Оксфордский, Кембриджский, Болонский - нам хорошо знакомы громкие имена европейских университетов, которые появились в Средние века. А как обстояли дела с образованием в то время в исламском мире?
Чтобы побывать в крупнейших образовательных центрах Востока, нам понадобился бы волшебный ковер-самолет и машина времени, ведь Арабский халифат в VIII-XIII вв. занимал огромную территорию от Китая до юга современной Европы. Здесь были свои центры знаний и аналоги университетов. Если быть точнее, они появились здесь раньше, чем в Европе.
Ну что ж, отправляемся в путь. Первая остановка - столица Аббасидского халифата, Багдад. Какая интересная круглая планировка у города!
Дом Мудрости, Байт аль-хи́кма был как раз внутри кольца крепостных стен. Изначально это была библиотека, но в IX в. она постепенно расширялась и стала центром переводов (в том числе, индийских и древнегреческих трудов), науки и обучения.
По некоторым сведениям халиф Аль-Мамун поощрял переводчиков и учёных пополнять библиотеку в Доме Мудрости, выплачивая им вознаграждение золотом соразмерно весу каждого подготовленного труда (согласитесь, достойная оплата!). Увы, эта первая в мире академия была разрушена при взятии Багдада монголами в 1258 г.
Говорят, воды реки Тигр еще 6 месяцев после этого текли черными, окрасившись чернилами множества книг Дома мудрости, которые захватчики сбросили в реку. Еще говорят, Тигр был черным от смытых со свитков чернил и красным от крови ученых и философов.
А сохранились ли какие-то из средневековых арабских университетов до наших дней? Да! Чтобы увидеть его, отправляемся в г. Фес (Марокко). Книга Рекордов Гиннесса признала университет Аль-Карауи́н «старейшим в мире постоянно действующим высшим учебным заведением».
859 г. считается датой основания этого университета. В это время было закончено строительство мечети, при которой и возник университет. Спонсором строительства была Фатима аль-Фихри, наследница богатого рода эмигрантов из Туниса. Неожиданно, правда? Не очень соответствует нашим среднестатистическим представлениям о роли женщин в высшем образовании в Средние века…
Какие предметы изучались в Аль-Карауин? Помимо богословия в программу входили также грамматика, риторика, логика, медицина, математика, астрономия, химия, история, география и музыка. Университет был прекрасно оснащен, особенно астрономическим инструментарием, приборами учета времени, астролябиями…
Из-за большого количества желающих поступить в университет были введены вступительные экзамены, точно так же как и в современных университетах. В те времена минимальными требованиями поступающего в университет были знание всего Корана наизусть, совершенное владение арабским языком и общие сведения о науке.
Теперь давайте отправимся в Египет. Мечеть Аль-Азха́р в Каире - еще один пример мечети-университета. В 972 г. здесь стали читать лекции по основам шиизма, а затем в 988 г. появилось медресе. Благодаря расположению Каира на стыке Азии и Африки на учёбу в Аль-Азхар приезжало много иностранцев. Студенты изучали Коран и мусульманское право, а также арабский язык, логику, грамматику, риторику, философию, географию, математику, астрономию (например, вычисления фазы луны).
Изначально обучение проводили прямо во дворе мечети, но из-за большого числа иногородних студентов для них построили специальные жилые помещения (ривак). В Аль-Азхар преподавали приглашенные профессора, а талантливым студентам выплачивали стипендии.
Ну что же, продолжим наше путешествие по высшим учебным заведениям исламского мира. Пролетаем мимо Тимбукту в Мали (в XII в. в местном университете на базе мечети Санкоре училось 25 тысяч студентов!),
Кордовы и Гранады в Испании (это же католическая Европа?! Сейчас - да, а в Средние века Кордова, Гранада, Толедо и другие области Андалусии и Португалии были частью западного исламского мира)…
Что-то я подустала от нашего головокружительного полета по университетам исламского мира. Что там за купола среди пустыни? Это - Самарканд, столица империи Тимуридов. Здесь, как и в Бухаре, - десятки красивых медресе, где преподавали крупнейшие ученые того времени - вот бы побывать на лекции Авиценны! Не знаю как на лекции, но в аудитории и в общежитие к студентам мы точно заглянем. Заодно и отдохнем, и побольше узнаем о медресе.
Первоначально мечети были духовными и образовательными центрами исламского мира. Но затем была создана целая сеть образовательных учреждений - медресе.
В 1065 г. при поддержке визиря Низама аль-Мулька было открыто медресе Низамия в Багдаде, которое послужило моделью для десятков других - в Нишапуре, Герате, даже дагестанском селе Цахур…
Кстати, открытое в Цахуре в 1075 г. медресе сохранились до сих пор (в отличие от большинства медресе XI-XIII вв. на Ближнем Востоке и Средней Азии, которые, увы, не дошли до нас).
