Роман крупнейшего (и совершенно неизвестного у нас) современного английского прозаика, проживающего во Франции, Адама Торпа (р.1956) «Правила перспективы» рассказывает о последних месяцах Второй мировой войны, об искусстве и о том, как трудно оставаться человеком в бесчеловечные времена.
Действие романа происходит в небольшом немецком городке Лоэнфельде. Герои произведения (если их можно назвать героями) – люди, далекие от войны и политики – служащие местного музея искусств. Их главная задача – сберечь произведения искусства от войны, не дать разграбить музей. А желающих пополнить свои домашние коллекции немало: это и американские солдаты, вошедшие в город, и «свои» солдаты Вермахта. А еще прямо над музеем рвутся снаряды, падают бомбы.
Герои романа – личности неяркие, незапоминающиеся, и это неспроста, поскольку главным действующим лицом произведения стала все же война, прозаическая, грязная, жестокая и беспощадная. При чтении не возникает ни отрицательных эмоций по отношению к немецким воинам, ни положительных эмоций по отношению к американским солдатам. Все они – жертвы большой политики и имперских амбиций. Так, американский солдат, помогая вызволить немецких женщин и детей из-под развалин рухнувшего дома, думает:
«Всего сутки прошли, как мы бомбили и обстреливали вот этих самых людей… Они были моими врагами. А теперь мы вместе старательно и осторожно трудимся, чтобы восстановить разрушенное. Вот как нам всем нужно действовать – аккуратно и старательно. Восстанавливать разрушенное. Доверить созидание добродетельным и мудрым, и с ложью тогда будет покончено».
Думают о бессмысленности войны и немецкие граждане:
«Он, герр Хоффер… будет молиться скромным домашним богам и непостижимому богу любви… Бескорыстный гражданин, хороший отец и супруг, он защитит любимых от грядущих невзгод, согреет их своей любовью».
Но возвращение к мирному и беспечному довоенному прошлому уже невозможно. Герр Хоффер думает, что после войны
«он снова станет шить на заказ пальто и костюмы у старого Мордехая Грассгрюна, как только сей виртуоз иглы и ножниц вернется из Польши или какой-нибудь Румынии и вновь откроет ателье на Фриц-Клингенбергер-штрассе».
Не знает наивный музейный работник или не хочет знать, что старый еврейский портной уже никогда не вернется из Польши?
В конце романа музей сгорает от прямого попадания снаряда, гибнут и все оставшиеся в нем служители прекрасного. Уцелела только одна картина, которая была представлена в Лоэнфельде на выставке «Мир во всем мире» уже после войны.
«Покрытое шрамами и пузырями полотно стало символом ужаса развязанной фашистами войны в глазах тысяч людей, приехавших в наш город посмотреть на изуродованные полотна, выставленные в огромном вестибюле нового здания ратуши».
Картина эта – ничем не примечательная копия с картины немецкого художника 18-го века Иоганна Кристиана Фоллердта «Пейзаж с руинами» - стала известным на всю Германскую Демократическую Республику свидетельством трагедии войны.
Роман «Правила перспективы» - чтение не развлекательное, а весьма серьезное и невеселое, но, несомненно, тема его очень важна и актуальна во все времена.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.