Найти тему
Строительный мир

Одно из самых коротких шоссе Москвы, ведущее в никуда

Когда появилось одно из самых коротких шоссе России? Почему оно имеет такое интересное название? И что за памятник промышленной архитектуры находится рядом с дорогой?

© Анатолич1 / CC BY-SA 3.0 (Начало Пакгаузного шоссе)
© Анатолич1 / CC BY-SA 3.0 (Начало Пакгаузного шоссе)

В 1942 году на карте Москвы появилось Пакгаузное шоссе, ставшее одним из самых коротких в городе. К тому же оно по сути ведет в никуда, заканчивается тупиком. В то время, 80 лет назад, эта двухполосная трасса на северо-западе столицы протяженностью всего 600 м предназначалась для связи складов Савеловского направления МЖД с основной дорожной сетью города. Отсюда и ее название.

Помещения, которые в этом месте рядом со стальной магистралью некогда возвели для хранения товаров до их отправки или выдачи получателям, именуются пакгаузами. И сегодня вдоль маршрута расположены разного рода склады, а также мастерские и автобазы.

© Анатолич1 / CC BY-SA 3.0 (Бизнес-центр «Головино-Плаза»)
© Анатолич1 / CC BY-SA 3.0 (Бизнес-центр «Головино-Плаза»)

Самое большое по площади (12,5 тыс. км) строение в шесть этажей здесь появилось в 1976-м. В наши дни оно известно как бизнес-центр «Головино-Плаза». За ним расположен кирпичный двухэтажный административный объект площадью 3 тыс. кв. м, возведенный в 1935-м. Некоторое время Пакгаузное шоссе было известно незаконными свалками, ликвидированными в 2016-м.

© С. Г. Величко / pastvu.com (Водонапорная башня, 1996 г.)
© С. Г. Величко / pastvu.com (Водонапорная башня, 1996 г.)

Когда-то в этих местах располагалось несколько деревянных домов и бараков. Местные дети любили лазить по тем самым пакгаузам. Одним из наиболее примечательных сооружений в районе шоссе является водонапорная башня, появившаяся здесь еще в царское время при ныне не существующем паровозном депо. Построили этот памятник промышленной архитектуры по типовому проекту Ивана Струкова.

Если вернуться к самому шоссе, которое по некоторым данным считается одним из самых коротких в России, то оно начинается на стыке Михайловской и Онежской улиц и идет вдоль железной дороги (на расстоянии нескольких десятков метров) в северо-восточном направлении, упираясь в итоге в тупик (см. на интерактивной карте).

© Анатолич1 / CC BY-SA 3.0 (Конец Пакгаузного шоссе, тупик)
© Анатолич1 / CC BY-SA 3.0 (Конец Пакгаузного шоссе, тупик)
  • В русский язык слово «шоссе» пришло из французского в начале XIX в. Им преимущественно называли укатанные широкие дороги. Сегодня во многих странах так именуют скоростные магистрали. Но в России этим словом называли и дороги, расположенные на окраине города (так вышло и с Пакгаузным шоссе) или ведущие из него. За многими подобными объектами название «шоссе» сохранялось, даже когда они ввиду дальнейшей застройки оказывались в городской черте.