Найти в Дзене
Online Garage

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах

-2

Когда-то только при одном слове «Ява» сердца подростков начинали учащенно биться в груди. Мотоциклы из Чехословакии можно было по праву называть советскими, ведь их большая часть шла на экспорт именно в СССР.

Сначала оригинальные, потом похожие на модели Иж, Jawa всегда отличались неизменным качеством сборки и надежностью. Конечно, по сравнению с современными мотоциклами «Ява» требует периодического внимания, но в советскую эпоху она считалась лучшей. Не зря мототуристы старались приобрести именно этот байк. Кстати, записей с последующими открытками по почте на покупку Jawa в СССР не было. Но мотоциклы никогда не застаивались. Желающие приобрести их сутками дежурили возле крупных магазинов, некоторые колесили по всему Советскому Союзу.

Неожиданно, но «урвать» Jawa можно было и в сельских «универмагах». Деревенские не так жаловали мотоциклы из Чехословакии, как городские. Дело не в том, что они им не нравились, просто местные исходили из доступности запчастей. Это в городе их можно было приобрести, чаще всего у перекупщиков. В магазинах детали тоже имелись, но часто не те, что нужно. Опытные мотоциклисты закупались впрок. А вот в деревне с этим были проблемы. Сегодня мы расскажем интересные факты из истории бренда Jawa. Возможно, фанаты этих мотоциклов большинство из них знают. Но всем в любом случае будет приятно вспомнить юность и запах двухтактного выхлопа от настоящей иномарки. Первый массовый «иностранец» Поставки мотоциклов Jawa в СССР официально начались в 1962 году. Модели из Чехословакии и до этого попадали в руки советских граждан, но эпизодически, в порядке частной инициативы.

А вообще, ЧССР еще в 1948 году стала участницей Совета экономической взаимопомощи. Соответственно Советский Союз обязался покупать местную продукцию и поддерживать производителей. Поэтому мотоциклы Jawa и CZ начали поставлять в СССР массово, хотя модели являлись прямыми конкурентами Иж. С другой стороны, мотопроизводство всей Чехословакии было в рамках огромного Советского Союза слишком незначительным. Но любители двухколесной техники приняли «Яву» с восторгом. А как же – это была единственная массовая иномарка, пускай и из братской социалистической страны

Кстати, Jawa не имеет ничего общего с одноименным островом. Бренд так назвал основатель – Франтишек Янечек, совместив начало своей фамилии с немецкой фирмой Wanderer. Ведь первые мотоциклы «Ява» были собраны на оборудовании и по лицензии германской компании. Jawa, к слову, появились в 1929 году. К сожалению для производителя, спросом они не пользовались. На это был ряд причин: ✅ Высокая цена ✅ Неизвестность бренда ✅ Наличие на рынке более популярных моделей, тех же Wanderer Все Jawa, которые появлялись в СССР, казались верхом совершенства как внешне, так и технически. Хотя, уже ближе к концу 70-х, чешские мотоциклы устарели. Виновен в этом косвенно Советский Союз. Ведь он забирал большую часть продукции и требовал еще. Смысл проводить глобальную модернизацию, если байки и так разбирают? Вопреки проблемам Мало кто в России знает, что «Ява» могла сгинуть в горниле Второй Мировой войны. В 1938 году Чехию захватила Германия. Мотоциклы выпускать запретили, а завод приспособили для сборки и ремонта военной техники.

Но инженеры и руководство предприятия не отчаялись. Они тайно начали разрабатывать новые модели мотоциклов и даже успели подготовить до 1 000 сборочных комплектов, спрятанных от немцев. Надо сказать, что Jawa 250, прозванная «Перак», то есть, «пружинящей», оказалась успешной. На это косвенно намекает золотая медаль, полученная в 1946 году на Парижском автосалоне. Мировая известность и разнообразие цветов Мотоциклы из Чехословакии продавались более чем в сотне стран мира. Основные рынки для бренда: ✅ СССР ✅ Турция ✅ Индия ✅ Египет Интересно, что в последних трех странах Jawa так полюбились местному населению, что там наладили их лицензионный выпуск. Кстати, это спасло чешский бренд уже в XXI веке. Именно индусы выкупили разорившуюся компанию. Почти все современные модели «Ява» выпускаются в этой стране.

