Как ни принято смеяться над избитой фразой "что хотел сказать автор", но в реальности она часто оказывается не фантазией учителей литературы, а вполне реальным фактом. Сегодня мы поговорим как раз о таком произведении - басне И.А.Крылова "Волк на псарне". Кто там кого символизирует и что это означает было вещью абсолютно очевидной для современников.
Для удобства приведу текст целиком:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат,- огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,-
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
А теперь "что хотел сказать автор".
Происходящее в басне - аллегория на события сентября-октября 1812 года. 23 сентября (ст.с.) 1812 года к Кутузову прибывает генерал Лористон с очередным предложением от Наполеона о начале мирных переговоров. Французская армия в это время всё ещё находится в Москве. Это предложение, как и предыдущие, осталось без ответа.
Далее, 6 октября следует Тарутинское сражение, традиционно считающееся переломным моментом Отечественной войны и первой серьёзной битвой после Бородина. Степень его успешности - вопрос сейчас спорный (хотя оно и закончилось победой русской армии, Мюрату удалось отступить), но с точки зрения улучшения морального состояния войск оно было крайне важным.
На следующий день, 8 октября, Наполеон уходит из Москвы. А теперь вернёмся к литературе.
Когда известия о выше обозначенных событиях достигают Петербурга, Крылов пишет басню "Волк на псарне". В их свете смысл её становится прозрачным: Волк-Наполеон по глупости своей нападает не на бессильных овец, а на псарный двор. Там никто не растерялся и быстро организовывают оборону (и угрожают огнём). Волк пытается вступить в переговоры, притворившись другом и братом (как он обращался в письмах к Александру), но опытный Ловчий-Кутузов разгадал его план и спустил стаю гончих (подразумевается Тарутинское сражение). Привычной для басен морали здесь нет - ситуация слишком понятна и без неё.
"Что хотел сказать автор" было очевидно любому современнику.
После печати в журнале "Сын Отечества" Крылов хочет убедиться, что басня станет известна в войсках:
Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал ее жене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал басню после сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «а я приятель сед», снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою
А.И.Михайловский-Данилевский
Эта басня была не единственным примером аллегорического осмысления событий Отечественной войны. Среди других известных примеров: "Раздел", "Ворона и курица", "Обоз". Жанр этот по-настоящему народный, одновременно иносказательный и доступный любому читателю. Если помнить об историческом контексте, смысл басен легко разгадать самостоятельно.
Уже во время Заграничного похода 1813 года другой известный писатель, К.Н.Батюшков, писал не менее известному Н.И.Гнедичу:
Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я часто их слышал на биваках с новым удовольствием. Вам надобно приучать нас к языку русскому, вам должно прославлять наши подвиги, и между тем как наши воины срывают пальмы победы, вам надобно приготовлять им чистейшее удовольствие ума и сердца.