Найти в Дзене

Джессика С. Олсон «Спой мне о забытом»: «Призрак Оперы» попал в «Страшные сказки»

В последние годы ретеллинги буквально ворвались в современную литературу и совершенно захватили читательское внимание. Термин, который раньше не был на слуху, теперь характеризует собой отдельный жанр. Отечественные и зарубежные авторы наперебой предлагают свое видение всем известных историй, от сюжетов из древнегреческой мифологии, до интерпретаций классических произведений, причем как литературных, так и кинематографических. Не обошли вниманием и знаменитый «Призрак Оперы». В 2023 году на российском рынке появилась книга Джессики С. Олсон «Спой мне о забытом». «Призрак Оперы» - удивительное явление в литературе. Детективный роман французского журналиста Гастона Леру, написанный в самом начале ХХ столетия, стал не только единственным произведением автора, пережившем в смысле славы и популярности и его самого, и все его другие труды, но и определенно культовым, даже культурным феноменом, оказавшим огромное влияние на многие жанры. Вначале был ряд экранизаций, самая первая из которых в

В последние годы ретеллинги буквально ворвались в современную литературу и совершенно захватили читательское внимание. Термин, который раньше не был на слуху, теперь характеризует собой отдельный жанр. Отечественные и зарубежные авторы наперебой предлагают свое видение всем известных историй, от сюжетов из древнегреческой мифологии, до интерпретаций классических произведений, причем как литературных, так и кинематографических. Не обошли вниманием и знаменитый «Призрак Оперы». В 2023 году на российском рынке появилась книга Джессики С. Олсон «Спой мне о забытом».

Обложка книги - Ozon.ru
Обложка книги - Ozon.ru

«Призрак Оперы» - удивительное явление в литературе. Детективный роман французского журналиста Гастона Леру, написанный в самом начале ХХ столетия, стал не только единственным произведением автора, пережившем в смысле славы и популярности и его самого, и все его другие труды, но и определенно культовым, даже культурным феноменом, оказавшим огромное влияние на многие жанры. Вначале был ряд экранизаций, самая первая из которых вышла на экраны аж в 1925 (!) году (и это, конечно, немое кино), потом, волею Эндрю Ллойда Уэббера история превратилась в прекрасный мюзикл, прогремевший на весь мир и запустивший волну разных адаптаций, каверов у других музыкантов. Далее Джоэл Шумахер снял фильм с Джерардом Батлером и Эми Россам в главных ролях, и «Призрак Оперы» собрал новую "армию" поклонников, бесконечно влюбленных в героев, музыку, атмосферу тайны, загадки и практически хоррора. Книга, интерес к которой и так не угасал, стала издаваться и переиздаваться, снова и снова, побуждая сравнивать оригинал с интерпретациями и спорить, что лучше, как было бы лучше...

Призрак и Кристина из всем известного фильма - это очень красивая и страстная история. Кадр - Кинопоиск.ру
Призрак и Кристина из всем известного фильма - это очень красивая и страстная история. Кадр - Кинопоиск.ру

Я писала статью для "Мира фантастики", где подробно разбирала влияние «Призрака Оперы» на жанр ужасов, полную версию можно прочитать здесь. Повторяться не буду, хотя и сюжет романа, и личность Гастона Леру заслуживают внимания. Шутка ли - произведение популярно уже более века, второй пошел!

При такой популярности нет ничего удивительного в желании поклонников предлагать свои версии истории. Взять любой сериал, фильм или книжную вселенную: часто же бывают мысли "эх, а вот бы эти герои остались вместе!", "а вот бы это было так, а не как в каноне!". Так и рождается фанфикшн, собственно. Просто в 2020-х он наконец-то обрел узаконенное применение и позволил авторам выбраться за пределы тематических сайтов в мир "настоящей" литературы.

По сути дела, мюзикл Уэббера и основанный на нем фильм - тоже ретеллинг. Это не та история, которую написал Леру, а ее версия. Более романтичная. Менее детективная. С другим составом второстепенных персонажей. А «Спой мне о забытом» - ретеллинг ретеллинга, потому что там больше параллелей с фильмом Шумахера, нежели с романом Леру.

Ретеллинг – жанр литературы, в котором писатели переиначивают популярные сюжеты, знакомые большинству читателей. Например, спасение Белоснежки или миф об Аиде и Персефоне.

(Определение на сайте Читай-Города)

Задник книги - Ozon.ru
Задник книги - Ozon.ru

Итак, сюжет. В вымышленном мире с французским оттенком живет 17-летняя Исда. При рождении ее выкинули в колодец, потому что она уродилась гравуаром - мутантом, которых боятся с самых Темных Времен. Гравуары наделены даром магии, а еще очень уродливы лицом. Исду спас Сирил, владелец Оперы - и она живет в подвалах, никому не показываясь на глаза. Потому что если люди ее увидят, не спасет даже маска. Хотя в этом мире к существам в масках привыкли - есть же еще фандуары, но они живут в специальном месте и извлекают из людей элексир памяти. А вот гравуар может стирать воспоминания и внедрять новые. Во многом, поэтому Опера имеет такую прибыль - сопрано может сбиваться, выдавать фальшивую ноту, но об этом никто не вспомнит. Исда об этом позаботится. Но в один прекрасный день она слышит пение юноши по имени Эмерик - и ее жизнь навсегда меняется. Потому что в его воспоминаниях, которые украдкой подсматривает главная героиня, есть девочка-гравуар. Такая же, как она. Теперь Исде предстоит узнать, что кроется и за стенами оперного театра, и внутри нее самой, и за масками, неразличимыми для глаз - человеческими лицами...

