Этот школьный год от предыдущих отличается количеством нововведений. Тут и единая общеобразовательная программа, и приведение ЕГЭ в соответствие с содержанием учебников, и изменение учебных планов. Кроме того, ученикам предстоит осваивать сразу три новых предмета. Зачем их ввели в процесс обучения, и какую пользу они должны принести, узнали krym.aif.ru
Сбережем миллиарды?
Немало людей с гордостью заявляют, что имеют по два-три высших образования. Одно они, как правило, получили за счет бюджета: больше по закону не положено. Но часто эти «корочки» так и остаются невостребованными. Педагог начальных классов идет работать продавцом, специалист по пиару устраивается в автосервис, медик машет рукой на здравоохранение и начинает свой бизнес. Заместитель министра науки и высшего образования России Петр Кучеренко озвучивал итоги прошлогоднего «насыщения кадрами» нашей экономики: почти 50% выпускников вузов РФ не идут работать по специальности.
Причина не только в том, что не устраивают зарплаты. Уже в вузе многие понимают, что ошиблись с выбором. Потому, что и учиться-то шли по принципу «поступить куда-нибудь», или не имея представления о будущей профессии.
Эта неуверенность государству обходится в огромные деньги.
Посчитаем!
В прошлом году только для бакалавриата и специалитета во всех вузах страны было выделено почти 426 тысяч бюджетных мест. В среднем обучение одного студента бюджету обходится примерно в 100 тыс. руб. в год. Посчитаем хотя бы четыре года учебы на всех — и получится свыше 170 миллиардов рублей! И 85 млрд руб., выходит, ушли на то, чтобы дать людям знания, которыми те не воспользуются. На самом деле, цифра эта намного больше: есть же еще выпавшие из профессии магистры и аспиранты, ординаторы и другие выпускники вузов.
Новый школьный предмет — «Профориентация», нацелен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку понять, какая профессия нравится, какие навыки для нее необходимы. Чтобы вуз и специальность выбрать осознанно.
Занятия по профориентации начинаются с 6 класса. Школам дана возможность выбирать уровень подготовки детей. Базовый включает до 40 академических часов занятий в год, основной — 60, продвинутый — 80.
Министр образования, науки и молодежи РК Валентина Лаврик ранее сообщала, что один день в неделю во всех школах будет посвящен профориентации. Кроме того, в Крыму реализуются другие направления единой профориентационной модели. Работают
профильные классы: медицинские, психолого-педагогические, аграрные, медийные, инженерные, где имеется необходимое оборудование для углубленных занятий. Действуют проекты по ранней школьной ориентации: «Билет в будущее» и «Предпрофессиональное образование».
«Живые» цифры
Возможно, некоторых школьников название нового предмета — «Вероятность и статистика», заставило загрустить. Стереотип о том, что «там много цифр и это скучно», к сожалению, живуч. Но курс, разработанный для учеников 7-11 классов должен как раз доказать, что это не так. Без цифр, конечно, в статистике никак, но зато они открывают целый мир — живой и интересный.
Нужно сказать, что крымские статистики не первый год работают со школами. «В этом году мы возобновили свои визиты в учебные заведения, — рассказала заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по РК и городу Севастополю Людмила Петруненко. — Ранее апробировали в симферопольской школе № 22 урок, который разрабатывали когда-то специально для школьников. На нем дети сами придумывали анкеты, опрашивали друг друга, сами потом подсчитывали результаты. На этом этапе стало понятно, куда двигаться».
А на следующем специалисты Крымстата уже читали лекции в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования педагогам и методистам. Они предназначались не только для математиков, которым предстоит вести «Вероятность и статистику», но и для других учителей, предметы которых включают курсы, где требуется работа с массивами данным. Это, например, «Экономическая география», «Финансовая грамотность», «Налоговая грамотность». И такие лекции от Крымстата будут продолжаться.
Людмила Петруненко сообщила, что новый предмет включает в себя не только информацию о статистике. Там есть задачи, требующие умения обращаться с цифрами. При этом специалисты предложили использовать не абстрактные данные, а крымские: так школьникам будет интереснее вникать в смысл заданий.
