В последние годы ретеллинги буквально ворвались в современную литературу и совершенно захватили читательское внимание. Термин, который раньше не был на слуху, теперь характеризует собой отдельный жанр. Отечественные и зарубежные авторы наперебой предлагают свое видение всем известных историй, от сюжетов из древнегреческой мифологии, до интерпретаций классических произведений, причем как литературных, так и кинематографических. Не обошли вниманием и знаменитый «Призрак Оперы». В 2023 году на российском рынке появилась книга Джессики С. Олсон «Спой мне о забытом».
«Призрак Оперы» - удивительное явление в литературе. Детективный роман французского журналиста Гастона Леру, написанный в самом начале ХХ столетия, стал не только единственным произведением автора, пережившем в смысле славы и популярности и его самого, и все его другие труды, но и определенно культовым, даже культурным феноменом, оказавшим огромное влияние на многие жанры. Вначале был ряд экранизаций, самая первая из которых вышла на экраны аж в 1925 (!) году (и это, конечно, немое кино), потом, волею Эндрю Ллойда Уэббера история превратилась в прекрасный мюзикл, прогремевший на весь мир и запустивший волну разных адаптаций, каверов у других музыкантов. Далее Джоэл Шумахер снял фильм с Джерардом Батлером и Эми Россам в главных ролях, и «Призрак Оперы» собрал новую "армию" поклонников, бесконечно влюбленных в героев, музыку, атмосферу тайны, загадки и практически хоррора. Книга, интерес к которой и так не угасал, стала издаваться и переиздаваться, снова и снова, побуждая сравнивать оригинал с интерпретациями и спорить, что лучше, как было бы лучше...
Я писала статью для "Мира фантастики", где подробно разбирала влияние «Призрака Оперы» на жанр ужасов, полную версию можно прочитать здесь. Повторяться не буду, хотя и сюжет романа, и личность Гастона Леру заслуживают внимания. Шутка ли - произведение популярно уже более века, второй пошел!
При такой популярности нет ничего удивительного в желании поклонников предлагать свои версии истории. Взять любой сериал, фильм или книжную вселенную: часто же бывают мысли "эх, а вот бы эти герои остались вместе!", "а вот бы это было так, а не как в каноне!". Так и рождается фанфикшн, собственно. Просто в 2020-х он наконец-то обрел узаконенное применение и позволил авторам выбраться за пределы тематических сайтов в мир "настоящей" литературы.
По сути дела, мюзикл Уэббера и основанный на нем фильм - тоже ретеллинг. Это не та история, которую написал Леру, а ее версия. Более романтичная. Менее детективная. С другим составом второстепенных персонажей. А «Спой мне о забытом» - ретеллинг ретеллинга, потому что там больше параллелей с фильмом Шумахера, нежели с романом Леру.
Ретеллинг – жанр литературы, в котором писатели переиначивают популярные сюжеты, знакомые большинству читателей. Например, спасение Белоснежки или миф об Аиде и Персефоне.
(Определение на сайте Читай-Города)
Итак, сюжет. В вымышленном мире с французским оттенком живет 17-летняя Исда. При рождении ее выкинули в колодец, потому что она уродилась гравуаром - мутантом, которых боятся с самых Темных Времен. Гравуары наделены даром магии, а еще очень уродливы лицом. Исду спас Сирил, владелец Оперы - и она живет в подвалах, никому не показываясь на глаза. Потому что если люди ее увидят, не спасет даже маска. Хотя в этом мире к существам в масках привыкли - есть же еще фандуары, но они живут в специальном месте и извлекают из людей элексир памяти. А вот гравуар может стирать воспоминания и внедрять новые. Во многом, поэтому Опера имеет такую прибыль - сопрано может сбиваться, выдавать фальшивую ноту, но об этом никто не вспомнит. Исда об этом позаботится. Но в один прекрасный день она слышит пение юноши по имени Эмерик - и ее жизнь навсегда меняется. Потому что в его воспоминаниях, которые украдкой подсматривает главная героиня, есть девочка-гравуар. Такая же, как она. Теперь Исде предстоит узнать, что кроется и за стенами оперного театра, и внутри нее самой, и за масками, неразличимыми для глаз - человеческими лицами...
