Найти тему

SMM: что нужно знать владельцу бизнеса?

Оглавление

Мы про SMM знаем всё, так что вы в надежных руках. Но если вы работаете не с нами, а только ищете специалиста, тогда давайте разбираться: чем он занимается, как отличить хорошего от плохого и как проверить работу и результаты.

Да кто он такой, этот ваш SMM-специалист?

Как и любого специалиста, SMM нужно рассматривать с точки зрения обязанностей. Он:⠀

  • исследует целевую аудиторию и конкурентов клиента;
  • разрабатывает стратегию продвижения в соцсетях;
  • анализирует результаты и вносит изменения в стратегию при необходимости;
  • занимается рекламным продвижением.

Подробнее об обязанностях SMM-специалиста мы рассказали в статье «SMM-специалист VS Таргетолог VS Контекстолог. Бой с тенью или просто разные люди?»

Зачастую некоторые владельцы бизнесов перекладывают на хрупкие плечи SMM-специалистов еще горы задач, вроде:

  • верстать листовки, плакаты и наружку;
  • самостоятельно фотографировать, снимать и монтировать видео (как для соцсетей, так и на сайт, YouTube);
  • искать партнеров и организовывать мероприятия;
  • заниматься сайтом: от мелких правок до новых посадочных страниц;
  • продвигать ваш бизнес через контекстную и таргетированную рекламу;
  • звонить клиентам, чтобы получить обратную связь по отрицательным отзывам или возвратам.

Вышеперечисленные задачи потянет только полноценный маркетинговый отдел или агентство.

Почему нельзя переложить всё на одного человека и рассчитывать, что он обойдется вам в 15 000 ₽ в месяц:

  • Разнообразные и многочисленные задачи: исследование конкурентов, разработка стратегии, создание и проведение рекламных кампаний, модерация сообщества и многое другое.
  • Недостаток экспертности. Разные направления работы требуют определенных знаний и навыков. SMM-специалист не сможет обладать опытом во всех этих областях одновременно и всё ещё обойтись вам в 15 000 ₽.
  • Несколько проектов одновременно. Минимальная стоимость оплаты значит, что сотрудник будет вести сразу несколько проектов. Однако одновременно управлять больших пулом задач сложно. Это приведет к недостаточной внимательности к деталям, пропуску сроков и снижению качества работы. Возможно, пострадает именно ваш проект.

Но вернемся к SMM-специалисту. Мы разобрались, чем он должен заниматься в вашей команде, чтобы приносить максимальную пользу. Но как убедиться, что перед вами действительно профессионал своего дела, и вы не зря потратите деньги на его работу?

Как отличить опытного от неопытного, а хорошего от плохого?

-2

Если вы приходите к SMM-специалисту с идеей, а его глаза не загораются энтузиазмом, рука сразу не тянется к телефону, а вместо этого он задает вопрос «а зачем и для кого?» — то это не ленивый и безынициативный, а серьезный, вдумчивый и опытный представитель профессии. Такого к себе нужно держать поближе.

Красные флажки в общении с SMM-специалистом:

  • Еще до погружения в ваш проект обещает очень приятные, но подозрительные результаты: количество подписчиков, стоимость подписчика, количество продаж.
  • Не берет время на анализ текущих результатов и с порога предлагает поменять вообще всё от стратегии до фотографий.
  • Специалист не может понятно объяснить свои действия или результаты работы, злоупотребляет терминами.
  • Упирается в результативность своих кейсов. Кейсы — это хорошо, но не все кейсы можно повторить даже в одной нише. Смотреть нужно не на цифры, а на подход, идею, реализацию и выводы.

А что у него можно спросить?

  • С какими нишами работал и каких успехов добился. Да, история про кейсы, но мы уже с вами знаем на что обратить внимание при их изучении.
  • Попросить оценить ваши соцсети и предложить изменения. Опытный SMM-специалист запросит у вас дополнительную статистику, чтобы проанализировать предыдущий опыт и вывести новые гипотезы продвижения.
  • Тестовое задание. Не должно отнимать больше двух часов у специалиста, а вам необходимо точно понимать, что вы проверяете у кандидата с его помощью.

Как оценивать работу SMM-специалиста и какие KPI ставить

Итак, вы заключили договор и SMM-специалист начал работать. Как оценивать его труды и ставить задачи? Работаем с KPI.

-3

На какие показатели можно выставить KPI:

  • Подписчики
  • Охваты
  • ER – показатель вовлеченности подписчиков
  • ERviews — показатель вовлеченности по просмотрам
  • ERR — показатель вовлеченности по охватам
  • Переходы на сайт
  • Заявка внутри соцсети
  • Стоимость клика или подписчика
  • Рост UGC — пользовательский контент с упоминанием вашего бренда или компании
  • ROI — коэффициент окупаемости инвестиций

Но показатели показателям рознь. Разбираемся, какие из них вам друзья, а какие — лишние в отчете.