Что привнесет новый предмет? Однозначно, что полезные навыки и умения, которые пригодятся в любой профессиональной сфере. И будущему журналисту, и биологу, и геологу основы статистики потребуются. «Но самое ценное, самое главное в этом предмете — воспитание чувства патриотизма, — считает Людмила Петруненко. — У детей есть возможность увидеть крымскую статистику как часть российской. На наших цифрах понять, как развивается и растет наш регион. Сравнить с жизнью другие областей и республик».
Очень важно и то, что новый предмет может когда-то оказать влияние на выбор профессии. Может, кто-то со временем станет статистиком. Или специалистом любого ведомства, где работают с массивами данных, собирают и анализируют их.
Равняйсь, смирно!
Начальная военная подготовка (НВП), печатая шаг, тоже вошла с 1 сентября во все школы страны. Необходимость ее возвращения обсуждалась несколько последних лет. Теперь это обязательный предмет для учеников 10-11 классов. В 5-9 классах теперь есть курс внеурочной деятельности по программе «Основы начальной военной подготовки».
«Возникла необходимость обучения педагогов, которые будут преподавать НВП, — сообщил председатель РО ДОСААФ России Республики Крым Андрей Попов. — На наших базах мы проводили обучающие семинары. Требовалось объяснить, как и что делать, где брать нужную информацию, какая материальная база в школе должна присутствовать. Да, не каждая школа сейчас имеет укомплектованный кабинет, но потихоньку все необходимое закупается, собирается».
Кстати
Что должно быть в кабинете НВП:
- Библиотечный фонд с Конституцией РФ, общевойсковыми уставами, пособиями по оказанию первой помощи, тактической подготовке, топографии, стрельбе, комплектами наглядно-методических пособий и т.д.
- Экранно-звуковые и электронные учебные пособия.
- Аптечка индивидуальная, противохимический и перевязочный пакеты, укомплектованная сумка санинструктора.
- Цифровые датчики: пульса, регистрации ЭКГ, артериального давления.
- Тренажер первой помощи.
- Противогазы, войсковой прибор химической разведки, общевойсковые защитные комплекты.
- Макет автомата Калашникова.
- Лазерный стрелковый тренажер.
Чему будут учить на уроках НВП? Школьникам предстоит штудировать воинский устав, заниматься строевой подготовкой. Если раньше ее осваивали некоторые, то теперь шагать будут все.
Кстати, сотрудники ДОСААФ и раньше готовили знаменные караулы: крымские школьники участвуют в торжественных мероприятиях, предусматривающих знаменные группы, караулы у мемориалов.
Школьников научат владению оружием. Не просто сборке-разборке автомата Калашникова, а безопасному обращению с разными видами оружия, уходу за ним. Есть в программе основы тактики, взаимодействия в группах: от «двоек» и «троек» до отделений взвода и других подразделений. Командные игры — тоже часть обучения. Ориентирование по карте, управление беспилотниками — это тоже может быть частью программы НВП.
«Один из серьезных элементов начальной военной подготовки — выработка навыка правильной реакции на стрессовую ситуацию, — считает Андрей Попов. — Умение верно реагировать, оценивать, быстро принимать решение пригодится каждому человеку. В курс НВП входит и обучение навыкам первой помощи и самопомощи. Иногда и в боевых условиях, и в мирной жизни возникают ситуации, когда рассчитывать не на кого. Не поможешь себе сам — помощи извне можешь не дождаться. В обычном турпоходе или на дороге может ЧП произойти. И панике поддаваться нельзя. Когда знаешь порядок действий — как, например, остановить кровь, сделать повязку, можешь спасти жизнь и здоровье».
В Крыму с участием ДОСААФ, Минобразования и Минспорта РК, проводятся военно-спортивные игры и фестивали для школьников: региональный этап «Ворошиловского стрелка», «Зарница» и «Зарничка» (для младших школьников).