Некоторая предыстория моих взаимоотношений с ретеллингами. Они отсутствуют. Нет, разумеется, я кое-что я читала - например, «Сказку о Мертвой Царевне» Пушкина и его же «Каменного гостя», «Ундину» Жуковского, «Туманы Авалона» Зиммер Брэдли, в конце концов... Нисколько не шучу, сейчас это все тоже относится к ретеллингам (в том числе, чтобы подчеркнуть, что это не новый жанр, а старо как мир). Тем не менее сказать, что мне очень хочется читать пересказы и интерпретации известных историй, мифов, легенд и иже с ними - не могу. Прочитать кокретно этот ретеллинг мне посоветовали коллеги - после моей статьи о романе Леру в МФ. Я предупредила, что с жанром не "на ты", не имею никакого представления о его законах и правилах - предупреждаю и читателей этого блога.
История, рассказанная в «Спой мне о забытом» у меня совсем не ассоциируется со словом "ретеллинг". Джессика С. Олсон создала самостоятельный мир, жестокий, местами даже жуткий, мистический. Не назову это фэнтези-произведением - вышла именно сказка, мрачная, захватывающая, тревожная и увлекательная. Если смотрели сериал "Penny dreadful" с Евой Грин ("Страшные сказки" в нашем переводе), то это ближайшая аналогия. Исключительно в хорошем смысле.
Это роман о противостоянии людей и гравуаров с фандуарами, существами с магическими способностями. Одних умерщвляют при рождении, других держат в положении управляемых, подконтрольных, почти рабов - вынуждая использовать свой дар на благо обществу людей. Этим жестоким миром правит элексир памяти - он основная валюта и ценность, в нем смысл всего, и только им можно поправить финансовые дела… Поэтому по улицам болтаются беспамятные - отдавшие слишком много, а еще дети, забытые своими родителями, которые тоже отдали чрезмерно, добровольно или принудительно…
Мне было очень интересно погрузиться в этот мир. Но не могу не отметить - во всем этом мистическом действе, тревожном, мрачном вымышленном королевстве Опера, музыка и некоторые параллели с «Призраком оперы» - не более чем декорации. Тут не классический перевертыш со сменой гендерных ролей, не любовный треугольник (нет как такового), и герой даже не отворачивается от героини, сорвав с нее маску (наоборот, у них полная и искренняя взаимность). Тут вообще другая история - сюжетная, яркая, захватывающая, не отпускающая, пока до конца не дочитаешь.
Я бы сказала, что здесь явно вдохновлялись «Призраком оперы» и, скажем так, французским сеттингом, но и только. Поэтому я бы не сказала, что «Спой мне о забытом» - ретеллинг в стандартном понимании этого термина, хотя в широком смысле в определение укладывается.
Для кого написан роман «Спой мне о забытом»? По моим ощущениям, это все-таки new adult, постарше «классического» YA. Но это не значит, что если вы давно вышли из этого возраста, книга совсем не для вас - для меня, например, она оказалась в приятном смысле ностальгической. Все эти диалоги с пикировкой, гляделки, ресницы-ключицы, проволочки вокруг секса, который так и не происходит, потому что обязательно в самый тот момент кто-то или что-то вмешивается… Классика жанра. Все мы когда-то это и читали, и смотрели, и писали с огромным удовольствием (а многие и до сих пор).
Попади мне эта история в руки лет 15 назад, прочитала бы, возможно, с восторгом от всей этой линии первых чувств - конечно, взаимных, и конечно, взаимно друг друга отталкивающих (а как иначе? Иначе в юности неинтересно!). А так - приятная улыбка ностальгии.
Единственный серьезный диссонанс для меня - оформление обложки. Настраивает на теплую радужную сказочку для читателя лет 13-14, что-то такое про подростковую любовь, принцесс или ведьмочек, а по факту добротная мрачная сказка без какой-либо ванили и, в общем-то, без хэппи-энда.
Еще один субъективный минус - финал. Он оставляет чувство недосказанности и явно намеренно, чтобы вновь привязаться к «Призраку Оперы». И это выглядит не очень. Такой интересный замес о гравуарах, фандуарах, которые вообще остаются на вторых ролях и толком не раскрываются, но не перестают интриговать - хочется узнать подробнее, понять, как будет развиваться это общество после столь мощных и, что уж, революционных событий... Но - нет.
Итог. Не скажу, что шедевр, но - вполне. Удачная мрачная сказка, о прочтении нисколько не жалею. Скажу больше, мне хотелось бы прочитать еще пару книг об этом мире, о гравуарах и фандуарах. А вот призраков с операми можно было бы и вовсе убрать из сюжета - он бы от этого только выиграл.
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал: "Тук-тук, это редактор". О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)