С открытием наследства часто открываются и семейные тайны, которые долгое время скрывались от самых близких родственников. И, как правило, тем, от кого они скрывались, ничего хорошего это не сулит.
Приведу в качеств примера случай из свежей практики Верховного суда РФ: обратившись за наследством, женщина узнала, что уже давно не была законной супругой своему покойному мужу — и эта новость едва не лишила ее половины квартиры.
После смерти мужчины (в 2021 году) его вдова обратилась к нотариусу за наследством (других родственников из первой очереди наследников у покойного не было). Дабы убедиться в том, что женщина действительно являлась супругой наследодателя, нотариус затребовал у нее свидетельство о заключении брака.
Не найдя такового у себя, женщина обратилась в отделение ЗАГСа за дубликатом. И каково же было ее удивление, когда ей выдали справку о заключении брака, где указывалось, что этот брак был прекращен еще в 2004 году (на основании решения мирового судьи).
По всей видимости, брак был расторгнут заочным решением, без участия ответчика — как это бывает, когда второй супруг не получил повестку. Еще одной новостью от покойного супруга стало сообщение нотариуса о том, что квартиру он завещал своей племяннице.
И поскольку собственником этой квартиры согласно документам был только покойный муж (хотя она покупалась в период законного брака), нотариус выдал племяннице свидетельство о праве на наследство — и та стала собственницей всей квартиры.
В отсутствие действующего свидетельства о браке женщина не могла даже претендовать на обязательную долю в наследстве супруга, т. к. не являлась ему женой на дату смерти. Ей оставался только один вариант — отстаивать свое право на половину квартиры в суде, доказывая, что это совместная собственность.
Но и здесь ее ожидал отказ: племянница заявила, что эту квартиру покойный покупал на свои личные деньги (вырученные с продажи другой квартиры, которой он владел еще до брака). Из документов следовало, что спорная квартира была куплена в тот же день, когда был зарегистрирован брак между наследодателем и его супругой.
Исходя из этого, суд признал, что за один день семейной жизни супруги вряд ли могли нажить совместные деньги для покупки квартиры — и отказал женщине, признав квартиру личной собственностью наследодателя, а племянницу — ее законной собственницей.
Вышестоящие инстанции согласились с таким решением, пока жалоба не дошла до Верховного суда РФ.
Там напомнили, что закон устанавливает презумпцию права совместной собственности супругов на имущество, приобретенное ими в браке (ст. 33, 34 СК РФ). И тот, кто хочет ее опровергнуть, должен представить доказательства обратного (что имущество покупалось на личные деньги одного из супругов).
В данном же случае суды не потребовали от племянницы доказать, что эта квартира — личная собственность наследодателя, а, наоборот, обязали супругу подтвердить, что квартира была куплена на общие средства, чего она сделать не смогла.
Кроме того, в Верховном суде обратили внимание на то, что супруги дважды состояли в браке (до 1995 года, а потом с 1997 года) — и квартира, которую продал наследодатель, покупая новую, также была приобретена им в период брака с истцом.
С учетом этого дело направили на пересмотр — и теперь у женщины появился шанс получить свою законную половину квартиры (определение ВС РФ №41-КГ23-29-К4).
О том, как супруг, на которого не оформлена общая недвижимость, может заранее предотвратить для себя подобные неприятности (избежав необходимости доказывать, что это и его собственность тоже), рассказывается в инструкции для подписчиков моего канала на платформе Boosty.