До самого суда они не разговаривали; на вопросы Аня отвечала односложно, любые попытки мужа примириться отвергала. Детям ничего не говорили.
И вот суд. Аня была уверена, что их разведут; но когда до неё дошло, что Витя остаётся с отцом, ею овладело отчаяние: как можно расстаться с любимым ребёнком, которого воспитывала с самого его рождения? Ну, пусть не с рождения, но ему и двух тогда не было, какое это имеет значение? Она помнит всё: как он обиженно поджимал губки, когда падал, как он в первый раз назвал её мамой, помнит каждое его новое слово, помнит все его детские болезни и свои бессонные ночи у его кроватки. И теперь она должна расстаться с ним? Это как вырвать кусок из сердца. Когда они вышли из зала суда, она со слезами на глазах обратилась к Мише:
-Оставь мне Витю.
-Нет -холодно ответил бывший муж.
Она плакала целую неделю. И почему она не подумала о том, что надо было усыновить сына? Никто не подсказал, а она просто растила его и растила. Любила, как родного и никогда ни о каком усыновлении даже не думала. Целую неделю она не видела Витю. Сразу после развода Миша ушёл к своей матери.
Алёнка тоже приставала:
-Мама, почему папа с Витей ушли? Я его ещё увижу?
А что могла сказать Аня? Бабушка Витина жила далеко от их дома и вряд ли Миша позволит сыну посещать бывшую школу. Скорее всего, переведёт его в школу поближе. Эту неделю Алёнка в школе брата не видела. Может, бывший муж уже забрал его документы? И кто знает, будет ли он позволять видеться?
И вот она стоит у окна и смотрит на льющиеся дождевые струи. Только что закрылась за Мишей и Витей дверь. Они приходили за своими вещами.
-Я буду искать размен -сказал на прощание Миша, не глядя в глаза Ане; а Витя прижался к ней всем своим тельцем:
-Мы ещё увидимся, мама? -и на глазах у мальчишки блестели слёзы.
А она не могла плакать. Всю неделю она рыдала, уткнувшись в подушку, чтобы не слышала Алёнка. А сегодня Аня попросила свою бабушку забрать дочку из школы: нечего лишний раз расстраивать детей.
Прошло две недели. После работы Аня сидела на диване перед телевизором. На экране происходили какие -то действия, но Аня ничего не видела. Мысли её были далеко: как там Витя? Раздался звонок в дверь и она встрепенулась: уже поздно и она никого не ждала. Алёнка выбежала из комнаты:
-Мама, это кто? – почему -то шепотом спросила она.
-Не знаю, сейчас посмотрю – Аня подошла к двери и посмотрела в глазок:
-Господи! -воскликнула она, быстро открывая замок.
На пороге стоял Витя. Он не вбежал, влетел в квартиру и кинулся к Ане. Тут же запищала от радости Алёнка и бросилась обнимать брата. Так и стояли они, обнявшись все втроём. Первой опомнилась Аня:
-Сынок, ты как к нам пришёл? А папа знает? А бабушка?
Но Витя заплакал:
-Я не хочу с ними, я убежал. Мама, не звони папе, не говори, что я у вас.
К нему и Алёнка присоединилась: не говори!
Они с удовольствием поужинали вдвоём, потом ушли в комнату и как прежде, стали болтать, рассказывая друг другу о своих новостях. Когда Аня зашла в детскую, увидела, что они сидят, обнявшись, на Алёнкиной кровати.
-Так, ребята, спать пора -скомандовала Аня -а ну, чистить зубы и в постель!
-А у меня щётки нет -развёл руками Витя.
-Значит, сегодня так ляжешь -улыбнулась Аня.
Дети улеглись в свои кроватки, а Аня позвонила Мише. Ей так не хотелось ему звонить и сообщать о том, что Витя у них, но она понимала, как там сейчас волнуются Миша с бабушкой. Там был, действительно, переполох. Они обзвонили всех Витиных друзей, учительницу и уже собирались позвонить Ане, как она позвонила сама.
-Я сейчас за ним приеду-голос Миши был растерянным
-Не надо, они уже спят. Утром приезжай перед работой.
А утром, когда приехал Миша, с детьми случилась настоящая истерика. Витя кричал, что ненавидит и папу, и бабушку; и хочет жить с мамой и Алёнкой. Алёнка кричала, чтобы папа не забирал Витю. В общем, стоял крик и слёзы. Миша с трудом забрал сына. Оставить его здесь он наотрез отказался.
Был морозный солнечный день. Снегу в этом году навалило много и он лежал высокими сугробами по боками дорожек, которые очищали дворники деревянными своими лопатами. В этот день у Ани был выходной и она спешила в магазин за продуктами. Спешила, потому что скоро должны были прийти люди смотреть квартиру: Миша нашёл удачный вариант размена. Она уже возвращалась с полными сумками, как на лавочке у подъезда увидела съежившуюся фигурку Вити.
