-ом году результатом Симодского трактата стало право нераздельного владения островом Сахалин между Россией и Японией. Годом ранее (в 1854-ом году) японцы нарисовали интересную карту Сахалина, на которой контуры острова кишат надписями, означающими местные географические названия. Рассматривать их крайне интересно, однако ещё интереснее наблюдать изображённый японцами водный проход между заливами Анива и Мордвинова тянущийся через местные озёра, расположенные у Муравьёвского перешейка (граница Тонино-Анивского полуострова с основной частью острова Сахалин). Хотя, судя по японской карте это уже Тонино-Анивский остров, а не полуостров.

Фрагмент японской карты Сахалина 1854-го года. Водный проход из Анивского залива в залив Мордвинова и наоборот
Фрагмент японской карты Сахалина 1854-го года. Водный проход из Анивского залива в залив Мордвинова и наоборот

Однажды фрагмент этой карты мне прислал мой товарищ, который спросил, знаю ли я, почему японцы так нарисовали. Я тогда ответил, конечно, мол такого тогда не было, но предположил, что таким образом они изобразили короткий (почти полностью водный) путь из залива Анива на восточное побережье острова. В конце концов этим коротким путём издревле пользовались местные аборигены (айны), также им прошёл японский путешественник Мамия Риндзо в начале XIX-го века.

В самом деле в этих местах имеются лишь два узких участка земли, которые разделяют воды заливов. Первый - шириной менее 5 километров - между южным берегом озера Тунайча и северным берегом озера Большое Чибисанское, а второй - шириной всего 300 с лишним метров - между озером Малое Чибисанское и берегом залива Анива (в южной части с. Озёрское). Хотя с Малого Чибисанского озера возможно выйти в Аниву длинным путём - сначала по реке Проточной до оз. Малого Вавайского, потом из него рекой Аракуль до оз. Выселкового (оно же известно как Малое Буссе), а из Выселкового уже через лагуну Буссе - в залив, только такой путь займёт не менее 20-ти километров.

Так вот, ответив товарищу тогда, я ещё не знал, что в XIX-ом веке имела место идея прорыть в указанных местах каналы, причём, предпринимались попытки осуществить этот замысел, но работы так и не были завершены.

Что об этом известно? Переходим к источникам.

В первую очередь необходимо упомянуть о воспоминаниях Николая Карловича Швана, который в 1867-ом году являлся основателем и первым начальником Муравьёвского поста на берегу лагуны Буссе. Его записки «Занятие Южного Сахалина» посмертно были опубликованы в двух выпусках «Тюремного Вестника» за 1894-й год.

Шван пишет:

Малое Чиписанское озеро (ближайшее) Японцы хотели соединить с морем каналом, по которому могли бы ходить кунгасы (большие баркасы), но оставили эту работу, не окончив её, боясь, что уровень воды в озере настолько выше морского, что по прорытии канала вся вода из озера вытечет, что по моему мнению едва ли было верно...

Николай Карлович объясняет свою точку зрения тем, что если бы уровень воды действительно был выше уровня моря, вода из озера просачивалась бы через гальку пока проход в море не образовался бы естесственным путём.

С. Озёрское. Самый узкий участок между Малой Чибисанью и заливом Анива. Вид со спутника.
С. Озёрское. Самый узкий участок между Малой Чибисанью и заливом Анива. Вид со спутника.

Между тем, удайся японцам эта работа, они имели бы прекрасное водное сообщение с с. Тунайчи, стоящим на берегу Охотского моря - оставалось бы только соединить каналом большое Чиписанское озеро (второе) с большим Тунайчинским, для чего пришлось бы также прорыть канал через низкий перешеек, разделяющий эти озёра... <...> ...работа эта, мне кажется, могла быть сделана без особых трудностей...

То есть Н.К. Шван говорит о якобы начавшихся, но не окончившихся работах по прорытию канала между озером Малое Чибисанское и морем (сейчас в этом месте расположено село Озёрское). Также он вскользь намекает на важность прорытия каналов - короткое водное сообщение с восточным побережьем острова.

В 90-х годах XIX-го века на Сахалине печаталось периодическое издание - «Сахалинский календарь», в котором, помимо разной актуальной информации, имелся раздел для материалов по изучению истории острова. «Сахалинский календарь» выходил раз в году, было напечатано несколько выпусков. В одном из них (выпуск за 1897-ой год) имеется статья рыбопромышленника Г. Крамаренко «Рыбная промышленность южн. Сахалина», в которой упоминаются искусственные каналы и имеется ссылка на воспоминания Н.К. Швана.

Крамаренко:

Залив Мордвинова ещё во времена владычества японцев считался хорошим рыболовным пунктом по восточному побережью Сахалина.
Когда Сахалином владели японцы, имея главные промыслы в заливе Анива, то одна какая-то богатая японская фирма, монополизировавшая означенные промыслы, для больших удобств в отношении доставки материалов, провианта, и более скорого сообщения с промыслами в з. Мордвинова, задумала последний соединить с з. Анива искусственным каналом. Работы были начаты, но, за переходом в русские владения, как говорят, не окончены.

Крамаренко описывает свой путь с залива Мордвинова к заливу Анива, при этом упоминает, что он, двигаясь на лодке с проводником-айном по озеру Тунайча и прибыв к южному берегу озера в самом узком месте между озёрами Тунайча и Большая Чибисань, вошёл в реку, по которой продолжил двигаться вверх по течению. Вскоре он обнаружил, что течение реки значительно расширилось и углубилось, но позже приняло прежний вид. Оставив лодку, он с проводником отправился в строну озера Большая Чибисань по тропе, которая вскоре также увеличилась и «стала похожа на дорогу, местами сырую и топкую, выложенную накатником, совершенно сгнившим». Тянулась она «версты три», после чего следовала просека, которая привела к оконечности искусственного канала, поросшей кустарником и лопухом. Путь далее тянулся вдоль этого канала до самого его устья на озере Большое Чибисанское. Длину канала автор оценил в примерно 1,5-2 версты.

Вот этим то каналом, как говорят японцы, упомянутая фирма и намеревалась на лодках доставлять провиант и иметь сообщение залива Мордвинова с з. Анива. Предполагался ли он быть доведённым до самого озера Тунайчи, или его хотели оставить в таком виде и затем уже описанной просекой сухопутно следовать до упомянутого озера, - сведений добыть мне не удалось.

В этом месте текста отмечена ссылка на воспоминания Швана, якобы он писал об этом канале, однако Шван не упоминает о работах по прорытию искусственных каналов между Большой Чибисанью и Тунайчой, он пишет только о попытке соединить Малую Чибисань с заливом Анива.

Пространство между Большой Чибисанью (слева) и озером Тунайча (справа). Вид со спутника.
Пространство между Большой Чибисанью (слева) и озером Тунайча (справа). Вид со спутника.

Далее Крамаренко со спутником, взяв ранее оставленую на Большой Чибисани лодку, по этому озеру прошли в Малую Чибисань, а проехав и это озеро «пристали к устью такого же искусственного канала, рытого той же фирмой и с той же целью, в 2-х верстах южнее посёлка Чиписань» (ныне село Озёрское).

Озеро М. Чиписань отделяется от з. Анива узким перешейком, саженей в 150*, чрез который и был прорыт канал. Теперь он от з. Анива, по направлению к озеру Чиписань, саженей на 75-100** замыт...***

* 150 сажень = примерно 320 метров.

