Найти тему
Новый человек

Как появляются нарциссы. 5 отрезвляющих следствий недостатков пространства и языка

В этой статье мы обсудим новый подход к тому, как формируется нарциссизм и почему нарциссы такие, какие они есть. Материал сложный, но очень важный для понимания природы нарциссического расстройства личности – основан на данных работ разных исследователей и, в частности, на одной из лекций Сэма Вакнина.

Как всегда, постараемся разобраться в очень сложной теме простым языком, но это не означает, что вы получите пережёванную кашу готовых когниций – придётся приложить определённые усилия, чтобы использовать материал для своей пользы.

Начнём с начала – с детства, ибо мы все оттуда родом. Ребёнок формирует представления о мире на основе языковых моделей, которые он воспринимает от значимых для него фигур – чаще всего это мать. С помощью языка ребёнок учится описывать, анализировать и конструировать этот мир, и себя как его часть.

Предполагается, что у людей с нарциссическим расстройством личности существует недостатки в пространственной обработке – способность анализировать и использовать пространство, и в языковой обработке – способность анализировать и использовать язык.

Предполагается, что эти два недостатка ответственны за возникновение нарциссических защит, включая ложное «Я». Так почему же у некоторых детей они возникают?

Нарцисс - это человек, потерявший свой внутренний язык, потерявший себя
Нарцисс - это человек, потерявший свой внутренний язык, потерявший себя

Проблемы с пространством и языковыми моделями возникают, как правило, из-за «жестокого обращения», которое правильней было бы называть «травмирующим поведением», потому что не обязательно включает в себя физическую жестокость, а больше влияет на формирование программ идентификации ребёнка, которые будут приводит к «принуждению к повторению» - по сути, к психозу.

Травмы вынуждают ребёнка прятаться и сводить себя к минимуму – он уходит от мира, от реальности, тем самым игнорируя, отрицая или подавляя измерения реальности через окружающее пространство. Попадание в эту ловушку приводит к тому, что ребёнок неправильно идентифицирует язык с негативной эмоциональностью, а также к тому, что у него возникают трудности в обработке речи.

Можно сказать проще – язык значимого человека или родителя берёт верх и не позволяет ребёнку развивать свой внутренний язык – язык истинного «Я». Таким образом подвергшийся психическому, физическому насилию, травмированный ребёнок отстраняется от мира, теряет доступ к пространству и пространственной обработке.

✅ Таким образом, ребёнок как бы отказывается от собственного голоса и языка, и перенимает язык и голос родителей или значимых людей – процесс, известный как идентификация, интроекция, инкорпорация.

В формировании расстройств личности у ребёнка огромную роль играют генетические особенности, которые активируются «мёртвым родителем» или «мёртвой матерью» — это термин ввёл в оборот французский психоаналитик Андре Грин.

Мёртвая мат запускает процесс формирования нарциссизма у ребёнка
Мёртвая мат запускает процесс формирования нарциссизма у ребёнка
Мёртвая мать – это живой человек, чаще, именно мать ребёнка, которая не выполняет свою биологическую программу по отношению к ребёнку – она отсутствует психически и физически, постоянно находится в депрессии и не обеспечивает жизненные потребности ребёнка, эгоистична, требовательна, гиперконтроллирующая, боготворящая, удушающая, ставящая на пьедестал ребёнка, делающая из ребёнка лучший вариант себя и так далее. Всё это – формы жестокого обращения.

Такой родитель или опекун порождает эти самые два основных недостатка, которые формируют, в частности – нарциссическое расстройство личности. Представьте ребёнка, который не может интегрироваться с реальностью, у которого нет представления о пространстве – он не может отличить внешнее от внутреннего.

Первое следствие – путаница вешнего и внутреннего

И это отличное определение психоза и нарциссизма. Психотик путает свой внутренний мир с внешним. Он считает, что его внутренний мир – это внешний мир. Нарцисс путает внешний мир с внутренним – он ошибочно полагает, что внешний мир на самом деле происходит внутри его сознания, в его голове.

✅ Нарцисс усваивает внешние объекты и продолжает взаимодействовать с восстановленными образами (репрезентациями) этих внешних объектов – у него гиперрефлексивность (озабоченность собой) в обоих направлениях. Это и есть первое следствие неспособности обрабатывать пространство.

Второе следствие – нарушение способности формировать воспоминания

При отсутствии реального взаимодействия с пространством, а также при невозможности сформировать свой язык – невозможно формировать реальные воспоминания. Это заложено в нейробиологии мозга.

Нарцисс ошибочно полагает, что внешний мир происходит у него внутри
Нарцисс ошибочно полагает, что внешний мир происходит у него внутри
Та часть мозга, которая обрабатывает воспоминания – гиппокамп, который также отвечает за пространственную ориентацию, восприятие пространства и функционирование в нём. Да, память и пространство в человеческом мозге – это одно и то же.