Нейросеть Kandinsky 2.2 считает, что это Исда)
Нейросеть Kandinsky 2.2 считает, что это Исда)

Некоторая предыстория моих взаимоотношений с ретеллингами. Они отсутствуют. Нет, разумеется, я кое-что я читала - например, «Сказку о Мертвой Царевне» Пушкина и его же «Каменного гостя», «Ундину» Жуковского, «Туманы Авалона» Зиммер Брэдли, в конце концов... Нисколько не шучу, сейчас это все тоже относится к ретеллингам (в том числе, чтобы подчеркнуть, что это не новый жанр, а старо как мир). Тем не менее сказать, что мне очень хочется читать пересказы и интерпретации известных историй, мифов, легенд и иже с ними - не могу. Прочитать кокретно этот ретеллинг мне посоветовали коллеги - после моей статьи о романе Леру в МФ. Я предупредила, что с жанром не "на ты", не имею никакого представления о его законах и правилах - предупреждаю и читателей этого блога.

История, рассказанная в «Спой мне о забытом» у меня совсем не ассоциируется со словом "ретеллинг". Джессика С. Олсон создала самостоятельный мир, жестокий, местами даже жуткий, мистический. Не назову это фэнтези-произведением - вышла именно сказка, мрачная, захватывающая, тревожная и увлекательная. Если смотрели сериал "Penny dreadful" с Евой Грин ("Страшные сказки" в нашем переводе), то это ближайшая аналогия. Исключительно в хорошем смысле.

Это роман о противостоянии людей и гравуаров с фандуарами, существами с магическими способностями. Одних умерщвляют при рождении, других держат в положении управляемых, подконтрольных, почти рабов - вынуждая использовать свой дар на благо обществу людей. Этим жестоким миром правит элексир памяти - он основная валюта и ценность, в нем смысл всего, и только им можно поправить финансовые дела… Поэтому по улицам болтаются беспамятные - отдавшие слишком много, а еще дети, забытые своими родителями, которые тоже отдали чрезмерно, добровольно или принудительно…

Фандуары в Доме Памяти по версии нейросети Kandinsky 2.2
Фандуары в Доме Памяти по версии нейросети Kandinsky 2.2

Мне было очень интересно погрузиться в этот мир. Но не могу не отметить - во всем этом мистическом действе, тревожном, мрачном вымышленном королевстве Опера, музыка и некоторые параллели с «Призраком оперы» - не более чем декорации. Тут не классический перевертыш со сменой гендерных ролей, не любовный треугольник (нет как такового), и герой даже не отворачивается от героини, сорвав с нее маску (наоборот, у них полная и искренняя взаимность). Тут вообще другая история - сюжетная, яркая, захватывающая, не отпускающая, пока до конца не дочитаешь.

Я бы сказала, что здесь явно вдохновлялись «Призраком оперы» и, скажем так, французским сеттингом, но и только. Поэтому я бы не сказала, что «Спой мне о забытом» - ретеллинг в стандартном понимании этого термина, хотя в широком смысле в определение укладывается.

Забытые беспамятными родителями дети на улицах вымышленного Шанна по версии нейросети Kandinsky 2.2.
Забытые беспамятными родителями дети на улицах вымышленного Шанна по версии нейросети Kandinsky 2.2.

Для кого написан роман «Спой мне о забытом»? По моим ощущениям, это все-таки new adult, постарше «классического» YA. Но это не значит, что если вы давно вышли из этого возраста, книга совсем не для вас - для меня, например, она оказалась в приятном смысле ностальгической. Все эти диалоги с пикировкой, гляделки, ресницы-ключицы, проволочки вокруг секса, который так и не происходит, потому что обязательно в самый тот момент кто-то или что-то вмешивается… Классика жанра. Все мы когда-то это и читали, и смотрели, и писали с огромным удовольствием (а многие и до сих пор).

Попади мне эта история в руки лет 15 назад, прочитала бы, возможно, с восторгом от всей этой линии первых чувств - конечно, взаимных, и конечно, взаимно друг друга отталкивающих (а как иначе? Иначе в юности неинтересно!). А так - приятная улыбка ностальгии.

Единственный серьезный диссонанс для меня - оформление обложки. Настраивает на теплую радужную сказочку для читателя лет 13-14, что-то такое про подростковую любовь, принцесс или ведьмочек, а по факту добротная мрачная сказка без какой-либо ванили и, в общем-то, без хэппи-энда.

Обложка моей книги
Обложка моей книги

Еще один субъективный минус - финал. Он оставляет чувство недосказанности и явно намеренно, чтобы вновь привязаться к «Призраку Оперы». И это выглядит не очень. Такой интересный замес о гравуарах, фандуарах, которые вообще остаются на вторых ролях и толком не раскрываются, но не перестают интриговать - хочется узнать подробнее, понять, как будет развиваться это общество после столь мощных и, что уж, революционных событий... Но - нет.

Итог. Не скажу, что шедевр, но - вполне. Удачная мрачная сказка, о прочтении нисколько не жалею. Скажу больше, мне хотелось бы прочитать еще пару книг об этом мире, о гравуарах и фандуарах. А вот призраков с операми можно было бы и вовсе убрать из сюжета - он бы от этого только выиграл.

Исда в Шаннской опере по версии нейросети Kandinsky 2.2)
Исда в Шаннской опере по версии нейросети Kandinsky 2.2)

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, комментариям и подписке на канал!

Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал: "Тук-тук, это редактор". О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)