** 75-100 сажень = примерно 160-213 метров.

*** то есть замыт на две трети.

Крамаренко намекает, якобы канал Малая Чибисань - залив Анива всё-таки был прорыт, но был брошен и замыт (или замыт и брошен). Сведения эти, честно говоря, поддаются большому сомнению. Автор ещё упоминает, что переселенцы, занятые в районе озера заготовкой шпал, сплавляли их этим самым «замытым каналом», доставляя их как можно ближе к морскому берегу. Крамаренко указывает также на значительные запасы леса вокруг озёр, мол дорытие канала поспособствует более удобной транспортировке материалов. Помимо этого, канал упростил бы ход рыбы, которой приходится добираться сюда из залива Анива по рекам и озёрам около 20 км. А ещё неплохо бы восстановить и поддерживать каналы между Чибисанью и Тунайчой, используя их вместе с просеками как путь к заливу Мордвинова, где есть удобное место для создания поселения. Получается, что даже такой путь был бы всяко лучше, чем ходьба в обход. На этом интересные для нас фрагменты статьи заканчиваются.

В другом выпуске «Сахалинского календаря» за 1899-й год тоже имеется упоминание об этих искусственных каналах. Это статья врача Н. Кирилова «О маршрутах по Корсаковскому округу», в которой говорится о направлениях на юге Сахалина и условиях передвижения по ним. В то время дорог было недостаточно, где-то они были в плохом состаянии, в других местах дорог вовсе не было, поэтому наиболее развито было движение водными путями. Сахалинские айны традиционно передвигались в основном на лодках вдоль береговой черты острова, зимой использовали собачьи упряжки, а летом сухопутными путями двигались пешком, полноценных дорог конечно они не имели.

Кирилов пишет о прорытии каналов следующее:

Один богатый рыбопромышленник, владевший большими промыслами в Мауке, лет 35 назад* задумав соединить каналом озёра Большое Чиписанское и Тунайчинское, прокопал канавой большой - более двух вёрст - перешеек между ними (составляющий 7 вёрст, к тому же на пути есть речка), но не довёл своей работы до конца, вследствии разорения от неудач в рыбных промыслах; он не решился однако же прежде времени прорытия главного канала соединить Малое Чиписанское озеро с морем (всего около 250 сажен**), как говорят, из опасения, чтобы не ушла вода из озера. Мало надёжна, следовательно, была предварительно произведённая нивеллировка.
Это обстаятельство между прочим ясно свидетельствует, что описанное предприятие было совершенно частным делом и не субсидировалось японской администрацией.

* лет 35 назад = получается примерно 1864-й год.

** 250 сажень = 532,5 метра

Из приведённых выше цитат из разных источников можно сделать некоторые выводы. Как утверждают авторы, информация была собрана ими со слов людей, в том числе посредством слухов, поэтому доверять этим данным в полной мере не стоит. Тем не менее на некоторые факты можно опереться.

Нет сомнений, что работы по прорытию каналов были начаты, но не окончены. Если верить слухам того времени, причиной прекращения работ были неудачи в рыбном промысле и следовательно нехватка средств. Работы велись японцами в 1860-х годах (или во всяком случае ранее 1867-го года). В первую очередь, очевидно, делались попытки прорытия каналов между озёрами Большая Чибисань и Тунайча ввиду боязни прорытия канала в самом узком месте между Малой Чибисанью и заливом Анива, что кстати указывает на отсутствие у японцев квалифицированных специалистов.

К сожалению у меня не было возможности путешествовать в тех местах и осматривать всё лично, да и вид со спутника ничего не даёт, поэтому как-то изучить местность для меня не представляется возможным.

На этом я закончу свой рассказ, всем желаю удачи и успехов в делах. Не ленитесь читать книжки, там много интересного.

P.S. Про рыбопромышленника Крамаренко забавно писал в своей книге «Сахалин (Каторга)» журналист Влас Дорошевич. В главе «Свободные люди острова Сахалин» есть рассказ «Сахалинский Орфей», в котором критикуется Крамаренко.

Источники:

[1] Н.К. Шван - «Занятие Южного Сахалина» («Тюремный Вестник» №8, 1894 г).

[2] Г. Крамаренко «Рыбная промышленность южн. Сахалина» («Сахалинский календарь», 1897 г).

[3] Н. Кирилов «О маршрутах по Корсаковскому округу» («Сахалинский календарь», 1899 г).

Мой telegram-канал

Написать мне в telegram ✏️

Поддержать донатом 💰