Для советского человека мотоцикл «Ява», вне зависимости от версии, обязательно ассоциировался сначала с вишневым, а потом с ярко-красным цветом. Других мотоциклов чехи почему-то к нам не поставляли. Но разноцветные Jawa существовали. Они шли на рынки капиталистических стран. Местные разборчивые покупатели требовали хоть какого-то разнообразия. Кстати, когда двухтактные мотоциклы «правили балом» на мировой арене, Jawa блистала в спорте. Специально для соревнований выпускались кроссовые, шоссейно-кольцевые и даже «ледовые» модели. Многие ведущие спортсмены побеждали на «Явах», навсегда вписав этот бренд в историю. Инновации в производстве В конце 80-х мотоциклы Jawa нравились только советским любителям двухколесной техники. Для Европы, а тем более, США, они давно к тому времени устарели. Двухтактные двигатели нещадно дымили, вызывая ужас у защитников экологии. В те годы такими моторами оснащали только скутеры.

А ведь до того, как «Явы» начали поставлять в СССР, мотоциклы из Чехии считались если не лучшими, то современными и инновационными. Например, «Старушка», она же «Вишневка», для некоторых стран оснащалась автоматическим сцеплением без рычага. Эта система была запатентована, что не помешало знаменитой Honda ее скопировать и внедрить на своих мотоциклах. Впрочем, японцев за это наказали через суд – заставив платить неустойку, а потом и сбор с каждого выпущенного байка. Для ряда стран выпускали модификацию Jawa Oilmaster. Этот байк оснащался системой раздельной смазки – как на ранних Иж Планета Спорт. Двухтактный двигатель данной версии работал на смеси масла с бензином. Но смазку не нужно было заливать в топливный бак. Конструкторы предусмотрели для этого отдельную емкость.

Советские мотоциклисты такой роскоши не видели. К нам поставляли самые дешевые модификации, без всяких «наворотов». Объяснение тому простое – цена. Jawa стоили и так дороже, чем «одноклассники» Иж. Видимо, в Министерстве торговли СССР решили, что такие мотоциклы никто брать не захочет. Хотя, в небольших количествах такие «Явы» однозначно бы раскупали. Видимо, советская экономика просто не могла допустить разницы в ценах между «Ява» и Иж. При этом чешские мотоциклы все равно бы покупали. Интересно, но та же Jawa 250 «Старушка» в Европе позорно провалилась. В Советском Союзе тоже предпочитали более мощную модификацию, но за неимением выбора, разбирали и «Чекушки». Любовь «киношников» В СССР «Явы» считались самыми «пижонскими» мотоциклами. Поэтому их покупала «золотая молодежь», обеспеченные родителями хулиганы и прочие «сочувствующие». Да и вообще, парень на Jawa однозначно мог рассчитывать на большее внимание к своей персоне, как в мужской, так и женской компании.

Ничего удивительного, что советские режиссеры выбрали «крутой» байк средством передвижения бесшабашных, чаще всего, отрицательных героев. Самым популярным мотоциклистом советского кинематографа однозначно признавали Николая Караченцова в роли бандита Урри. А еще «в народе» считается, что на «Яве» ездил знаменитый Виктор Цой. На самом деле, у певца даже прав не было на мотоцикл. Сейчас некогда популярный бренд Jawa растерял славу. Но мотоциклы до сих пор выпускаются. Производитель нашел свою нишу в классе ретро. В первую очередь, благодаря деньгам индийских владельцев.