Найти тему
Turizm

Что произошло с первым советским реактивным самолетом Ту-104 по прозвищу «Змей Горыныч»?

Коммерческие полеты на Ту-104 начались в 1956 году. А всего через 25 лет история этого уникального лайнера завершилась. Многочисленные нарушения правил загрузки и центровки самолета привели к страшной аварии.

Реактивный лайнер Ту-104 конструкторского бюро «Туполев» эксплуатировался в течение четверти века ― с 1956 по 1981 год, причем был как в парке коммерческих авиакомпаний и перевозил пассажиров, так и состоял на вооружении Советской армии.

-2

К сожалению, Ту-104 имел хронические проблемы с надежностью, и несколько самолетов были потеряны в результате несчастных случаев. Последний из них, вызванный пренебрежением правилами загрузки, привел к окончательному выводу этого типа из эксплуатации в 1981 году.

Важным событием в мировых пассажирских авиаперевозках стало появление на рынке первого реактивного самолета ― английского de Havilland DH.106 Comet. Его приобрела для своих нужд Государственная авиакомпания Великобритании BOAC British Overseas Airways Corporation. Компания была образована в результате слияния Imperial Airways и British Airways в мае 1952 года.

-3
-4

Правда, особого следа в авиации «Комета-1» не оставила, во многом из-за череды катастроф, вызванных разгерметизацией. Кстати, причиной последней, как выяснилось лишь через несколько лет, оказались не двигатели, а иллюминаторы.

А вот второй реактивный лайнер, поступивший в широкую эксплуатацию, действительно получил известность ― в 1956–1958 годах, когда Havilland Cometфактически отстранили от полетов, Туполевский Ту-104 был единственным действующим реактивным самолетом в мире.

-5

А первой в мире авиакомпанией, которая использовала реактивный Ту-104 на маршруте между Прагой и Москвой, стала ČSA Czechoslovak Airlines.

В общем-то, все говорило о том, что Ту-104 ожидает долгая и успешная карьера.

Однако что-то пошло не так. Перевозчики быстро обнаружили, что Ту-104 недостаточно надежен, и его трудно обслуживать по сравнению с западными конкурентами Boeing 707 и DC-8. Соответственно, и показатели безопасности стремительно падали вниз. Энтузиазма и терпения хватило лишь на четверть века пребывания в небе.

-6

Последней каплей стала авария Ту-104, стоящего на вооружении советского военно-морского флота. Она произошла 7 февраля 1981 года. На борту транспортного самолета находилось 50 человек, в том числе почти всё руководство Тихоокеанского флота: командующий флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 17 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности.

А еще самолет перевозил специальный груз из Пушкина в Хабаровск.

Воздушное судно с регистрационным номером CCCP-42332 вылетело из Пушкина в Ленинградской области около 18:00 по местному времени.

Увы, самолет находился в воздухе лишь восемь секунд.

На высоте 50 метров произошло сваливание вправо, в результате чего лайнер разбился сразу за краем взлетно-посадочной полосы.

Самолет ударился о землю и перевернулся. На борту возник пожар ― баки были практически полными. 49 из 50 пассажиров погибли. Единственный выживший, которого выбросило наружу, скончался по дороге в больницу.

Расследование показало, что ключевым фактором, приведшим к катастрофе, стала неправильная загрузка. Пассажиров не распределили равномерно по салону, а еще и груз не был должным образом закреплен. Кстати, компоновка салона эконом-класса Ту-104 необычна: 3 кресла слева от прохода и 2 справа. У современного российского Sukhoi Superjet 100 примерно такая же схема, только 2 кресла слева и 3 справа.

В самом начале полета при наборе высоты груз начал смещаться все ближе к хвосту, и центр тяжести самолета вышел за допустимые пределы. Пилоты не смогли опустить носовую часть ― «клюнуть носом» ― и исправить развивающееся сваливание. Это в конечном итоге привело к крушению и гибели всех 50 человек, находившихся на борту.

-7

Надо сказать, что на момент этой аварии Ту-104 уже не выполнял коммерческих рейсов. Последний рейс «Аэрофлота» закончился крушением в марте 1979 года. Авария же 1981 года в Пушкине из-за гибели высокопоставленных пассажиров побудила Советский Союз окончательно и навсегда запретить эксплуатацию этого типа самолетов.

Пять лет спустя последний оставшийся экземпляр Ту-104 был передан в музей. История первого советского реактивного лайнера завершилась.

-8

В период с 1958 по 1981 год из 37 выведенных из эксплуатации самолетов Ту-104 шестнадцать были потеряны в авиакатастрофах. «Коэффициент потерь корпуса» составил 18 процентов, в общей сложности погибло 1 140 человек.

Из множества аварий, произошедших с Ту-104 на протяжении всей его истории, самая трагическая произошла 13 октября 1973 года. Рейс 964 «Аэрофлота» вылетел из аэропорта Кутаиси в московский аэропорт Домодедово. При подлете к Москве Ту-104Б с номером CCCP-42486 потерпел крушение. В результате погибли все 114 пассажиров и восемь членов экипажа.

Следователи назвали причину аварии ― сбой в системе электропитания и последующий выход из строя всей навигации. Экипаж не смог правильно определить высоту, что в сочетании с плохой видимостью в аэропорту привело к потере пространственной ориентации.

На высоте 400 метров был выполнен правый разворот, за которым последовала крутая левая петля. Крен увеличился до 75 градусов, и самолет врезался в землю.

-9

Производство Ту-104 было прекращено в 1960 году, последний лайнер изготовили на Казанском авиазаводе. Когда срок его службы закончился, его установили в Оренбурге в качестве детского кинотеатра.

Но и этому борту с номером 42508 была уготована незавидная участь. В день рождения ВДВ 2 августа 1990 года в парке произошел пожар. Самолет практически полностью сгорел, а его останки распилили на металлолом, так как желающих оплачивать ремонт и восстановление последнего «Змея Горыныча» не нашлось.