Что у него в голове в такие моменты? Какую цель он преследует? Какое направление выбирает? Если ему удалось убежать, рад ли он этому?
Такие вопросы задал читатель. Ну что ж, давайте разбираться.
Начнём с вопроса "куда?"
Да куда угодно. Может убежать в любом направлении. Хоть к реке, хоть в дремучий лес.
Причин тому много: главные из них - страх, стресс или сенсорная перегрузка. Ребёнок может сбежать с шумного праздника или из огромного супермаркета.
А бывает, что детям с аутизмом просто нравится бегать. Нравится сам процесс.
Вот, например, мой сын. Он ведь совсем не ходил в раннем детстве, не ползал.
Только встал на ноги, держась за кроватку - и сразу же побежал. Совершенно не разбирая дороги. Все двери были его, все косяки. На лбу лет до трёх виднелись синие полосы.
А на улице так вообще для него было раздолье. Только отпустишь руку - и он летит с реактивной скоростью.
Тот самый мальчик, у которого постоянно путались ноги, который не мог идти и всё время падал. Вот такой парадокс.
Теперь второй вопрос: "зачем?" Ну вот хотя бы ради самого процесса. Это так здорово: ты бежишь, ветер в ушах свистит. Рай для ребёнка с полевым поведением.
Но это у маленьких так. У более старших бывает цель. Они могут вспомнить, что видели вчера в магазине большую и вкусную конфету или красивую игрушку.
Или в лес их вдруг тянет со страшной силой, где гуляли на днях всей семьёй или на пляж. И желание попасть туда снова непреодолимо.
Обычный ребёнок что сделает? Подойдёт, спросит. Хотя, знаете, и обычные дети творят всякое.
Отец Серафима, к примеру, в пять лет убежал прямо из детского сада, наслушался рассказов друга. И отправился вместе с ним искать какое-то лесное озеро. До сих пор помнит, как его потом воспитывали ремнём.
Так что хотеть от ребёнка с аутизмом? Даже говорящий не расскажет о своих планах. А если совсем невербальный, то и вообще не узнаешь мотивов побега. Просто молча скроется за горизонт.
Помните, писала про парня, который исчез ночью в соседнем городе? Так вот, он сейчас получает ле4ение и перестал убегать. А то было и так, что растворялся прямо на глазах у родителей. Выскакивал в открытые ворота, если заезжала или выезжала машина, и пропадал.
На своих двоих или на самокате....Искали по всему району.
Мне даже предоставилась однажды такая возможность, когда он внезапно уехал от нас в огромной Михайловской роще. Бегали больше часа. Нашли. Потом ещё полчаса искали самокат.
Меня после этого сильно трясло. Представляю, что испытала мама.
Да что мне представлять? Знаю. Сын когда растворился в воздухе в четыре года, у меня чуть сердце не остановилось.
Вся жизнь тогда пронеслась перед глазами. Отнялись руки и ноги. Со страху пропал голос. Это был первый раз.
А у Раисы, наверное, сто первый. На ней хоть лица не была, но бегала по роще, звала. У людей спрашивала, вдруг кто видел.
А сейчас, знаете, как? Приехали мы к ним летом в гости. Живут на первом этаже. Окно открыто настежь. На окне только сетка.
Сразу напротив окна - ворота. Те самые, через которые проезжают машины. И парень бежать не пытается. Значит, всё-таки это купируется.
Но я бы не решилась, наверное вот так запросто оставлять своего ребёнка рядом с открытым окном. Мало ли, что ему может прийти в голову.
Вот и ответ на вопрос "что у него в голове в такие моменты?"
Никто не знает. Щёлкает что-то - и всё. И казалось бы, нет никакой логики действий.
А ведь она может быть. Помните про негативизм при аутизме? Мама говорит стой, значит, что нужно делать?
Всё верно - бежать. И всё равно, что там впереди. Такие дети не осознают опасность, у них слабо развит инстинкт самосохранения.
