Найти тему

Техника Коломенского завода в Музее железных дорог России

Свой 160-летний юбилей 2 сентября 2023 года отмечает Коломенский завод, сегодня входящий в состав компании «Трансмашхолдинг».

Завод выпустил тысячи вагонов различных типов, более 10000 паровозов, построил несколько десятков мостов, строил пароходы и теплоходы, производил сельскохозяйственную технику, работал для фронтов Первой мировой и Великой Отечественной войн. Трудно переоценить вклад завода в отечественное дизелестроение. Производство электровозов и тепловозов продолжается и сегодня.

Коллекция Музея железных дорог России насчитывает десять единиц подвижного состава, произведённых на Коломенском заводе. Также в нашей экспозиции можно увидеть электровоз Ссм 14 из коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта.

В зависимости от основного типа выпускаемой техники в разное время завод менял названия: машиностроительный, паровозо- и тепловозостроительный. Для удобства в тексте мы будем называть его Коломенским заводом. Итак, обзор!

Об истории завода

Начало Коломенскому заводу было положено в 1863 года, когда  военный инженер Аманд Егорович Струве построил на левом берегу реки Оки мастерские для строительства моста через неё. Новый завод стал первым в России, где строились мосты для железнодорожного и городского транспорта – прежде конструкции покупали за границей. Здесь же в 1865 году началось производство первых товарных платформ, вагонов разного типа, впоследствии – паровозов и других локомотивов.

Вагон II класса Рязано-Уральской железной дороги № 207

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Самый старый экспонат производства Коломенского завода из коллекции музея – вагон II класса, построенный для частной Рязанско-Уральской железной дороги в 1899 году.

Вагоны Рязанско-Уральской железной дороги не отличались от вагонов казённых дорог по основным конструктивным решениям, но выделялись характерными деталями, в частности – профилем крыш вагонов. В 1899 году для этой частной железной дороги Коломенским и Сормовским заводами было построено 38 вагонов II класса (мягких). Все вагоны были тележках типа Коломенского завода, имели центральное паровое отопление и газовое освещение.

После национализации РУ ж.д. и начала электрификации СССР, в вагоне был установлен котёл водяного отопления, газовое освещение заменено электрическим, а тележки заменены на тележки Пульмана.

Вагон поступил в музей из путевой машинной станции Токсово Октябрьской железной дороги.

Грузовой электровоз постоянного тока Ссм 14

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Ссм-14 – один из наиболее старых сохранившихся до настоящего времени отечественных электровозов. Он был построен в 1933 году заводами Коломенским и «Динамо». Такие локомотивы эксплуатировались на линиях Закавказской и Пермской железных дорог, переведённых на электрическую тягу в годы первых пятилеток.

В 1980-х годах электровоз был передан из депо Пермь-2 Свердловской железной дороги в коллекцию Центрального музея железнодорожного транспорта.

Бронеплощадка № 971-7518

БрФото: Виктор Казарин
БрФото: Виктор Казарин

Четырехосная зенитная бронеплощадка была изготовлена в 1941-1942 годах на Коломенском заводе на базе четырехосной платформы, построенной на вагоностроительном заводе имени газеты «Правда» в Днепродзержинске в 1939 году. Бронеплощадка входила в состав броненосца  «Коломенский рабочий» и была вооружена двумя зенитными орудиями и пулеметом. Бронепоезд участвовал в боях на различных фронтах Великой Отечественной.

Бронеплощадка № 971-7518 поступила в  музей со станции Перелетная Дальневосточной железной дороги  в 1992 году.

Грузовой паровоз ЭР750-04

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Во время Великой Отечественной Войны, в 1941–1942 годах, все крупные паровозостроительные заводы СССР, за исключением Коломенского, оказались на оккупированной территории. К 1943 году состояние паровозного парка СССР стало критическим, и производство новых локомотивов было названо «важнейшей военно-хозяйственной задачей».

