Найти в Дзене

Не брани его родная. Меняем нотацию на коррекцию!!!

МЕНЯЕМ НОТАЦИЮ НА КОРРЕКЦИЮ!

Не надо быть ясновидящим, чтобы утверждать: едва отшумит первосентябрьский праздник, и начнутся школьные будни, большинство семей столкнется с проблемами обучения, поведения, общения ребенка. И зачастую не только записанного в ранг «трудных», но вроде бы вполне успешного. Один хорошо учится, но грубит взрослым, конфликтует со сверстниками. Другой смышлен, добр, но пишет как курица лапой и никак не научится определять время по часам. Впрочем, может, это сущие мелочи? Как говорится, само пройдет?.. - Отнюдь не мелочи, а индивидуальные особенности развития, которые нуждаются в коррекции,- говорит нейропсихолог, руководитель центра Екатерина Сергеевна Лебедева ,- и мы готовы помочь. Приходите!

ФАКТОРЫ РИСКА

О чудодейственной коррекционной методике, с помощью которой нейропсихологи «Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции» восполняют недостающие звенья в развитии ребенка, мы впервые рассказали в статье «Вернуться в младенчество и… повзрослеть». Публикация получила большой резонанс. Сначала на консультацию, а потом и на коррекционные занятия пришло очень много ребятишек. Причем, как явно проблемных, так и благополучных, но имевших в анамнезе хотя бы одно из приведенных в публикации отягчающих обстоятельств развития. К последним, напомним, относятся следующие: • родовая травма; • кесарево сечение; • младенец не ползал вовсе или мало, причем только назад; • отиты, ларингиты до года; • гипер(гипо)тонус, хождение на цыпочках; • травмы головы, частые бытовые травмы.

- Любой из названных факторов риска указывает на желательность консультации дошкольника, младшего школьника у нейропсихолога,- говорит Екатерина Сергеевна Лебедева, и обеспокоенные родители, показавшие нам деток, поступили совершенно правильно. С помощью особых нейропсихологических методов специалисты тщательно обследовали детей, и у каждого – подчеркиваю, у каждого! – в той или иной мере оказались несформированными некоторые зоны головного мозга, что, естественно, отражалось на учебе, поведении. Коррекционная работа – тесты, игры, упражнения, дыхательная и глазодвигательная гимнастика – не прошла бесследно. У одних ребятишек восстановились, а у других улучшились такие жизненно важные психические функции, как память и внимание, восприятие и мышление, движение и воображение.

Параллельно мы работали с взрослыми – помогали понять, что у них тоже есть проблемы, зачастую перекладываемые на детей. Иные мамы просто плакали, осознав, что собственными руками создают своему чаду многие трудности. И в свою очередь начинали меняться… К приведенным факторам риска добавим статистику Института материнства и детства, в соответствии с которой 84 процентов детей Москвы и Московской области рождаются с родовыми травмами, с предрасположенностью к патологии головного мозга. Иными словами, безработица нейропсихологам не грозит.

ТРУДНО БЫТЬ РЕБЕНКОМ

Он такой невнимательный – из учебника, с доски списывает с ошибками. Он такой медлительный – не успевает закончить контрольную работу, записать в дневник домашнее задание. Он такой неуклюжий – то упадет, то обо что-то ударится, весь в синяках… Не правда ли, в этих характерных родительских стенаниях, пусть не явно, уже заложена претензия к ребенку? А уж явно-то мы и вовсе за словом в карман не полезем, так отчитаем проштрафившегося отпрыска – мало не покажется. Между тем в своих школьных неуспехах, частых травмах ребенок скорее всего мало виноват. Было время, я от души чехвостила своего младшеклассника за уйму ошибок в списываемых словах (ты невнимательный!), за жуткий почерк (ты нестарательный!).