-Витя, ты чего тут мёрзнешь? А ну, пойдём домой. Рассказывай, что случилось?
Они зашли в квартиру, разделись и Аня увидела, что руки сына просто окоченели и сильно покраснели от мороза.
-Витенька, сынок, ты совсем замёрз! Как долго ты здесь сидишь? Ты что, в школе не был?-спрашивала Аня, а сама растирала ему ручки.
-Был я в школе, только на трёх уроках, а потом нас отпустили. Учительница заболела, а я не хочу домой идти. И вообще не хочу с бабушкой и папой жить, я с вами хочу. Только ты папе больше не звони. Лучше я убегу и где -нибудь замёрзну, если ты меня не оставишь у себя.
-Сынок, да я бы рада тебя оставить, но мне никто не позволит и суд не позволит. А если ты убежишь, то тебя могут в детский дом забрать. Ты же этого не хочешь? Давай я с папой ещё поговорю. Может, он согласится, чтобы ты у нас жил?
-Не согласится он. Я уже просил. Всё равно убегу, пусть лучше в детский дом.
Пришла из школы Алёнка, снова они сидели, обнявшись с братом. А потом пришли мужчина с женщиной, ходили по квартире, присматривались. А дети внимательно за ними следили и когда «гости» ушли, подошли к Ане:
-Мама, не надо менять квартиру. Мы с Алёнкой решили уговорить папу помириться с тобой и тебя просим с папой помириться.
-А если вы не помиритесь, мы убежим…- начала Алёнка, но Витя не дал ей закончить. Он дёрнул её за руку:
-Молчи ты.
-И куда же вы убежать надумали? -удивилась Аня
Но ребята опустили головы и молчали.
- Папа меня сильно обидел, ребята, и я не могу его простить. Но это же не повод вам в бега пускаться?
-А вот и повод. Мы с папой поговорим, чтобы он у тебя хорошенько прощения попросил. Тогда мы снова будем все вместе. Мама, ты отпустишь меня с Витей к папе?
Снова Витя ночевал у них дома. Снова Аня звонила Мише и сообщала, где сын. Утром приехал бывший муж, но забрал не только сына, но и дочку. В школу в этот день идти им не нужно было: выходной.
Сумерки уже спустились на город, а Миша всё не привозил Алёнку и Аня думала, что дети до последнего не хотят расставаться. Но в 8 вечера позвонил бывший муж:
-Аня, дети у тебя?
Его вопрос убил Аню наповал. Она схватилась за сердце: поняла, что Витька с Алёнкой всё -таки убежали.
-У меня их нет. Когда ты заметил, что они пропали?
- В пять вечера они попросились погулять на полчасика. Я отпустил. Они гуляли во дворе -я в окно смотрел. Потом отвлёкся, глянул -их во дворе нет. Стал Витьке на телефон звонить, а он дома оказался, не взял его Витя с собой. Я во двор вышел, кругом всё обошёл -нет их. Друзьям и соседям звонил -ни у кого нет. Подумал, что опять к тебе Витька решил с Алёнкой пойти.
- Миша, убежали они.
-В смысле убежали? Куда?
-Не знаю я. Они уговаривали тебя со мной помириться?
-Ну, просили -как -то неуверенно ответил Миша.
-Ты отказался?
Он промолчал.
-А они меня предупреждали, что если мы не помиримся, они убегут - Аня расплакалась -в полицию надо звонить.
-Аня, я сейчас приеду, вместе будет легче искать.
Ночь они не спали. Ходили по дворам, заглядывали в деревянные домики на детских площадках и в открытые подъезды. Аня не могла сдержать рыданий: ночью мороз крепчал и она боялась, что дети обморозиться могут.
А под утро позвонили из полиции. Витю с Алёнкой нашли в электричке: они прятались за сиденьями. Аня с Мишей бегом помчались в отделение, где и увидели своих продрогших детей. Их там уже отпаивали горячим чаем.
-Что же это вы, родители, за детьми не смотрите? Так и лишиться их можно- отчитывала их женщина в кабинете ПДН.
Они вышли из отделения и Витька, упёршись взглядом в землю произнёс:
-Если не помиритесь, мы всё -равно убежим. Только вы нас тогда не найдёте.
Миша повернулся к Ане и взял её за руки:
-Анечка, видишь, как получается? Ради детей наших, прошу тебя -прости! Я никогда, никогда в жизни не позволю себе посмотреть ни на одну женщину, кроме тебя. Я люблю тебя, люблю наших детей и хочу, чтобы у нас снова была семья. Ты простишь?
Витя и Алёнка подняли головы и вопросительно посмотрели на Аню.
- Только ради наших детей я прощаю тебя, Миша. Но если…
Она не успела договорить, как Миша подхватил её на руки и закружил:
- Никаких если. Она меня простила! -закричал он на всю округу.
И Витька с Алёнкой, схватившись за руки запрыгали, как в хороводе и закричали:
-Ура! Простила!
Домой они возвращались все вместе.