Сегодня я расскажу вам одну из самых интересных историй о ювелирных украшениях из шкатулки британской королевской семьи. Называется мой рассказ "Сага о наборе прекрасных изумрудов, выигранных в лотерею и чуть не потерянных из-за любовной интрижки".
Наша история начинается более чем 200 лет назад. После неожиданной смерти принцессы Уэльской Шарлотты сыновьям короля Георга III пришлось изо всех сил стараться жениться и произвести на свет законного наследника престола. В 1818 г. седьмой сын короля, принц Адольф Фредерик, герцог Кембриджский, женился на молодой немецкой королевской особе — принцессе Августе Гессен-Кассельской.
Новые герцог и герцогиня Кембриджские поселились в Ганновере, где Адольф служил наместником монарха. Посещая родной Гессен, Августа решила купить лотерейные билеты государственной благотворительной лотереи во Франкфурте. К всеобщему удивлению, она выиграла небольшую шкатулку, в которой было около сорока изумрудов-кабошонов разных размеров. Камни, соответственно, стали известны как кембриджские изумруды.
После того как в 1837 г. племянница герцогской четы Виктория стала королевой, Ганновер перешёл к старшему брату Адольфа Фредерика Эрнсту-Августу. Семья Кембриджей переехала в Англию и поселилась в Кенсингтонском дворце.
После переезда принцесса Августа сделала заказ английскому ювелиру на изготовление ожерелья с пятью подвесками и пары серег из выигранных изумрудов.
У Адольфа и Августы было трое детей: принц Георг, унаследовавший Кембриджское герцогство, принцесса Августа, вышедшая замуж за великого герцога Мекленбург-Стрелицкого, и принцесса Мария Аделаида, вышедшая замуж за герцога Текского, члена королевской семьи Вюртемберга.
После смерти герцогини Кембриджской Августы в 1889 г., принцесса Мария Аделаида, герцогиня Текская, унаследовала выигранные изумруды. Наследница сохранила колье и серьги нетронутыми, но использовала ещё два изумруда, чтобы украсить одну из своих бриллиантовых корсажных брошей.
Крупное корсажное украшение было изготовлено британским ювелирным домом "Garrard". Изначально брошь украшали исключительно бриллианты. По желанию заказчицы ювелиры установили один из изумрудов в середину изделия, а другой закрепили снизу в качестве кулона. На портрете 1893 г. герцогиня Текская изображена в полном комплекте украшений с кембриджскими изумрудами.
После внезапной смерти Марии Аделаиды в 1897 г. изумруды унаследовал её второй сын, принц Франц Текский. Франц был холостяком, у него не было жены, которая могла бы использовать украшения свекрови. Однако у эффектного аристократа была любовница — Эллен Констана, супруга Фрэнсиса Нидэма, 3-го графа Килмори. Кембриджские изумруды чуть было не покинули королевские руки в 1910 г., когда Фрэнк умер от воспаления лёгких в возрасте 40 лет. Принц решил завещать наследие матери своей возлюбленной Эллен.
Как вы, наверное, можете себе представить, сестра Фрэнка, (ставшая королевой Марией всего через несколько недель после его смерти) не особо обрадовалась такому повороту. Она поручила адвокатам опечатать завещание Фрэнка и отправилась прямо к графине Килмори, чтобы вернуть изумруды. И ей это удалось!
Королева Мария сделала украшения своей семьи частью британской королевской коллекции драгоценностей.
Как только супруга короля Георга V взяла в руки изумруды, она тут же нашла им новое применение. После своей коронации в Вестминстерском аббатстве новый король и королева отправились в Индию, где присутствовали на Делийском дарбаре. К знаменательному событию королевская чета поручила мастерам "Garrard" создать новый комплект драгоценностей из наследных изумрудов. Ювелиры изготовили парюру, состоящую из тиары, ожерелья, корсажной броши и пары серег.
Изначально тиара состояла из 10 кембриджских изумрудов, закрепленных в оправе, инкрустированной бриллиантами. Ещё 9 изумрудов были применены в колье, 7 камней украшали корсажную брошь, 2 изумруда сверкали в серьгах королевы.
В Индии монархине подарили резную изумрудную брошь и колье-чокер, не имеющие отношения к кембриджскому набору. Сегодня в комплект также входит браслет с тремя кембриджскими изумрудами, классическая брошь с бриллиантами и изумрудами и кулон.
Парюра "Кембридж-Дели Дурбар" примечательна тем, что в ней сочетаются изумруды семьи королевы Марии с одними из самых крупных и впечатляющих бриллиантов из королевских хранилищ — алмазом Куллинан VII.
Через несколько лет после посещения Индии королева Мария удалила изумруды с верхней части тиары и использовала их на меньшем бриллиантовом венце. 10 камней, которые были установлены на вершине тиары "Дели Дурбар" трансформировались в подвески в виде капель на "Владимирской тиаре". Практически сразу же к ним были добавлены ещё 5 изумрудных капель. В результате общее количество изумрудов во "Владимирской тиаре" достигло 15.
Королева Елизавета II регулярно использовала "Владимирскую тиару" и другие части парюры "Кембридж-Дели Дурбар" для официальных мероприятий.
Колье-чокер "Cambridge Emerald" было подарено принцессе Диане во время её свадьбы с принцем Чарльзом в 1981 г. Леди Диана изначально использовала колье в традиционном виде на шее. Однако она произвела фурор в моде и попала в заголовки газет, когда дебютировала с колье в виде повязки на лбу. Эпатажный выход произошёл в Мельбурне во время королевского тура по Австралии. Она в очередной раз оставила свой след в стиле, создав новый тренд.
Нынешняя принцесса Уэльская представила колье-чокер "Cambridge Emerald" Choker в Бостоне на церемонии вручения награды "Earthshot Prize" 2 декабря 2022 г.