О реставрации одного из старейших зданий в Воронеже – в материале обозревателя 36ON Владимира Сапунова.
Воронеж — красивый город с почти 440-летней историей. Но старинных зданий в столице Черноземья не так уж много. Главная причина, разумеется, в том, что Воронеж — один из самых пострадавших от Второй мировой войны городов в Европе. Он был разрушен, по разным оценкам на 80-90%. Поэтому и отношение к сохранившимся старым постройкам у воронежцев особое — очень трепетное и бережное. Но у капиталистов и властей города на этот счёт иногда бывает другое мнение, и представляющие историческую ценность здания, как скажем, Хлебозавод №1, идут под снос[x].
Не всегда в нашем городе успешно справляются со своей работой и реставраторы. Можно вспомнить и гостиницу «Бристоль», и «Гармошку», и Дворец Мостозавода, которые после восстановления лишились подлинных элементов архитектуры. Были вопросы и по реставрации второго по возрасту в Воронеже здания — Дома Вигеля. Поэтому всякая реконструкция старинных строений естественным образом вызывает определённую обеспокоенность общественности и специалистов.
Повод для беспокойства
В редакцию 36ON обратился воронежец, которого насторожило, как идет реставрация одного из старейших зданий Воронежа – Дома Гарденина. Здание это названо по фамилии купца Потапа Николаевича Гарденина, построившего его в 1735 году. Как и многие другие деловые люди, он приехал в Воронеж в начале XVII века, когда строительство флота дало толчок развитию и города и производства, никак с военно-морским делом не связанного. Гарденин построил дом с видом на реку Воронеж, над Чернавским логом, поблизости разместил свою суконную мануфактуру. Позже его потомки возвели рядом усадьбу, второй дом и службы.
Чего только не размещалось в этих зданиях в XIX-XX веках – они приютили в своё время и школу кантонистов (детей военных переселенцев), и больницу, и дом инвалидов, и арестантскую казарму. В конце XIX века часть здания отдали под домовую церковь — храм святителя Митрофана. После революции полуразрушенный дом пришёл в упадок, но был восстановлен и при советской власти превратился в многоквартирный. Во время Великой Отечественной зданию относительно повезло: оно был повреждено, но не уничтожено. И после войны Дом Гарденина отреставрировали с сохранением исторических деталей. Ансамбль зданий по переулку Фабричный 10 и 12 является памятником архитектуры и находится под федеральной защитой. Оба дома признали аварийными, первый расселили в начале 2000-х, второй, который находился в немного лучшем состоянии – в 2015-м году.
В январе текущего года было объявлено, что по итогам торгов, организованных Департаментом строительной политики Воронежской области, подряд на реконструкцию здания «Дом купца Гарденина» по адресу пер. Фабричный, 12 выиграло ООО «Ремонтно-строительное управление 55». Компания обязалась разработать дизайн-проект, рабочую документацию, провести подготовительные и строительные работы. Кроме того, заняться благоустройством территории, установить камеры, заменить систему водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции. 28 апреля 2023 года «РСУ-55» получило разрешение от Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области. Работы предполагалось закончить до конца декабря 2023 года.
Сроки сдвинулись
Тем не менее, в паспорте объекта, который находится на демонстрационном щите возле реставрируемого здания, сроки окончания работ не указаны. Мы связались с прорабом стройки Михаилом Лескиным, который объяснил это тем, что реставрация началась на полгода позже планируемого. «Возникли трудности с проектной документацией, коммуникациями, прежде всего с газовой трубой, проходящей по территории стройки. Поэтому вместо января начали работу в июле».
С этим и еще несколькими другими вопросами мы обратились в Управление по охране объектов культурного наследия (УООКН) Воронежской области и к непосредственному заказчику работ – Департамент строительной политики региона. Вот как они звучали:
1. Почему в паспорте объекта на месте не указаны сроки окончания работ? Известны ли они Вам?
2. Стены дома подпирают брёвна. Выглядит так, как будто дом вот-вот рухнет. Как это объяснить?
3. Будет ли сохранена в процессе реконструкции историческая лепнина? Сейчас она выглядит, как почти уничтоженная.
4. Что означают трещины по стенам здания? Были ли они раньше или появились в процессе реконструкции? Будут ли они устранены?
5. Каким образом осуществляется контроль над ходом работ, присутствует ли на месте при проведении работ представитель управления по охране ОКН?
Ответы мы получили только из одного ведомства – Управления, которое возглавляет Никита Гарашкин. Департамент строительной политики на наш запрос по неизвестным причинам видимо решил не отвечать.
Часики-то тикают
Первое, что бросается в глаза – в УООКН о переносе сроков сдачи объекта, похоже, не знают. По крайней мере, из ответа на запрос следует, что Дом Гарденина должен быть отреставрирован к 15 декабря этого года. Это довольно странно, поскольку, как нам кажется, сдвиг на несколько месяцев не должен был ускользнуть от внимания контролирующего органа. Ведь кто знает, как поведет себя в зимние месяцы старинный дом, оставленный без крыши? Да и не является ли это серьезным нарушением условий исполнения госконтракта?