Один из инициаторов и участников проекта Виталий Вавилин рассказывает о том, как это было и почему памятник В.Н.Татищеву обрел народную любовь
- 2 сентября исполняется 25 лет с момента открытия памятника Василию Татищеву, но иногда кажется, что он был всегда. Кто, когда и при каких обстоятельствах придумал этот проект?
В 1996 году идея уже витала в воздухе, существовал даже макет памятника работы местного скульптора, но для реализации идеи, видимо, не хватало настоящих энтузиастов. Лично мне в голову она пришла в Лондоне: я был поражен не только количеством памятников, стоящих на площадях, в парках и скверах, но и именами скульпторов, которые их создали. По моим представлениям того времени, работы Родена или Мура должны стоять в музейных залах, а они находятся в городской среде и доступны для всех!
По возвращении в Тольятти я поделился этими соображениями с мэром Сергеем Федоровичем Жилкиным. Мы оба выросли в Тольятти, понимали, что город был построен на пустом месте, в степи, его архитектурный облик в основном ограничивался серыми коробками домов. Из памятников был только покрашенный серебрянкой типовой Ленин в Центральном парке, да стела на площади Свободы. Для нас было очевидно, что дети должны расти в более богатой архитектурной среде, это дает многое для их развития. В итоге мы сошлись во мнении, что если делать, то шедевр, и создать его должен большой мастер. Деньги? Их всегда нет. Надо сплотить вокруг идеи горожан, бизнес, банки, предприятия, и всем миром соберем. И получилось: в сентябре 1998-го мы уже открывали памятник основателю города Ставрополя В.Н. Татищеву.
- Общая сумма затрат по проекту составила 14,1 млн рублей, или $ 2,4 млн по курсу ЦБ на тот момент. Кто оплатил расходы?
Для реализации проекта был учрежден благотворительный фонд «Духовное наследие», который занимался сбором средств на строительство памятника. Свой вклад внесли многие люди и организации, всего около 500 благотворителей, которые в сумме собрали те самые 14 млн. рублей. В то время это была колоссальная сумма! Основную часть средств, более 10 млн, вложили примерно поровну АВТОВАЗ, РосЭстБанк и город. Значительные взносы сделали предприятия «Тольяттистройзаказчик» и «КуйбышевАзот».
Очень большое значение имела и нефинансовая помощь: АВТОВАЗТРАНС, ТОАЗ, другие организации выделяли дорогостоящую строительную технику, машины, рабочих, это вообще не поддается измерению. Табличка на монументе гласит, что «памятник сооружен на деньги, пожертвованные горожанами», и это действительно так.
- В сети нашлась информация, что первоначально к работе над памятником хотели привлечь скульптора Михаила Шемякина, но впоследствии выбор пал на Александра Рукавишникова. Я понимаю, почему решили обратиться к нему, но, думаю, стоит поговорить об этом.
В то время ни я, ни мэр города Сергей Жилкин не обладали особыми знаниями о скульптуре и скульпторах. На слуху была лишь пара имен – Михаил Шемякин и Эрнст Неизвестный. Они и фигурировали в наших первоначальных обсуждениях. Пригласить Рукавишникова предложил представитель мэрии Тольятти в Москве Андрей Филиппов. Уже тогда скульптор был академиком Академии художеств, народным художником РФ, руководителем кафедры скульптуры в Суриковском институте, но мы слышали о нем только в связи с памятником Высоцкому на Ваганьковском. Однако, познакомившись с Александром Иулиановичем в его мастерской в Москве, мы сразу поняли, что нам нужен именно он. Дальнейшая история подтвердила правильность нашего выбора.
- В конце 90-х и в нулевых памятник Татищеву был едва ли не главным местом притяжения горожан и гостей Тольятти, а потом изображение статуи стало самым распространенным изображением города и практически его официальным символом. Какие тольяттинские проекты, на ваш взгляд, могут дополнить памятник и, извините за патетику, обрести народную любовь?
– Думаю, что памятник основателю города заслуженно обрел народную любовь – здесь соединились и уважение к истории, и масштаб личности Татищева, и художественные достоинства, и уникальность самой скульптуры. Однако, безусловно, одного, даже самого грандиозного памятника, недостаточно. Моя мечта, чтобы в каждом сквере, на каждой площади и на каждой улице Тольятти было произведение изобразительного искусства, пока остается мечтой. Движение в эту сторону заметно – появились новые скверы, парки, набережная, но есть и проблемы. О них надо говорить отдельно.
Думаю, что памятник Татищеву реализует важную социальную функцию – служить примером духовного единения граждан ради реализации большой цели. Для постсоветского времени это было совершенно нетипично – лично участвовать в реализации культурного проекта, жертвовать средства. Возведение памятника стало проявлением социальной зрелости горожан. Возможно ли такое сегодня? Хочется верить, что да.