Найти тему
Мама, не ори!

Про навык поставить себя на место другого

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, который специализировался на изучении интеллекта детей, был автором теории когнитивного развития, проводил интересный эксперимент. Он сажал ребенка за стол, за которым уже сидели две игрушки, например, кукла и мишка. Ребенок и игрушки сидели с разных сторон стола.

Ребенка просили нарисовать все, что он видит. И ребенок рисовал дверь, окно, пейзаж за окном, экспериментатора — одним словом, все то, что было в поле его зрения.

Потом ребенка просили нарисовать то, что видит кукла и мишка. И ребенок рисовал в точности то, что видел сам. Он не задумывался о том, что у игрушек другой ракурс, что они, например, не могут видеть дверь или экспериментатора.

Пиаже сделал вывод, что маленькие дети пока на это не способны, им трудно поставить себя на место другого и посмотреть на реальность с его ракурса.

Наш знаменитый отечественный психолог Лев Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития. Оно как раз про то, что ребенок может этому научиться при помощи взрослого.

Но я сегодня хочу поговорить не про интеллект ребенка. Если посмотреть на этот эксперимент шире, то не все взрослые могут поставить себя на место другого, не говоря уже о детях. И я сейчас не про способность увидеть другой пейзаж, а про способность понять точку зрения другого человека.

Одной из причин конфликтов как раз и является неспособность поставить себя на место другого, посмотреть на конфликтную ситуацию с позиции оппонента. Мы всё воспринимаем со своей колокольни, другой человек — со своей. Никто не хочет входить в положение другого, поэтому конфликт часто принимает затяжной характер или заканчивается деструктивно.

Получается, мы все уподобляемся маленьким детям. Но они так делают в силу своей незрелости, несформированности некоторых участков головного мозга, это все объяснимо.

Почему же мы, взрослые люди с образованием и жизненным опытом, не умеем поставить себя на место другого? Иногда конфликт можно уладить или слегка снизить градус эмоционального напряжения просто показав другому, что вы его понимаете, слышите.

Быть замеченным, понятым, услышанным — это то, что необходимо каждому человеку в обычной жизни, а в конфликте — тем более.

Есть такой интересный ролик, когда два мультяшных персонажа смотрят на цифру 6. Один смотрит на нее сверху и она ему кажется шестеркой, а другой снизу и для него это девятка. И вот они спорят до изнеможения, какая это цифра. А поменялись бы местами сразу и конфликта бы не было.

-2

Конечно, в жизни все намного сложнее, и подчас сложно самому разобраться в себе, не говоря уже о другом человеке. Но все равно этот навык в себе надо тренировать, мы живем среди себе подобных, поэтому понимание другого человека, эмпатия могут сильно облегчить нам жизнь.

А как вы думаете, как у вас с этим навыком? Умеете поставить себя на место другого человека?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью🤗