Передо мной журнал "Декоративное искусство СССР" за 1957 год.
Хочу с вами поделиться материалом из статьи П. Мусиенко. "Яркая страница национального творчества", касательно Киевского экспериментального керамико-художественного завода. Дополняю заметку подборкой иллюстраций.
"Богато и разнообразно декоративное искусство украинского народа. Ковры, ткани, вышивки, резьба по дереву, декоративные росписи, мебель, керамика, стекло, художественные изделия из металла, пластмассы и других материалов ярко свидетельствуют о расцвете творчества замечательных мастеров. Какое богатство содержания в художественных мотивах, часто выраженное лаконично, одним-двумя штрихами, линиями, рисунком. Искрятся краски, поражает мастерство использования материалов и техника исполнения. Национальный стиль украинского народного искусства так же поэтичен, как песни и сказки. Сколько самобытности традиционной культуры почти в каждой вещи!
Киевский экспериментальный керамико-художественный завод пригласил на работу мастеров народных декоративных росписей из Петриковки —(Днепропетровская область). Их творчество сыграло большую роль в обновлении живописи украинской керамики и фарфора и создало новую яркую страницу народного искусства, рождённого в послеоктябрьский период."
Сильнейшим мастером декоративных росписей вот уже двадцать дет остается Марфа Тимченко. Покоряет всех фантазия этой художницы, легко и быстро рисующей причудливых птиц среди пышных цветов и трав.
В орнаментах она никогда точно не повторяет одного и того же мотива.
В процессе работы у нее выработалось тонкое умение сочетать форму предмета с декоративной росписью и находить общую яркую, но гармоничную тональность колорита.
Но, несмотря на это нельзя не отметить склонности Тимченко к излишней помпезности и перегрузке предмета рисунком.
Заслуженной известностью пользуются работы двух сестер — Галины и Веры Павленко.
Павленко по-своему тонко перерабатывают живые формы растений. В их рисунках можно найти все разновидности цветов и трав, какими так богата украинская степь.
На выставках в Киеве, Москве, Ленинграде, Львове, Венеции и других городах сестры Павленко выставляли расписные сервизы, вазы, блюда, отличавшиеся от других цветовой цельностью, умением хорошо композиционно расположить рисунок по форме фарфоровой вещи. Здесь самый материал фарфора в какой-то степени воздействует на творческую фантазию мастера.
На Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе работает и группа талантливых художников-керамистов.
Несомненный интерес представляют сервизы и отдельные подарочные вещи Александра Сорокина. Этот художник по-своему перерабатывает народные мотивы орнамента, гармонически распределяет красочные массы на плоскости.
Галина Головина и Лидия Пахарева успешно работают в области портрета и тематической живописи на фарфоре.
Многое сделано на этом заводе скульпторами Владиславом Шербиной и Григорием Молдаваном.
Щербина создал серию произведений, посвященных художественным образам украинской литературы.
В сатирических статуэтках "Лиса-модница", "Стиляга", "Медведь-деляга", "Заяц-хвастунишка" он бичует человеческие пороки, остро подмечая их у современников.
Детской тематике посвятила свои работы скульптор Ольга Рапай, лучшей ее работой остается статуэтка «Ладушки».
Вдумчивую по решению композицию фарфоровую статуэтку "Девушка с гусями" вылепил Молдаван. Ее пластическое решение построено на контрасте общей компактности формы и ажурности в деталях. Живо и динамично передано свободное движение всей группы.
Произведения скульпторов и художников завода свидетельствуют о разнообразии творческих направлений и чувстве современности в работе завода.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.