Вот поэтому и заканчиваются побеги порой очень и очень печально. Бывает, что не находят детей. А бывают находят, но слишком поздно.
Но дело не только в негативизме. Буквально несколько месяцев назад, я была свидетелем странной "игры", в которую играла одна девочка с аутизмом сначала со своей мамой, а потом и с папой.
И очень её поведение напомнило поведение маленького Серафима. Помните, я как-то рассказывала, как он, трёхлетний, выкрутил у меня руку в магазине, пока я рассчитывалась на кассе, выпрыгнул из сандаликов и, заливаясь смехом, побежал по улице.
Я за ним. Догнала. А он ещё очень долго радовался и спрашивал: "А здорово я от тебя убежал?"
Так и эта девочка. Нравится ей не только бегать, очень любит она, чтобы её догоняли родители, специально стоит высматривает подходящий момент, когда они на секунду отвлекутся.
Телефон зазвонит или кто-то подойдёт, что-то спросит.
И сразу - шух мимо и хохочет. Мол, догоняйте меня догоняйте. Это очень весело.
Ну да....Особенно зимой по снегу вокруг стадиона . Ещё то веселье.
Вот и ответ на вопрос: "Если ребёнку с аутизмом удалось убежать, рад ли он этому?
Да, я считаю, что рад. Это потом уже состояние может измениться, когда придёт осознание, что он в незнакомом и страшном месте очень далеко от дома. А вначале всё просто отлично: во-первых свободен как птица в небе, а во вторых позабавиться можно, погонять немного родителей.
Меня тоже сын погонял один раз прилично. И этот раз был для него последним.
Больше никогда не убегал. Это я про тот случай, когда психолог сказала: "Он взрослый умный мальчик. Что вы его держите? Отпустите руку. Дайте ему свободу."
И я дала. Потом бежала между машинами до самого перекрёстка. Там беглеца отловила и выдрала как, сам понимаете, кого.
Чтоб неповадно было убегать на огромной скорости и оглядываться. И хохотать надо мной. Меня потом двое суток трясло.
И думается мне, взбучка была очень жесткой. Потому как с того момента все побеги прекратились. Было сыну тогда пять лет и девять месяцев.
О том, как обезопасить себя и ребёнка от побегов, я думаю, вам рассказывать не нужно: все знают про замки и щеколды, про то, что ключи нужно прятать подальше, особенно ночью. Не оставлять никогда открытыми двери и окна.
Если идёшь куда-то с ребёнком, нужно его одевать в очень яркую и приметную одежду. И обувь должна быть с оригинальным рисунком, чтобы можно было, в случае побега, искать по следам.
Хорошо, если вокруг дома высокий забор. Но и тут расслабляться не стоит. Вспомните ситуацию, описанную мной чуть выше.
Можно договориться с соседями, что если они вдруг увидят ребёнка одного, без вас, чтобы немедленно сообщали об этом, попытались остановить или хотя бы проследили его путь.
На самого ребёнка можно одеть значки, бейджики и браслеты с контактными номерами.
Но лучше, наверное, сделать нашивки (надписи на одежде). Почему я так говорю? Да потому что даже мой уже взрослый сын постоянно пытается от значков и от бейджиков избавиться.
Незаметно повесить на дерево или оставить на сидении в такси.
А уж малыш и подавно всё снимет с себя и выбросит.
Также можно подумать об устройстве для слежения, хотя тоже не факт, что ребёнок не попытается от него избавиться.
Ну и самое главное - нужно научить ребенка говорить (если это возможно, конечно) свое имя, пусть он запомнит номер телефона и адрес. И в случае чего сможет всё это написать.
Вот это кратко о правилах безопасности. Если кто-то ещё что-то помнит, добавит в комментариях.
А у вас терялся ребенок с аутизмом (или без)? Долго искали? Где в итоге нашли? Наказали за то, что сбежал?