Найти тему
Мажаев Мемориз

Юбилей "Наутилуса Помпилиуса" и вялый трибьют

Рецензия: трибьют "Наубум" к 25-летию "Наутилуса Помпилиуса"

2009, "Мистерия звука".

Оценка: 2 из 5

Вот я раньше злой был, приятно почитать)

Трибьют к 25-летию группы "Наутилус Помпилиус" должен был стать куда более громким событием. Шутка ли — классические песни Вячеслава Бутусова перепели мэтры и рок-таланты среднего поколения, а во второй диск вошли хиты "Нау", перезаписанные нынешней бутусовской группой "Ю-Питер". Вспомним, какой резонанс вызвал проект "Кинопробы" на основе наследия Виктора Цоя. Но с "Наубум" вышел если не пшик, то близко к этому: не очень внятный концерт в честь 25-летия "Помпилиуса" и довольно ординарный трибьют, не ставший событием и забытый почти сразу после релиза. Возможно, важную роль в этом сыграло, мягко говоря, неоднозначное отношение Вячеслава Бутусова к своим ранним песням, возможно, некие недоработки инициаторов проекта. Но об отношении солиста "Нау" к песням "Нау" мы поговорим чуть ниже, а пока отметим успехи и неудачи коллег на поприще перепевания этой музыки.

Лежащий на всем проекте налет необязательности не позволяет подметить какие-то глубокие тенденции, но в глаза бросается неубедительное выступление ветеранов и уверенные выходы "Смысловых галлюцинаций", "Торбы-на-Круче" и "Ночных снайперов". Отнесясь к первоисточнику с видимым уважением, перечисленные творцы снабдили соответственно "Падал теплый снег", "Всего лишь быть" и "Колеса любви" своими аранжировками, позволившими очень известным и вполне узнаваемо исполненным песням заиграть новыми красками.

Некоторые участники трибьюта сделали ставку на оригинальность: остается снять шляпу перед франкоязычной версией "Взгляда с экрана" от "Воплей Видоплясова" и выразить недоумение выпендрежем "Ундервуда", за каким-то лядом поменявшего мелодию в "Стриптизе". Что хотели сказать Найк Борзов и "Мумий Тролль", выбравшие довольно малоизвестные вещи "Нау", осталось неизвестным. "Пикник" предсказуемо авторизовал единственную кормильцевскую песню про вампира. А вот "Алисе", "Машине времени" и Насте Полевой участие в трибьюте уважения не добавит. Полева откровенно испортила нежную "Джульетту" своей неказистой старательностью, Кинчев сделал из "Отхода на север" рокочущий, а по сути самопародийный "алисовский" зонг, а "Машина времени" вообще сотворила нечто странное: отметилась на диске, дала спеть по куплету трем из пятерых своих участников — и ни один из них и на 20% не совпал с безнадегой и страстью, которые звучали в "Скованных одной цепью" двадцать лет назад.

Так, а что же Бутусов и "Ю-Питер"? Вячеслав Геннадьевич долго не давал себя уговорить даже на разовое воссоединение "Наутилуса Помпилиуса", и эта позиция вызывала уважение. Мало кто из музыкантов так решительно отказывается кормиться на прошлых успехах и предпочитает сосредоточиться на настоящих и будущих. Тем не менее воссоединение состоялось, и уже не один раз — после чего отношение Бутусова к своим старым хитам стало прямо-таки трагическим.

Судя по всему, он осознал, что вот эти песни, от которых он так яростно отбивался, навсегда останутся его вершиной. Что ничего сравнимого он уже не сделает, хотя и будет все время пытаться. Из этого осознания, похоже, и родился диск "Mutatis Mutandis", где "Ю-Питер" играет песни "Наутилуса". В этих версиях есть и ирония, и горечь, и откровенные издевательства над своей молодостью: Бутусов обрывает знакомые проигрыши на полуноте, включает эффект заедающей пластинки, делает для "Хлоп-хлоп" аранжировку в духе группы Red Elvises, играет "Шар цвета хаки" как псевдоджаз, кладет на электронную подложку "Взгляд с экрана" и вообще всячески демонстрирует уровень своей нынешней группы.

Всё тщетно, если главным для слушателя остается бережно сохраненное в "Алене Делоне" саксофонное соло Алексея Могилевского, пусть и исполняет его теперь Иван Неклюдов. А коли так, новое прочтение теряет смысл: эти песни мог петь только 20-летний, в крайнем случае 30-летний Бутусов, нынешний уже просто не способен воспроизвести то настроение, тот нерв, благодаря которому музыку не очень уверенных в себе свердловских парней когда-то запела вся страна.

Главная практическая польза трибьюта содержится в его буклете — там Вячеслав Бутусов вспоминает всякие истории, связанные с созданием той или иной песни. Читая их, рекомендуется завести не этот альбом, а старые пластинки "Нау" - и приблизиться к состоянию гармонии.

Алексей Мажаев, InterMedia, 30 марта 2009