Коломенскому заводу предстояло построить в III и IV кварталах 1943 года 20 паровозов серии ЭР и ещё 130 паровозов в течение 1944 года. Для выполнения задачи был переработан проект паровоза ЭР довоенного выпуска. Машины «военного» выпуска имели некоторые конструктивные особенности, многие из них получили котлы паровозов СУ, тендера паровозов СО или типа П27.

В настоящее время на постаментах и в железнодорожных музеях на постсоветском пространстве сохраняется 5 паровозов серии ЭР постройки 1943–1944 годов. В Музее железных дорог России можно увидеть паровоз ЭР750-04 постройки 1943 года.

Товарный паровоз Л-2298

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Товарный паровоз Л-2298 был построен Коломенским заводом в 1954 году и посвящён XII съезду ВЛКСМ, о чём свидетельствуют декоративные элементы. Этот локомотив работал на Московско-Рязанской железной дороге, а в 2000 году был передан в музей из депо Рославль Московской железной дороги.

Паровозы серии Л – разработка Коломенского завода (заводской тип П32). Первый паровоз серии был выпущен в 1945 году и изначально получил серию П (Победа). С 1947 года локомотивам была присвоена серия Л по имени главного конструктора паровоза – Л. С. Лебедянского.

Машинисты любили эти паровозы за надёжность, мощный котёл и высокую скорость. Их ласково называли «Лебедянками».

На Коломенском заводе серийная постройка паровозов серии Л осуществлялась до 1954 года, всего было построено 1762 паровоза.

Паровоз Л-0078

Фото: Игорь Тимофеев
Фото: Игорь Тимофеев

Паровоз Л-0078, построенный Коломенским паровозостроительным заводом в 1946 году, относится к ранней разновидности «Лебедянок». Отличительной особенностью паровоза является тендер-цистерна типа Вандербильдт. Паровозов с такими тендерами было выпущено очень немного.

Пассажирский паровоз П36-0251

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Первый паровоз Коломенского завода был выпущен в 1869 году. Последним же паровозом завода и последним пассажирским паровозом, построенным в Советском Союзе стал П36-0251, выпущенный в 1956 году.

Паровоз П36-0251 работал на Куйбышевской, Северной и Дальневосточной железных дорогах. В 1982 году был передан на завод «Дальводреммаш», где около 10 лет использовался в качестве стационарной котельной. Осенью 1991 Центральный музей Октябрьской железной дороги, преемником которого является Музей железных дорог России, приобрёл паровоз у владельца. В 1992 году музейные сотрудники переместили ценный экспонат с Дальнего Востока в Санкт-Петербург.

Грузовой тепловоз ТЭ3-1001

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Рядом с последним паровозом Коломенского завода представлен первый послевоенный тепловоз завода ТЭ3-1001. Он был построен в том же 1956 году, что и П36-0251.

Тепловоз ТЭЗ-1001 поступил в музей из депо Краснодар в 1996 году. Локомотив начал работу на Московско-Курско-Донбасской железной дороге, затем в 1957 году был передан на Юго-Восточную, а 1960 году – на Северо-Кавказскую железную дорогу. По окончании эксплуатации в грузовых перевозках тепловоз ТЭЗ-1001 долгое время использовался на работах по ремонту путевого хозяйства.

В память о том, что ТЭ3-1001 – первый послевоенный тепловоз Коломенского завода, при выпуске на него была установлена памятная табличка. В ходе эксплуатации локомотива она была утрачена, а обнаружена случайно бывшим работником Коломенского завода Борисом Ломтевым в 2023 году. В рамках деловой программы Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» АО «Трансмашхолдинг» подарил Музею железных дорог России оригинальную памятную табличку, которая вернулась на тепловоз.

Пассажирский тепловоз ТЭП60-0190

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Первые в СССР специально разработанные пассажирские тепловозы были спроектированы, а затем выпускались на Коломенском заводе в течение 25 лет.

