В пушкинской "Сказке о царе Салтане" немало загадок для современного читателя. Почему у явно евразийского царя Салтана сына зовут Гвидоном (Гвидо - итальянское имя)? Что такое "неуказанный товар", которым торговали корабельщики? И наконец, кем приходится главным героям загадочный персонаж – "сватья баба Бабариха"?
Мы знаем о ней, что она чья-то "сватья", что она сидит у царского трона вместе со свояченицами Салтана – ткачихой и поварихой – и что она бабушка Гвидона: "но жалеет он очей старой бабушки своей". Стало быть, мать сестёр или самого царя.
Есть, правда, две альтернативных версии. Друзья уверяли, что "сватья" – это "сваха", устроительница салтановой свадьбы. С этим я категорически не согласна, поскольку а) такого наименования свахи нигде не встречала, б) не жирно ли будет свахе сидеть у трона? Лично я не знаю ни одной сказки, где бы ей отводилось такое почетное место.
Другие уверяли, что она – повитуха, принимавшая роды, а "бабушка" – это её, повитухи, старинное название:
Впоследствии, когда я уже начинал себя помнить и с нянюшкою совершал свои прогулки по больничному саду или лужку, то няня Алена Фроловна, встречая доктора Гавриила Лукьяновича Малахова, кланялась ему и всегда говорила мне: «Смотри, вот идет твой бабушка!»
(А.М. Достоевский)
Начнём с того же довода, что в прошлый раз: повитуха – человек, конечно, важный, но... доверить ей сидеть у трона и давать советы царю? Кроме того, блогер Ольга Майорова, активно интересующаяся фольклором, верно заметила:
«Словарь языка Пушкина нам помогает в этом деле. Просто бабка в значении акушерка у него присутствует, а вот бабушка всегда, если она акушерка, описывается через словосочетание "повивальная бабушка"».
Нет, всё-таки родственница. См. словарь Даля: «Сваты, сватья — родители молодых по отношению друг к другу "и далее все родные мужа и жены, взаимно"». И, судя по "бабушке" Гвидона, – именно мать одного из его родителей. Но какого?
Думаю, у меня есть ответ. Он пришёл ко мне интуитивно.
Лично я всю жизнь была убеждена, что бабушка Гвидона Бабариха — мать ткачихи, поварихи и третьей сестры, которая ничего делать не умеет повышенно фертильной. Все со мной спорили, потому что ну «не может же мать желать дочери зла» (если знать мировую мифологию – ещё как может!). Она мать Салтана, говорили они. Это же очевидно, говорили они.
Я, конечно, готова была бы и согласиться. Но что-то во мне протестовало. Отчего-то я была уверена, что матерью Салтана Бабариха быть не может.
И наконец меня осенило. Бабариха по определению не может быть царицей. Она же баба. Низкого сословия женщина!
См., кстати, отличный пост по теме:
Конечно, у Пушкина встречается резкое высказывание в адрес другой царицы: "Чёрт ли сладит с бабой гневной!". Но здесь это не аттестация, не часть именования царицы, а просто гневная фраза, почти оскорбление. А вот "баба Бабариха" – устойчивое именование, как "девица Иванова".
И тогда всё встаёт на свои места. До исчезновения царицы Бабариха постоянно находится с дочерями в каких-то хозяйственных помещениях дворца, а после – резко переезжает ближе к трону. Бабариха злится на младшую дочь, которая выскочила замуж раньше старших (перечисление дочерей в сказках обычно идет по старшинству). Бабариха – "старая бабушка" Гвидона. Ещё и жена какого-то Бабаря...
А уж кто такой Бабарь – это отдельная тайна Пушкина, ждущая своих вдумчивых исследователей, друзья мои!
© Ольга Гурфова.
--
Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))