Первое сентября, как первый учебный день в году, часто вызывает противоречивые чувства и у детей, и у родителей. Это и ожидание чего-то нового, тревога, возможно, напряжение, смешанное с радостным ожиданием, надеждой и опасениями одновременно.
Наверняка сегодня будет звучать много напутствий, поздравлений и пожеланий. И, если первое давайте оставим учителям, то над остальным мы можем подумать сами. Хочется, чтобы и поздравления, и пожелания не ограничивались формальными клишированными фразами, которые произносятся почти без смысла и по привычке. А часто еще и с очевидным противоречием интонации и содержания, как плачущий ребенок с большим букетом на фотографии с надписью «Ура, в школу!».
С чем мы можем себя и детей поздравить искренне, а не потому, что так надо? Каких радостей мы ожидаем, или с какими успехами и надеждами мы пришли к этому дню?
Давайте спросим себя и детей, чего мы действительно ждем от этого учебного года? Что хотим себе пожелать? Чего, может быть, достигнуть? Какие цели и задачи ставим перед собой? Они могут быть совершенно разные у ребенка и родителя и не всегда иметь отношение только к школьной успеваемости и достижениям. Например, ребенок может хотеть наладить отношения с другом, с которым нехорошо расстался в конце прошлого учебного года, или подтянуть предмет, который в прошлом году не сильно давался. Мама – меньше тревожиться и вмешиваться в выполнение домашних заданий и находить больше времени для своей самореализации, а не школьных дел ребенка. А папа – находить больше проводить времени вместе, выезжать по воскресеньям загород, или вместе с сыном «освежить» курс физики, который только начнется у него в этом году.
Стоит учитывать, как психологические, социальные, так и учебные цели и задачи. А если выписать их на листке, то будет даже проще увидеть, где они, возможно, пересекаются и связаны друг с другом. Важно, чтобы все это было сформулировано именно как «хочу достигнуть», а «не хочу избежать». Чтобы без «не». Например, «хочу заработать хотя бы тройку по алгебре» вместо «не хочу ходить на алгебру», «хочу научиться эффективно взаимодействовать с учителями, принимая конструктивные взвешенные решения в интересах ребенка» вместо «не хочу конфликтов с учителями по поводу ребенка».
Попробуйте оценить, что каждый из вас может сделать для того, чтобы достигнуть того, что кажется ему важным. В конце концов, можно сделать из этого игру за общим вечерним столом, когда каждый на своем листочке выпишет свои цели и задачи на этот учебный год, то, каким образом, с помощью каких действий и приемов будет двигаться к своей цели, и каковы будут критерии того, что они достигаются, как будет себя поддерживать на этом пути. Поделитесь друг с другом. И тогда увидеть, какие разные могут быть мечты и цели, а пожелать можно по-настоящему важное и ценное.
Давайте потратим для начала усилия хотя бы для того, чтобы правильно сформулировать свои желания. Они сбываются. Особенно, если хорошо осознаются, конкретны, достижимы, мы понимаем и принимаем свою ответственность, т.е. возможность влиять на их реализацию, знаем, как получить поддержку и умеем отслеживать оценить свои достижения.
С пожеланиями в новом учебном году добиться результатов и получать удовольствия такие, какие вы себе пожелаете, и достигнуть теперь уже почти запрограммированного вами успеха.
Если Вам нужна консультация, просто напишите в WhatsApp, что хотите прийти на прием или получить онлайн-консультацию
+7 921 744 74 92 Мария Фомина
Запись на индивидуальные консультации
https://www.b17.ru/fomina_mariia/
и на групповую терапию
«Взрослые дети» https://www.b17.ru/trainings/httpsvkcomclub221417317/
Родители подростков https://www.b17.ru/trainings/httpsvkcomagoodparents/
Автор: Фомина (Христофорова) Мария Игоревна
Психолог, Кандидат психологических наук
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru