Найти тему
Анна Бердникова

Кто кого: я определяю образование или оно определяет меня?

С. Пинкер Рациональность

С большим удовольствием, хотя и медленнее, чем планировала, читаю Стивена Пинкера, его Рациональность. Читаю потому, что интересно, медленно потому, что приходится останавливаться, перечитывать еще раз, гуглить термины, смотреть параллельные источники, писать знакомым математикам и спрашивать, а что это и в самом деле так работает или считается? Могу сказать, что чтение одной книги становится полноценным курсом повышения квалификации. 

Учитывая, что специализации Стивена Пинкера - когнитивистика: лингвистика и психология, для меня такое повышение квалификации сложно переоценить. Узнала много новых понятий - одиссеев самоконтроль, экспоненциальное дисконтирование будущего...

Одиссеев самоконтроль прекрасно описан Гомером:

Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем 
Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними. 
Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит, 
Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети 
Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу. 
Звонкою песнью своею его очаруют сирены, 
Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют 
Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей. 
Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши, 
Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышал 
Спутник. А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать. 
Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко, 
Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты, 
Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.

Это к вопросу о пользе классического образования. Гомера-то я читала, местами даже в подлиннике (а что еще читать, когда изучаешь древнегреческий), но вот о таких долгоиграющих когнитивных последствиях никогда не задумывалась. А между тем, все лежит на поверхности: если пойти в магазин за продуктами сытым, то не накупишь всякой вкусной, но неполезной ерунды (на моем семейном сленге дурнемыловости), лишишь возможности витрины искушать тебя без нужды :)

Одиссей приказал привязать себя к мачте, рационально лишив себя возможности действовать, а вот его моряки залили себе уши расплавленным воском и тем самым рационально лишили себя возможности узнать. Звучит ведь очень странно: рациональная возможность не знать. Но и ею мы пользуемся регулярно! Чего стоит фраза перед рецензией книги или фильма: осторожно, спойлеры! Такая фраза создает ситуацию выбора для читателя - знать или не знать. И многие, в том числе и я выбираем не знать - вполне осознанно, следует отметить. Никакие понимания того, что "знание-сила" нас не смущает и не убеждает свернуть с намеченного пути. 

Вот эта иллюстрация сложных процессов простыми примерами, если честно завораживает. Ощущаю себя, читая гарвардского профессора, практически мольеровским господином Журденом, обнаружившим, что «и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорит прозой»...

Забавные ощущения.

Рекомендую к прочтению, в неспешном, "справочном" темпе.