Насколько объяснимой и извинительной мне казалась ошибка в диктанте – можно и не знать, как пишется слово,- настолько глупой и недопустимой – при списывании. Знать бы тогда, что дело не в легкомысленном отсутствии внимания и старания, во всяком случае, не только в них. Не тратить бы пыл на бессмысленные нотации, а отвести не в чем не виноватого сына к нейропсихологам «Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции». Они бы зайчика обследовали и, скорее всего, обнаружили нарушение пространственных представлений – истинную причину школьных трудностей. А потом засучили бы рукава, в группе с такими же бедолагами провели коррекцию – и, глядишь, исчезли бы ошибки, выправился почерк, как обычно и происходит в результате серии специальных занятий. Увы, такой роскошной возможности нам в свое время не представилось. Но у вас-то, уважаемые мамы нынешних «младших классов», она, слава богу, есть.

Так не ругайте же детей почем зря, а спешите им помочь! Могу сказать с уверенностью: вас порадует уже сам процесс обследования ребенка. Заинтересованно, доброжелательно, весело нейропсихологи центра посвятят общению с вами и с вашим чадом не меньше полутора часов. Подход сумеют найти к самым зажатым экземплярам – ну не бывает девочек и мальчиков, равнодушных к новым играм, творческим заданиям. Именно в такой форме проходит обследование, доставляя удовольствие детям и давая ключ к диагностированию их проблем – специалистам. Вот 12-летний паренек на вопрос, что у него выше всего, а что – ниже, не шутя, отвечает: выше – ноги, ниже – голова. Другой, на пару лет младше, смотрит на циферблат – и ошибается на час, определяя время. В обоих случаях искажены пространственные представления, что неизбежно сказывается на успеваемости в школе. Вот ребенок затрудняется скопировать незнакомые значки, фигурки и уж тем более воспроизвести их по памяти. Спрашивается, что же он спишет с доски, что запишет в дневник, если нарушено его зрительное восприятие?.. - Только не отчаивайтесь,- спешат ободрить приунывших родителей нейропсихологии,- эти и многие другие проблемы вполне решаемы. Шесть-семь месяцев занятий плюс упражнения, которые вы с нашей помощью освоите и будете делать с ребенком дома, обязательно дадут положительный результат. Когда после коррекции мы проводим повторное обследование и сравниваем его с первичным – порой сами диву даемся. Небо и земля!

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ

Обратится к моим героиням могут не только родители дошколят и младших школьников, но и подростки, и взрослые любого возраста. Мамам малышей до года расскажут, что нужно для правильного развития младенца в этот особо значимый период. Подскажут, как стимулировать разные виды ползания, разрабатывать поле зрения (то и другое архиважно для будущей успешности ребенка в той же самой начальной школе, да и в дальнейшем!). По результатам тестирования, личной беседы порекомендуют старшеклассникам наиболее благоприятный вид будущей профессиональной деятельности, предостерегут от ошибок. Посоветуют, как лучше вести себя в разных жизненных ситуациях с учетом особенностей своего характера, где легче самореализоваться. Родителям подростков помогут осознать, что психологическая драма у ребенка возможна и в 12 лет, и гораздо раньше. Откроют глаза на закономерность личностных перемен взрослеющих сына и дочери, на необходимость вслед за ними меняться и взрослеть.

По просьбе родителей проводим семинары на интересующие их темы, семейное консультирование,- говорит нейропсихолог Екатерина Лебедева. Во втором случае каждый член семьи заполняет предложенную нами анкету-опросник – ключ к выявлению причин неблагополучия в этом сложном микромире. Помогаем семье понять их и преодолеть. Обидно, что в сложных ситуациях люди все еще робко прибегают к помощи психологов, оставаясь один на один со своей бедой. Нерешаемых проблем нет, кроме, пожалуй, одной: переживание горя от потери близкого человека лечит только время (хотя и здесь возможна психологическая поддержка). Действуйте – и общими усилиями мы сумеем найти выход из самых сложных семейных коллизий.

Елена Агашина

www.neuro-psychol.ru