Какими были средневековые медресе?
Это были высшие учебные заведения чем-то схожие с европейскими колледжами: в медресе могли поступать примерно с 14 лет после окончания начального образования в школах при мечети (мактабах) или частных школах. Часто эти учебные заведения представляли собой комплексы из аудиторий, студенческих «общежитий», библиотек, мечетей и мавзолеев.
Сколько стоило обучение в медресе?
В отличие от средневековых европейских университетов, обучение в медресе было бесплатным. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений и существовали на средства богатых дарителей. Было почетно пожертвовать средства на строительство мечети или медресе и поддерживать их функционирование, спонсируя оплату преподавателей и проживание студентов. При этом «патрон» медресе мог сохранять контроль над назначениями преподавателей финансируемого медресе.
Где жили студенты - как выглядели «общежития» в средневековых исламских университетах?
В университете при мечети аль-Карауин в Марокко это были 2-3 этажные здания, выстроенные по периметру квадратного двора. Каждое такое здание вмещало от 60 до 150 студентов.
Такие постройки оставались типичными для медресе на протяжении многих веков - вот, например, медресе Улугбека XV в. в Самарканде: здания образуют прямоугольник, в центре - квадратный дворик, по углам - минареты и лекционные залы (дарсханы), которые раньше были перекрыты куполами. По периметру зданий располагались комнаты «общежития» студентов - худжры.
Всего в медресе Улугбека было 55 комнат, в каждой из которых проживало по 2 студента. Это были маленькие помещения, над дверью - форточка, сквозь которую днем в комнату проникал солнечный свет, а после захода солнца можно было видеть, горит ли свет в комнате, продолжает ли студент заниматься. Кроме спальни, в «общежитии» были и бытовые удобства - «бани» перед входом (в здании была канализация), а в углу комнаты - «кухня», можно было готовить еду, подогревать воду. В холодное время года под низкими ученическими столами стояли «печки» - так что ноги студентов были в тепле.
Что изучали в медресе и сколько длилось образование?
В медресе преподавали как религиозные дисциплины, так и светские науки: чтение вслух Корана и его толкование, исламские предания и история, арабский язык и литература, исламское право, основы исламского вероучения, а также математика, астрономия и медицина. В отличие от древнегреческой, математика исламского Средневековья носила сугубо практический характер. Основными областями ее применения были торговля, строительство, ремесло, оптика и механика.
Длительность обучения в медресе во многом зависела от желания и способностей учащегося. Специальных ограничений не существовало, так что срок обучения мог варьироваться от 5 лет (как, например, в медресе Туниса) до 16 или 21 года.
Как проходили занятия?
Студенты располагались полукругом вокруг профессора, который сидел на возвышении. Такая группа называлась халакат аль-ильм или просто халака. Для ученых и гостей, посещающих занятия, было зарезервировано специальное место рядом с лектором. В мечети Амра, что в окрестностях Каира, в свое время собиралось более 40 таких халака, а в главной мечети Каира – 120 халака.
В Средней Азии занятия могли проходить в малых группах прямо в худжрах (комнатах студентов).
Обучение велось в форме лекций с вопросами–ответами после. Лекции, научные диспуты, конспектирование и заучивание наизусть большого массива текстов - так обычно проходили занятия студентов медресе. Хотя некоторые преподаватели не разрешали студентам конспектировать во время лекций - они считали, что это отвлекает от усвоения сути материала.
Кроме того, у преподавателей были помощники-ассистенты (их количество зависело от количества студентов). В их обязанности входило повторение пройденного материала, внеурочное разъяснение сложных тем, помощь отстающим ученикам. На занятиях с большим количеством учеников, специальные помощники располагались в разных концах аудитории и повторяли слова преподавателя, чтобы сидящим далеко учеников все было хорошо слышно.
Выдавали ли дипломы по окончании медресе?
Первоначально никакие документы об окончании курса не выдавали. Постепенно с развитием системы образования появилась иджаза - разрешение, выданное конкретным учителем (не учебным заведением), на пересказ материала, усвоенного на занятиях этого преподавателя. Также иджаза могла свидетельствовать, что копия текста, сделанного учеником в ходе обучения, была полная и верная. Также разрешения-иджаза были необходимы и для того, чтобы преподавать право и заниматься юридической практикой.
Иджаза могли выдавать в устной форме, но все-таки более авторитетным было письменное разрешение: учитель писал его непосредственно на конспекте или книге ученика. Со временем иджаза стала оформляться в виде отдельного документа. Так как иджаза выдавался конкретным профессором, студент мог переходить из медресе в медресе, собирая «коллекцию» дипломов и расширяя свой уровень квалификации.