Нормализованный ребёнок. Введение
Этот буклет представляет собой печатное издание речи, прочитанной в 1966 году перед родителями детей в Aquinas Montessori School (Александрия, Вирджиния, США), когда школа только открылась. Позже, по просьбе родителей, был подготовлен этот буклет. Он впоследствии использовался для обучения и информирования родителей многими другими Монтессори школами и организациями.
В то время как эта беседа ограничивалась потребностями и особенностями ребенка до шестилетнего возраста, школа Aquinas с тех пор продолжила обучение детей в программах начальной школы. Перепечатывая недавно эту брошюру, я обнаружила, что в ней очень мало изменений. Прошло тридцать лет, но советы Монтессори сегодня так же актуальны, как и в 1966 году. Добавлены новые картинки, но текст практически не изменился. Дети, которые были нормализованы в возрасте шести лет, оставались такими, пока они росли вместе с нами. Они проявляли огромную силу и могущество в возрасте от шести до двенадцати лет и продолжали учиться ради обучения, демонстрируя поразительную независимость, инициативу, способность принимать решения и развитые академические навыки.
Представления доктора Монтессори о природе и потребностях ребенка на каждом этапе развития были в высшей степени здравыми и теперь проверены временем в нашей школе, а также во многих других школах по всей стране и по всему миру. Поэтому я очень благодарна Дэвиду Кану и Североамериканской Ассоциации Учителей Монтессори за возможность переиздать брошюру. Мы надеемся поделиться с новым поколением родителей взглядом Монтессори на образование как на «помощь жизни». Кэтлин Х. Футрелл, апрель 1998 г.
Самая поразительная [реакция], и такая, которая подобна волшебной палочке в смысле открывания ворот к нормальному выражению природных дарований ребенка, — это деятельность, сосредоточенная на какой-либо задаче, требующей движения рук, направляемого интеллектом. Это порождает дальнейшие действия, более глубоко укоренившиеся во внутреннем мире ребенка, такие как «повторение упражнения» и «свободный выбор». Они раскрывают истинного ребенка. Мы видим его воспламененным радостью и неутомимым в своем труде, поскольку его деятельность подобна психическому метаболизму, с которым тесно связаны его жизнь и рост. Выбор теперь является его руководящим принципом. -Мария Монтессори, Дети - другие
Главное, чтобы задача вызывала такой интерес, чтобы в нее вовлекалась вся личность. В наших школах этот момент исцеления является не точкой прибытия... но точкой отправления, после которой «свобода действия» укрепляет и развивает личность. - Мария Монтессори, Дети - другие
Мария Монтессори считала, что цель образования состоит в том, чтобы быть помощником в жизни. Оно должно выходить далеко за рамки простого приобретение знаний в различных областях культуры. Она считала, помимо этого, что дети, на которых ложится это «бремя образования», имеют совсем иную природу, чем взрослые. В то время как взрослые достигли нормы вида, дети находятся в состоянии постоянной метаморфозы, создавая для себя индивидуальности, которым им предназначено стать. И среда, в которой они развиваются, формирует их так же неизбежно, как и их генетическое наследие.
В то время как Зигмунд Фрейд занимался исследованием аномалий поведения, уходящих своими корнями в раннее детство, Монтессори подошла к проблеме детской психики, предложив подготовить идеальную среду для каждого развивающегося человека, чтобы потребности ребенка на каждом этапе были изучены, и чтобы были предусмотрены пути для удовлетворения этих потребностей. Первые группы детей, которых Монтессори взялась изучать, дали ей возможность наблюдать за этими потребностями.
Монтессори была идеально подготовлена для осуществления этого наблюдения благодаря ее опыту в антропологии и ее пониманию физиологии и неврологии ребенка. Далее она изучала работы докторов Сегена и Итара, и это стало дополнением в ее исследовании познавательных процессов ребенка.
Однако ее первые подопечные, должно быть, были проблемой даже для Монтессори. В «Методе Монтессори» она описывает их как «шестьдесят слезливых, испуганных детей, таких застенчивых, что было невозможно добиться от них разговора; с растерянными глазами, как будто они никогда ничего не видели в своей жизни».
Эти шестьдесят детей были отданы ей вместе с неподготовленным помощником, потому что домовладелец многоквартирного дома, где они жили, хотел, чтобы они были чем-то заняты и более или менее не портили стены и не вредили его собственности. Поскольку у нее не было намерения развивать педагогическую систему, у нее не было фиксированных представлений о том, чему учить этих детей. Вместо этого она наблюдала за тем, что им нужно было сделать и чему научиться, и подготовила материалы, чтобы помочь им в этих приобретениях. Она наблюдала, какие препятствия им приходилось преодолевать, и приступала к их устранению.
То, что последовало за этим, казалось невероятным даже доктору Монтессори, потому что эти обездоленные дети расцвели при этой свободе и при возможности выполнять работу, соответствующую их потребностям. Они открыли ей не только свои огромные способности к интеллектуальным достижениям, но и ранее незнакомые мягкость и безмятежность характера. Они проявляли истинно неиспорченный дух, пренебрегая поощрениями и наказаниями и находя радость в колоссальном труде, которым их занимали. Они выходили из этих трудов освеженными, как если бы это был опыт творчества, и по мере своей работы они возрастали во внутренней дисциплине и покое.
Вид этих детей, демонстрирующих действительно «нормальные» характеристики детства, был той силой, которая мотивировала Монтессори на всю оставшуюся жизнь. Этот «секрет детства» она преследовала со всей жизненной силой гения, нашедшего свое raison d'etre (свой смысл жизни - прим. переводчика), и благодаря своим неутомимым наблюдениям и усилиям выработала свое восприятие личности ребенка.
По мере того как она путешествовала из страны в страну, читая лекции, обучая учителей, помогая основывать школу за школой, то же самое явление наблюдалось везде, где были в совершенстве реализованы условия, способствующие его росту.
Этот нормализованный ребенок — это образ, который Монтессори-педагоги постоянно держат в уме. Это то, к чему мы стремимся, чего мы надеемся достичь. Однако этот ребенок появится только в том случае, если мы добросовестно подготовим себя и свои классы и если мы сможем опираться на правильную подготовку дома у ребенка.
Мы должны опираться на огромный рост, который произошел в ребенке с момента зачатия до того момента, когда он или она попадет в среду Монтессори-класса. Если мы рассмотрим самое первое окружение ребенка — утробу матери, — мы поймем, что природа дала нам ключ к идеальному окружению. Здесь у ребенка есть тепло, питание, безопасность, кров, защита и свобода развиваться без вмешательства в соответствии с замыслом природы.
Вторая среда, с которой сталкивается ребенок, — это домашняя среда. Насколько совершенной она будет, всецело зависит от того, насколько ясно понимаются потребности ребенка и насколько с любовью и бескорыстно эти потребности удовлетворяются. Мы должны рассматривать потребности ребенка так же аналитически, как мы рассматривали бы потребности растения, которое собирались вырастить. Нельзя ожидать развития совершенного растения, если его потребность в солнечном свете игнорировалась, или если солнечный свет был обеспечен, а потребность в воде игнорировалась, или если об обеих этих потребностях помнили, но растение было вынуждено расти в бедной почве.
* Оригинальное издание можно приобрести по ссылке: https://shop.montessori-namta.org/collections/namta-publications/products/the-normalized-child