Автор
Термин «одаренный» используется для обозначения человека, наделенного особой способностью [5]; слово «дар» подразумевает, что эта способность имеет врожденные задатки. Для одаренного учащегося важно стремление их актуализировать, реализовать свой дар в учебной деятельности. Однако опыт показывает, что творчески одаренный учащийся может оказаться в своем учебном заведении в числе отстающих [2].
Нами на основании анализа релевантной научной литературы и собственных исследований выделена группа рисков для самореализации одаренного человека, видящего смысл жизни, своей активности именно в той сфере, в которой одарен (например, поиск истины при интеллектуальной одаренности, др.). Риски нами выявлялись с позиций психологии здоровья. Здоровье в настоящее время определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1948); отечественный федеральный закон №323-ФЗ дает аналогичное определение.
Рассмотрим эти группы риска.
1. В 2013 году Е. Фредриксон и соавторы (цит. по: [4. С. 177]) опубликовали результаты своего эмпирического исследования: а) переживание краткого гедонического удовольствия (связано с кратковременным получением положительных эмоций) влечет за собой негативное воздействие на иммунитет, провоцирует воспаление и снижает выработку антител (вызывает состояние, подобное стрессу); б) переживание эвдемонического удовольствия (получение наслаждения от осмысленной деятельности, направленной на служение высшим целям) имеет мягкое противовоспалительное воздействие и стимулирует выработку антител.
2. Одаренный человек может буквально стать зависимым от эндорфинов, которые его мозг производит как следствие его полной отдачи при занятии любимым делом; становясь трудоголиком, он демонстрирует своеобразную одержимость. При невозможности заниматься любимым делом, реализовывать свою одаренность выявлен риск прохождения через период депрессии, похожей на ломку после прекращения приема наркотиков (Роткопф Д., цит. по: [4. С. 179]).
3. Преграды на пути самореализации одаренного человека возможны из-за снижения его внимания к своему организму. Поведение личности (любой) предполагает ее заботу о своем здоровье (физическом и психическом), ответственность за него как за основной ресурс своей жизни; здоровый образ жизни — одно из условий самореализации личности. Недостаточный для личности уровень ее самореализации может снизить для нее ценность своего физического здоровья («Зачем жить, если все равно реализоваться не можешь?»), т.е. мера включенности личности в здоровьесберегающее поведение зависит от переживаемого ею состояния благополучия / неблагополучия [7].
4. Одаренность не всегда обеспечивает социальное благополучие ее носителю; выделяясь, он может у окружающих вызывать недовольство, зависть, другие отрицательные эмоции. Впрочем, каждая личность имеет потенциальную возможность управлять интраиндивидными составляющими своего общения [6]; с помощью своих физических и психических ресурсов через каждодневное общение она может претворять свои высшие устремления в продукты не только материального, но и социального мира. Общение предполагает выбор партнеров для общения, выбор продолжительности и глубины контактов с ними; предполагает возможность одностороннего выхода из общения, которое разрушает личность, вредит ее здоровью, самореализации и др.
5. Одаренный человек, выделяющийся среди своего окружения, может испытывать субъективное состояние психологического неблагополучия. Нередко, боясь оценки себя другими, он страдает от своеобразного «комплекса неполноценности».
6. Негармоничное развитие как риск проявления одаренности. Активная позиция одаренной личности, нахождение ею сферы, где бы она могла и хотела проявить свою одаренность, благоприятнее для ее здоровья, чем позиция пассивная. Поддержание направленности на позитивные цели (а не только, например, на избегание неудачи), культивирование саногенного (как разновидности позитивного) мышления, ориентация на высшие духовные ценности (которые могут стать регулятором в постановке каждодневных целей деятельности в различных сферах жизни, в выработке программ и выборе средств их реализации, в самооценке эффективности, пр.), социальная активность, здоровый образ жизни — задают векторы развития (духовного, психического, социального, физического), предполагая гармонию развития одаренного человека во всей его целостности.