Подписчики

Устаревший KPI, за ростом которого нет смысла гнаться, но можно просто наблюдать.

Сейчас практически везде умные ленты и алгоритмы подбирают для пользователя контент. Значит, что даже подписчики могут не увидеть ваши же публикации, если активно с ними не взаимодействуют.

Кстати, не забывайте, что кроме подписок — есть и отписки. Они всегда будут, так как аудитория естественным образом обновляется: кому-то ваше предложение уже неактуально, кто-то уже стал счастливым обладателем вашего продукта, а кто-то в гневе вас заблокировал из-за негативного опыта.

За отписками стоит следить ежемесячно и напрягаться, если от вас массово уходит аудитория — это не всегда чистка ботов, возможно работа специалиста не понравилась аудитории.

Если нам нужен не подписчик, тогда что?

Охваты

-4

Вы же знаете, где можно найти самые дешевые авиабилеты? Все верно.

Если цель познакомить как можно больше людей с нашим предложением, то вкладываться нужно в рекламные и вирусные охваты. И KPI проставлять тоже на них. Минимальный план — то, что есть сейчас. Затем смотрите на показатели первого месяца активной работы и продвижения и корректируете KPI по новым данным: прибавляете 10–20% и оцениваете, как выполняется план в следующем месяце.
В этом случае KPI — история, которая постоянно будет меняться, от месяца к месяцу.

ER, ERview и ERR

-5

Отличный показатель для тех, кто собирается строить комьюнити вокруг своего продукта или бренда. Это значит, что аудитория должна посты лайкать, шерить и комментировать. Поддерживать, ругать, обсуждать — что угодно, но реагировать на ваши публикации.

-6

В идеале — показатели должны расти. В реальности — хорошо, если они не падают. И, кстати, не забывайте — относительно какого охвата вы выставляете KPI. Зависимость вовлеченности от просмотров и охватов обратно пропорциональная, а значит, рекламный охват будет сильно снижать показатели.

Переходы на сайт и заявка внутри соцсети

Чаще всего переходы на сайт или заявки внутри соцсети больше про работу таргетолога, однако довольно часто это ложится на плечи SMM-специалиста. Если не видите разницы между ними, то у нас об этом есть целая статья.

Переходы на сайт бывают не только с рекламы, но и органические — на оба направления стоит выставить KPI.

Не торопитесь с предварительной оценкой показателя. На него влияют разные факторы, например, сезон за окном, актуальность вашего предложения и тестирование гипотез специалистом. И если у вас нет накопленной статистики в этом направлении, то ключевые показатели стоит определять не раньше, чем после месяца работы.

Стоимость клика и подписчика

-7

Если в пункте выше мы говорили о количестве переходов на сайт, то здесь поговорим об их стоимости, а также захватим стоимость подписчика.

Ставить KPI на эти значения также будет правильно после первого месяца работы. SMM-специалист познакомится с вашей нишей и аудиторией поближе и успеет протестировать часть гипотез, креативов и подходов в рекламном продвижении.

Важно, чтобы специалист регулярно отслеживал показатели и корректировал работу рекламного кабинета. Например, наши коллеги превратили это в ежедневную задачу: оценить результаты, внести корректировки в аудиторию или каналы продвижения, при необходимости добавить новые креативы на тест.

Если у вас рассчитана конверсионная воронка, то установить можно не только оптимальную стоимость подписчика, но и максимальную, после превышения которой ни о какой прибыли речи идти уже не может. Углубляться здесь не будем — тема тянет на отдельную статью.

UGC

-8

Показатель классный и нужный всем.

Самые распространенные типы UGC-контента — это:

  • Комментарии
  • Отзывы
  • Фото- и видеообзоры (например, в формате распаковки)
  • Посты в соцсетях

Какую бы креативную рекламу вы ни придумали, «совет соседки» всегда будет выигрывать. Потому бизнес и обращается к блогерам в поисках самых нативных интеграций.

Соответственно, у вашего специалиста должен быть план, как этот показатель поднять или поддерживать на определенном уровне. Это может быть и просто реакция на контент пользователей. Или, например, акция с розыгрышем за упоминание компании.

ROI

-9

Посчитать для соцсетей сложно, но возможно. Всё зависит от отрасли и настроенной аналитики.

Собирать статистику и анализировать ее — крайне полезно. И по нашему опыту, мало кто это делает. А ведь это помогает понять эффективность каналов и правильно распределять бюджеты на продвижение.

Итоги и пара советов:

  • Не пытайтесь передать пул задач целого отдела одному специалисту.
  • Обратите внимание на обещания специалиста, манеру общения и представленные кейсы.
  • Обсудите предварительно KPI, по которым вы будете отслеживать эффективность работы.
  • В некоторых нишах на одном плане SMM-специалиста далеко не уехать — усилия должны быть совместными с маркетологом.
  • Заключайте договор с сотрудником — так безопаснее для всех.
  • Выдавайте доступы осмотрительно: вам необходимо быть владельцем своих сообществ и каналов.