После событий во Франции, рассмотренных нами в цикле публикаций про гугенотские войны, давайте переместимся северо-восточнее на территорию современных Бельгии и Нидерландов, где борьба была не менее жаркой. Более того, конфликт с Испанией в итоге вообще перерос в буржуазную революцию и полномасштабную войну за независимость. Но всё это будет очень не скоро. А пока давайте рассмотрим даже не первый этап, а пролог к войне, которую очень часто называют Восьмидесятилетней.
Сами беспорядки продлились 14 дней - с 11 по 25 августа 1566 года. Однако это был сигнал, распознать который испанцам не удалось, а последующий террор, устроенный ими, лишь усугубил ситуацию. Ну да обо всем по порядку.
Начиналось всё опять-таки на религиозной почве, которая была подогрета еще и экономическими причинами, главной из которых был рост налогов. Вообще иконоборчество (слово то какое) - это некое сформировавшееся представление о том, что необходимо разрушать (громить, осквернять) иконы, скульптуры (связанные с религией, прежде всего), другие произведения искусства, которым якобы поклонялись как идолам, символам. Нидерланды были далеко не первыми, где вспыхнуло подобное движение. Такие факты известны с глубокой древности, затем они получили очень широкое распространение в Византии. Однако пик этого движения пришелся на период Реформации. Очень видным деятелем (в чем-то даже идеологом движения) стал Ульрих Цвингли. В 1519 году он стал пастором одной из трех важнейших церквей в Цюрихе - Гросмюнстер.
Расположена она в самом центре города недалеко от места, где река Лиммат вытекает из Цюрихского озера.
Кстати, на этой же карте можно увидеть и две других церкви Цюриха - Фраумюнстер и церковь св. Петра. Так вот, Цвингли сразу же начал внедрять свои реформаторские идеи, выступил против поста, целибата и поклонения иконам во время богослужения.
Его идеи нашли продолжение в Англии, а в очень активную фазу как раз и вошли в августе 1566 года на территории современной Бельгии, которая тогда входила в состав Нидерландов. Он охватило большую часть страны. Очень сильным было волнение в Антверпене, а также на юге страны - Валансьен, и на западе - Турне, Ипр, Армантьер.
Давайте еще раз полюбуемся Антверпеном с его знаменитой статуей, которая и символизирует название города:
Всего по различным оценкам пострадало от 500 до 5500 церквей, монастырей и т.п.
Самый "знаменитый" памятник иконоборчеству сохранился в Утрехте на местном соборе.Это уже современные Нидерланды.
Власти сделали вид, что идут на компромисс. Был издан указ об отмене инквизиции, легализации кальвинизма. Но это была лишь видимость уступок. Ведь еще до издания указа в Брюссель вошел герцог Альба, наделенный диктаторскими полномочиями. В сочетании с чертами его характера это привело к массовой резне, вполне сопоставимой с Варфоломеевской ночью.
Суд герцога Альба получил в народе название "Кровавый совет". Естественно, что в итоге это не только не успокоило ситуацию, а наоборот вызвало гнев народного возмущения и в 1568 году началось уже организованное сопротивление. Но это будет уже совсем другая история.
Спасибо, что читаете мой канал! До встречи!