Объективными регуляторами такого развития выступают творческие достижения в выбранной сфере деятельности, а также показатели физического и психологического здоровья. В качестве субъективного регулятора гармоничного развития можно рассматривать удовлетворенность своей жизнью (переживание радости и пр.), приписывание своей жизни высокого качества (состояние субъективного благополучия).
7. Теория особенностей, предлагаемая математиками, изучает модель мира, основанную на тонкой игре дискретного и непрерывного, является обобщением исследования функций на максимум и минимум; К. Зиман предложил называть совокупность этой теории и ее приложений теорией катастроф, которая предлагает универсальный метод исследования скачкообразных переходов, разрывов, внезапных качественных изменений. К. Зиман привел пример ее (теории Уитни) применения к исследованию творческой личности [1]. Творческая личность им описана с помощью параметров «техника», «увлеченность», «достижения»; изучалось, как меняются достижения личности в зависимости от ее увлеченности и овладения соответствующей техникой.
Установлено:
- если увлеченность невысока, то достижения монотонно и довольно медленно (на наш взгляд — в зависимости от уровня одаренности) растут по мере овладения техникой;
- если увлеченность достаточно велика, то наступают качественно новые явления: достижения могут меняться скачкообразно в зависимости от овладения техникой (область достижений, в которую человек в этом случае попадает, обозначена словом «гений»);
- рост увлеченности, не подкрепленный соответствующим ростом овладения техникой, приводит к катастрофе, при которой достижения скачком падают (человек в этом случае попадает в область, обозначенную в исследовании словом «маньяк»).
Возможны скачки из состояния «гений» в состояние «маньяк» и обратно (теория катастроф пытается найти общее правило, определяющее, как выявлять «точки возврата» состояний системы). Таким образом, достижение одаренной личностью высоких результатов связано с ее уровнем увлеченности и работоспособности, приводящим к овладению соответствующей деятельностью, техникой ее выполнения (успешность выполняемой деятельности будет сказываться не только на социальном, но и психологическом благополучии одаренной личности, на ее здоровье).
8. Стремление человека руководствоваться в своей жизни неким идеалом, абстрагируясь от мелочей жизни, креативно находя новые ресурсы для продвижения к желаемому будущему, придает личности жизнестойкость [3]. Состояния физического, психологического, социального неблагополучия жизнестойкость одаренной личности ставят под угрозу.
Таким образом, одаренная личность, чтобы реализовать свой «дар», должна научиться заботиться о своем здоровье (см. определение здоровья ВОЗ), а общество, на наш взгляд, должно способствовать ее состоянию психологического и социального благополучия, подключив для этого профессиональных психологов. Важно не только выявлять одаренных, но и психологически их сопровождать, создавая условия для их самореализации.
Литература
- Арнольд В. И. Теория катастроф. – 3-е изд., доп. – М.: Наука, 1990.
- Дубровина И. В. Истоки и условия развития психологического здоровья школьников // Вестник практической психологии образования. – 2013. – №3.
- Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.
- Поликарпов В. С., Поликарпова Е. В. Мировая элита. Кого пустят в клуб для избранных. – М.: Алгоритм, 2015.
- Ребер А. Большой толковый Психологический словарь. – М.: Вече; АСТ, 2000.
- Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. – М.: Смысл, 2002.
- Творогова Н. Д. На пути самореализации // Смысл жизни и акме. Т. 2. – М.: Смысл, 2004. – С. 179–191.
Источник: Творогова Н.Д. Психологические риски для одаренности с позиций психологии здоровья // Психология творчества и одаренности. Материалы всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. 2018. С. 232–236.
Творогова Надежда Дмитриевна
доктор психологических наук, профессор, психотерапевт высшей квалификационной категории. Профессор кафедры педагогики и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Руководитель секции «Психология здоровья» Российского психологического общества и Московского психологического общества. Член Этического комитета РПО. Член Комитета по психологии и здоровью Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA SC on Psychology and Health).
Москва