Тепловоз ТЭП60-0190 был построен в 1967 году. С постройки он поступил на Октябрьскую железную дорогу, где эксплуатировался на протяжение двух десятилетий. Поступил в музей из депо Ленинград-Варшавский в 1987 году.

Локомотивы серии ТЭП60 работали на многих железных дорогах и в период со второй половины 1960-х до середины 1980-х гг. являлись самыми распространёнными пассажирскими тепловозами на сети МПС СССР. Большинство локомотивов этой серии было отставлено от работы и исключено из инвентаря в конце 1980-х и в 1990-е гг.

Тепловоз ТЭП70-0007

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

На смену тепловозам серии ТЭП60 в начале 1970-х годов на Коломенском заводе был создан пассажирский тепловоз ТЭП70. Тепловоз ТЭП70-0007 построен на Коломенском тепловозостроительном заводе в 1977 году в числе опытной партии тепловозов ТЭП70, которые в дальнейшем с некоторыми конструктивными отличиями были запущены в серийное производство. В настоящее время ТЭП70 являются основными пассажирскими тепловозами на сети ОАО «РЖД» и продолжают успешно эксплуатироваться на многих железных дорогах России и постсоветского пространства.

После испытаний на Белорусской железной дороге в конце 1970-х гг. тепловоз ТЭП70-0007, как экспериментальный образец, в пассажирском движении не работал. Локомотив поступил в музей из путевой машинной станции Горы Октябрьской железной дороги в 1994 году.

В начале 2000-х годов на Коломенском заводе был создан тепловоз ТЭП70БС – дальнейшее развитие конструкции серии ТЭП70. В Музее железных дорог России есть тренажёр кабины машиниста ТЭП70БС, который пользуется большой популярностью у посетителей.

Пассажирский тепловоз ТЭП80-0002

Фото: Виктор Казарин
Фото: Виктор Казарин

Опытный образец перспективного пассажирского тепловоза был построен на Коломенском заводе в 1990 году. Новый мощный локомотив разрабатывался на смену серии ТЭП70, так как объёмы пассажирского движения на сети МПС СССР в 1970-80-е годы неуклонно росли.

Техническим заданием для тепловозов ТЭП80 была установлена конструкционная скорость 160 км/ч. В ходе приёмочных испытаний ТЭП80 в 1989-1991 годах была достигнута максимальная скорость 196 км/ч. Для выявления особенностей поведения экипажной части на более высоких скоростях, было решено провести испытания со скоростями до 250 км/ч. В ходе испытательных поездок на линии Петербург – Москва 5 октября 1993 году ТЭП80-0002 развил скорость 271 км/ч, что до настоящего времени остаётся мировым рекордом для дизельных локомотивов.

Несмотря на выдающиеся скоростные и тяговые характеристики, из-за тяжелейшего экономического кризиса в России первой половины 1990-х годов, тепловозы ТЭП80 не были запущены в серийное производство. Тепловоз-рекордсмен ТЭП80-0002 в регулярную эксплуатацию не передавался, а использовался для скоростных испытаний подвижного состава. Он поступил в музей в 2007 году с экспериментального кольца ВНИИЖТ.

ТЭП80 – одно из выдающихся достижений тепловозостроения в нашей стране.

Коломенский завод являлся одним из ведущих производителей локомотивов в Российской Империи и Советском Союзе. Это одно из самых крупных и значимых предприятий в истории отечественных железных дорог.

Мы желаем коллегам процветания и выдающихся успехов!

Билеты в Музей железных дорог России: https://tickets.rzd-museum.ru/ru/#id=1

Заказать экскурсию: +7 (812) 457-23-16

Ищите нас:

ВКонтакте: https://vk.com/rzd_museum

Одноклассники: https://ok.ru/group/56865883291789

Рутуб: https://rutube.ru/channel/25384434/

Приложение «Цифровая платформа Музея железных дорог России»:

Скачать в Google Play: https://clck.ru/32SSrc

Скачать в App Store: https://clck.ru/32SSqi

Приходите в гости!

Музеи
7007 интересуются