«Доча, ну как ты? Как Игорек?» - беспокойно проговорила мама, и вздохнув, продолжила:
«А то сон такой видела, плохой!»
Я приготовилась долго и внимательно слушать о маминых передвижениях в страшном сне по грязной дороге. О том, как очередной раз наш покойный папа звал ее, и остальной тревожной куламесице, которая часто снится больным и пожилым людям в возрасте, и не только.
Так начинается каждое утро, я звоню маме, прислушиваюсь к ее голосу: какая интонация, громкость и эмоциональность, и сделав вывод, что все в пределах выросшей в последнее время нормы успокаиваюсь.
Я единственная дочка у мамы, которая говорит с ней долго и вдохновенно.
Моя младшая сестра, которая живет вместе с мамой, ограничивается минимумом слов. Она просто заботится о ней: меряет давление, делает уколы, следит за приемом таблеток.
Придя с работы и убедившись в относительном благополучии с состоянием мамы, она закрывается у себя в комнате и отдыхает от школьных будней учительницы, которые последнее время стали уже каким то подвигом и самоотречением!
Из высокого предназначения быть идеалом и вести в мир знаний они превратились в обслугу, в которую может тыкнуть любой родитель и унизить своим превосходством.
Мама все понимает и не обижается, только иногда со вздохом скажет: «И в кого она такая? Замуж не вышла, от алиментов отказалась - все сама, сама. А вот пусть бы был хоть какой то мужчина, все легче было бы!»
Я не спорю с мамой, а просто напоминаю, как трудно было ей тянуть нас троих дочек, хотя и папа был, и деньги отдавал. Но проявлял любовь и заботу только трезвым, а так как таковым бывал редко, то агрессия и нервотрепка были постоянными спутниками маминой жизни и нашего детства.
И тут мама полностью меняет тему разговора и начинает проклинать то упрямство, проявленное ей в выборе парня и мужа.
Все деревенские родственники были против, включая и мать жениха - она то знала пороки своего сына, склонность к пьянству и непостоянству в отношениях с деревенскими девчатами.
Но любовь зла.....
Зато мой муж не пьет, иногда мне кажется это главным качеством сложного характера супруга.
Он любимец моей семьи: мамы, сестёр и племянницы. Покойный папа его очень уважал, а мой муж относился к тестю со взаимностью и до сих пор утверждает, что никогда не видел его агрессивным! Пьяным - да! Но добрым и внимательным!
Я не разубеждаю мужа, пусть светлая память живет в его сердце, да и мы простили отца, окутали его нимбом и святостью - так легче жить.
Я на многих не отпустила обиду в своей жизни, а папу - простила с чистым сердцем!
А мама продолжает монолог: «Вот и Полинка растет упёртая, непробиваемая - просила закрыть в грозу окна, так она психанула и обвинила меня в предрассудках!»
«А перун разломал небо пополам, молния сверкала как в преисподней. А девкам все душно, окна нараспашку. А если шаровая молния, влетит?» - не унималась мама.
Тут она ушла воспоминания:
«В детстве я с младшим братом, малые еще, пасли коров. И вдруг небо почернело, начался буран, перун так громыхал, что сердце разрывалось от страха. А молния так сверкала, что из глаз сыпались искры. Мы с Витей сели на мокрую траву, обнялись и громко плакали. Коровы сбились в кучку, перестали щипать траву - им тоже было страшно.
И тут откуда ни возьмись прямо возле наших ног пронеслась шаровая молния - такой огненный сгусток. Мы завыли от страха. Тут прибежал батька, укрыл нас в огромный брезентовый плащ и погоняя коров, мы двинулись домой под проливным дождём. Небо скрежетало раскатами грома и молнии!»
Надо отметить, что моя мама хоть и простая женщина, но хорошо владеет навыками рассказчика, говорит почти литературно, можно заслушаться ее!
Потом мы поговорили на тему готовки, как она постоянно топчется на своих больных ногах, жарит блинчики, варит борщ. И никакие увещевания о том, что надо беречь себя, не действуют на нее.
«Доча, слечь проще простого, а так хоть и устаю очень, но и огурчики надо засолить, и капусты нашинковать в банку. А девкам (так любя она называет мою сестру и племянницу) ничего не надо. Во ходили б голодными! А наготовлю, и укусят что нибудь. А то: мама, не готовь, мы не будем!!! А мне самой хочется и кисленького, и солененького, и сладенького. Вот борщ какой вкусный получился, с фасолью!»
У меня текут слюнки, мне бы кто приготовил! Я непревередливая, сьела бы все, абы самой не стоять у плиты.
Разговор снова нас уводит в воспоминания.
«Ой, для меня самое страшное - это голод. В довоенное время, как и в войну и после нее, бедность была страшная! Варили гнилые картофельные очистки, ели неспелые зеленые яблоки, абы набить живот. Морковку вытащишь из земли, обтряхнешь трохи и ешь!»- у меня уже наворачиваются слезы на глаза.
А мама продолжает: « Мама бульбы, наварит, натолчет и мы из общей миски едим. А брат еще и преснак отломит ( это что то вроде хлеба, из грубой муки и воды). И жадно ест его с картошкой.»
«Витя, не ел бы ты преснак, бульба ж густая!» - мама продолжает монолог бабушкиными словами, надо было экономить продукты.
А дети были вечно голодными, с цыпками на руках, со стоптанными до крови ногами. Им приходилось носить собранную ими же малину в город на рынок, а это сейчас 35 км от города. Но если идти по полям и лесам, то можно путь укоротить.
Бедные детские ступни горели и кровоточили, руки от тяжести немели, живот сводило от голода.
Я плачу, хотя не первый раз слышу мамин рассказ о детстве.
Если описывать все подробно, то получится целая книга. Но мне хочется запечатлеть в памяти и передать своим детям и внукам историю моих родителей.
Поэтому я постараюсь и дальше описывать мамины рассказы на своём канале. А дальше - будет видно, можно и напечатать в отдельный сборник, главное - не бояться и идти вперед со своими планами.
«Доча, ты береги Игорька, он у тебя хороший!» - в который раз упрашивает меня мама, зная, какая я бываю вредина.
И правда, хороший, а главное - не пьет (как говорила героиня фильма «Любовь и голуби»).
А я избалованная любовью своей семьи и заботой мужа, живу в мечтах и романтических бреднях, пишу стихи и рассказы, красуюсь на камеру: слава богу, голода сейчас нет, хотя многие экономят, выживают и им не до романтики.
Я часто думаю о маме, сейчас у нее жороша пенсия, многие столько не зарабатывают. Надо отдать должное государству: старикам платят, особенно после 70 лет идут надбавки по возрасту. Мама помогает младшей сестре и внучке: наша Поля будущий хирург, и для этой профессии нужен сильный и волевой характер, умение принимать решение мгновенно.
Мама гордится нами, и внучками и правнуками, но у нас в семье есть шутка: бабушка нас любит, но мы ей не нравимся!
Да, мы умные и талантливые, но главный наш общий недостаток: мы ленивые, не сажаем огород, не делаем ежедневную уборку, не моем по весне окна, не делаем закрутки на зиму - и это наш главный порок.
Да уж, не в маму мы пошли!
Вот о чем я сейчас подумала: не съездить ли мне сегодня к маме на борщ, уж очень аппетитно она утром о нем рассказывала?
А то я одна, муж колесит по Европе, готовить лень.
И отвезу маме две сумки, они мне надоели, а ей в самый раз носить через плечо - на прогулках она ходит с костылём, и сумочка нужна маленькая и легкая.
Все, пошла наводить марафет, а то мама не любит меня ненакрашенную!
.