Найти тему
Авиахаб

1 сентября 1983 года: над Сахалином сбит Boeing-747 авиакомпании Korean Air Lines, летевший по маршруту Нью-Йорк - Сеул

Пассажирский Boeing-747 рейса Нью-Йорк - Сеул был сбит над Сахалином 1 сентября 1983 года.
Полёт рейса KE007должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая территорию СССР, затем над Японией. Почти с самого начала полёта лайнер начал отклоняться от намеченного курса, а рядом с ним летел самолёт-разведчик Boeing RC-135 ВВС США.

Boeing-747 Korean Air
Boeing-747 Korean Air

СССР позже представил данные радиолокации - метки "пассажира" и RC-135 слились на экранах радаров, а после один самолёт направился вглубь территории СССР, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе. На территориях, над которыми пролетал Boeing 747, находились военные объекты (аэродромы, системы ПВО и ракетные базы) - так что полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены.

Дальше началась эпопея с поднятием перехватчиков, отклонениями от курса на 500 км, возвращением перехватчиков, выходом борта "над Сахалином", новым поднятием перехватчиков, предупредительной очередью из авиапушки, идентификацией борта (летчик заявил, что США могли переделать гражданский борт в разведчика). А еще перехватываемый нарушитель снизил скорость до 400 км/ч, что является классикой ухода от перехвата.

Пунктиром -правильная траектория полёта, сплошной линией - фактическая
Пунктиром -правильная траектория полёта, сплошной линией - фактическая

Дальше ждать было нельзя - начинались ракетные базы и истребитель получил команду "уничтожить", дав с 5 км. залп двумя ракетами. После поражения лайнер начал набор высоты, потом вошёл в глубокую спираль и на сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза. Позже там развернулась спецоперация по поднятию частей самолета, СССР искал радиоаппаратуру разведки (находя гражданские магнитофоны), документы, и т.д., а водолазы отмечали неожиданные странности с останками и грузом.

Естественно, США, Южная Корея и страны Запада тут же обвинили СССР в убийстве мирных пассажиров, введя санкции и даже запрет на полеты в Советский Союз. В 2015 году японским МИД были рассекречены документы, где руководство США конфиденциально уведомляло Токио - русские перепутали "Джамбо" с запущенным рядом разведчиком и просило "не разглашать этот факт, чтобы США могли представить Союз агрессором-убийцей".

Тот же борт, но ещё в другой авиакомпании. Фото 1976 года
Тот же борт, но ещё в другой авиакомпании. Фото 1976 года

Также в 1997 году бывший высокопоставленный сотрудник японской военной разведки Танака пришел к выводу, что американские спецслужбы сознательно направили пассажирский самолет в советское воздушное пространство, чтобы выявить засекреченные объекты в системе противовоздушной обороны СССР. Кроме того, глава Информационного агентства США Чарльз Уик дал команду ведущим сотрудникам "создать специальную рабочую группу для раскручивания этой истории за границей. Проще говоря, цель заключалась в том, чтобы как можно сильнее очернить коммунистов".

Позже (если верить мемуарам некоторых военных летчиков) в ряде летных училищ СССР курсантам на спарке давали задачу "вторгся нарушитель, ваши действия". Если курсант выбирал "сбивать" - ему говорили, что "это был гражданский лайнер с пассажирами", чтобы заранее охладить пыл и избежать "инцидентов". Правда, некоторым инструктора говорили "это был разведчик/бомбардировщик", несмотря на полученную установку.

Отметим, что во время "Холодной войны" ни СССР, ни США не стеснялись уничтожать самолеты друг друга - правда, договорившись засекретить данные о таких ЧП (как и с гибелью АПЛ "Курск"). Тогда у границ СССР и над Союзом было сбито более 40 американских самолетов-разведчиков - пишет CNN, погибло от 130 до 279 военнослужащих армии США. В период же с 1950 по 1983 годы были зафиксированы 23 случая огня бортов СССР и НАТО друг по другу (без учета боев во Вьетнаме, Корее и на Ближнем Востоке).

В 2023 году российские Су-27 у Крыма почти сбили британский разведчик RC-135 (формулировка Washington Post) и отправили на дно (а после - на разборку и изучение ВПК разведывательно-ударный БЛА США MQ-9 Reaper ("Жнец"). Итогом стало указание министра обороны США Ллойда Остина "не подлетать близко к Крымскому полуострову".

Тот самый RC-135
Тот самый RC-135

/источник текста ТГК "Мэйдэй. Хроника пикирования", фото подобраны автором/