Поэтому дети с такими нарушениями не способны формировать воспоминания. Так он диссоциирует основной способ взаимоотношений – взаимодействие ребёнка со своей собственной жизнью, с автобиографией, он диссоциирует – отсекает их, он подавляет, отрицает и хоронит их.

✅ В дальнейшем это порождает конфабуляции. Ребёнок пытается скрыть пробелы в памяти, восполнить пропущенную информацию – он делает это, фантазируя, придумывая повествование – нарративы, которые являются правдоподобными, а затем придавая этим историям истинную ценность, хотя технически – это выглядит как ложь.

Третье следствие – это нарушение проверки реальности

Если вы не способны воспринимать пространство, если вы не умеете правильно использовать язык, если язык ассоциируется с негативными эмоциями, если пространство ассоциируется со страхом и необходимостью прятаться – поэтому необходимо отречься от реальности.

Если у вас проблемы с проверкой реальности, если вы не можете сформировать воспоминания, если вместо них конфабуляция, у вас ложное «Я», вы путаете мысли, то конечно же, вы не можете понять реальность.

Нарцисс проверяет реальность через других людей
Нарцисс проверяет реальность через других людей

А затем, в зависимости от пути, который вы избрали в детстве, вы начинаете использовать других людей для обработки и проверки реальности – они становятся вашими измерителями реальности, и это называется «внешнее восприятие» – это часть внешнего локуса контроля.

Четвёртое следствие – грандиозное магическое мышление

У ребёнка развивается магическая защита от окружающей среды, которая воспринимается как произвольная, жестокая, капризная, угрожающая, пугающая и так далее.

Магия и примитивные религии были реакцией человечества на подобные условия, когда у нас ещё не было науки. Таким образом ребёнок становится волшебником, в очках или без. Он использует магию в качестве защиты, используя магическое мышление.

Такое мышление сохраняется и во взрослой жизни. Референтное мышление – это вера в то, что все говорят о вас, все насмехаются над вами, весь мир крутится вокруг вас – это и есть проявление магического мышления. Паранойя тоже часть магического мышления – вы находитесь в центре злонамеренных заговоров против вас.

Мания величия – это вера в то, что всё происходящее происходит благодаря вам и что у вас есть способность вызывать изменения во внешней среде, просто думая о чём-то, просто представляя что-то и, конечно же, просто пожелав чего-то очень сильно, желательно, зажмурив глазки.

Магия всегда была конкурентом религии за возможность получать ресурсы от паствы
Магия всегда была конкурентом религии за возможность получать ресурсы от паствы
В настоящее время, маниакальное магическое мышление лежит в основе многих современных феноменов, таких как бизнес-коучинг, коучинг-отношений и тому подобное. Эти тренеры говорят вам, что всё, что вам нужно сделать, это действительно пожелать, подумать об этом, и вам это подаст Вселенная на блюдечке с голубой каёмочкой. Да, ещё не забудьте аффирмации каждый день долдонить.

Романтический бред или эротоманские галлюцинации – это вера в то, что другие люди влюблены в вас, испытывают к вам влечение. В этом случае магическое мышление заключается в том, что всё, что делает другой человек, является формой подачи сигналов, как будто он бессознательно хочет сблизиться с вами, потому что вы – центр любви и вы излучаете эрос.

Поэтому всё это можно смело отнести к грандиозному магическому мышлению.

Пятое следствие – развитие идентичности и нарушение её целостности

✅ Конечно же, жестокое обращение и травмы вызывают неспособность воспринимать пространство, язык, формировать воспоминания, оценивать реальность, приобретается грандиозное магическое мышление, а без воспоминаний и эмоций, сопровождающих воспоминания, нет никакой идентичности.

Невозможно увидеть то, что неимеет границ
Невозможно увидеть то, что неимеет границ
Здесь мы имеем дело с тем, что Эрикссон назвал диффузией идентичности, а сегодня мы называем нарушением идентичности – это может вызвать задержку в развитии, инфантилизм – неспособность стать взрослым, потому что нет никакой возможности отделить себя от «мёртвой матери». Нет сепарации, следовательно, нет индивидуации, а значит не будет никакой индивидуальности – личности.

✅ Кроме того, есть неспособность воспринимать обособленность других людей и их границы – потому что нет опыта отделения (сепарации). Вот почему нарциссы, пограничные, психотики и параноики, в значительной степени не могут отличить себя от окружающего мира.

Так что такой тип людей остаются эмоционально застрявшими в очень раннем детстве – примерно в возрасте двух-трёх лет – поэтому наблюдается инфантилизм.

Дуглас Адамс в своей книге «Автостопом по галактике. Опять в путь» сказал, что заблудившемуся в пространстве хотя бы не угрожает смерть от скуки.

Познавайте себя и берегите окружающих

Всеволод Парфёнов, с низким поклоном людям с нарциссическим расстройством личности, которые дают возможность познавать природу человека