Найти в Дзене
Манжета театроведа

Пародия со смыслом. Разбираемся, над чем смеются Неёлова и Райкин

Оглавление

Ютуб подбросил мне чудесный ролик 1975 года. Отмечается 60-летие Константина Симонова. Его поздравляют артисты театра "Современник", связанного с поэтом большой и давней дружбой.

На сцене молодые Марина Неёлова и Константин Райкин (не только товарищи по театру, но и друзья) пародируют крупные московские театры того времени.

На деле это не просто забавная пародия, но и весёлая мини-энциклопедия модных тогда театральных тенденций. Присмотримся к тому, что и почему высмеивают актёры.

Какие театры упомянуты и почему?

К тому моменту в "Современнике" уже два года как новый художественный руководитель - Галина Волчек. В видеозаписи мы видим Олега Табакова, который совсем скоро покинет театр, чтобы основать со студийцами свою "Табакерку". И в то же время в ряды современниковцев вливаются новые юные артисты, которые скоро прогремят по всему Союзу: Юрий Богатырёв, сами Неёлова и Райкин... Когда-то самый прогрессивный театр Москвы находится в поиске новой стилистики. "Современниковцы" не хотят изменять главному принципу, на котором строился этот театр: воскрешение заветов Станиславского, заветов реалистического психологического театра – но в сочетании с живыми потребностями нынешнего дня.

Сцена из спектакля "Из записок Лопатина". Реж. И.Райхельгауз. Театр "Современник"
Сцена из спектакля "Из записок Лопатина". Реж. И.Райхельгауз. Театр "Современник"

При этом "Современник" – очень "актерский" театр. Не буквально: разумеется, над спектаклями работали режиссёры, и режиссёры хорошие. Но это был тот тип театра, где на первый план выходил артист, где режиссёрское решение деликатно "пряталось", "умирало в артисте". Критик Надежда Таршис писала: "обаяние этого театра в том, что актеры, не бросалось в глаза здесь бывали режиссерами и драматургами своих ролей, лично ответственными за свои роли и за смысл спектакля в целом".

И продолжала: "Хорошо видно по прошествии десятилетий, что «Современником» подготовлялась почва для Театра на Таганке с его куда более выраженным лирическим, авторским, собственно поэтическим началом. Возникнув как свежий побег от ствола Художественного театра, «Современник» был рупором эпохи." Более молодой театр на Таганке тоже стал таким рупором. При этом "Таганка" – театр исключительно режиссёрский. Разумеется, таганковская труппа была полна ярких актёрских индивидуальностей, вокруг которых выстраиваются спектакли. Но всем этим управляла жёсткая рука Юрия Любимова.

Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Реж. Ю. Любимов. Театр на Таганке.
Сцена из спектакля "Добрый человек из Сезуана". Реж. Ю. Любимов. Театр на Таганке.

Когда-то этот театр начался с Брехта, и Любимов идёт за Брехтом, Мейерхольдом, Вахтанговым несколько "в пику" бытовому психологическому театру. Говорят, что когда в фойе театра установили бюст Станиславского в дополнение к трем предыдущим, многие были недовольны. Здесь много физического действия – актёры Любимова настоящие акробаты. Вспоминается знаменитая техника Мейерхольда под названием "биомеханика", призванная максимально развить тело актёра, его выразительность и возможности. У Любимова много условности, много открытой театральной игры. Люди садятся и бьют об пол деревянными брусьями - перед нами завод.

Сцена из спектакля "Гамлет". Реж. Ю. Любимов.  Театр на Таганке.
Сцена из спектакля "Гамлет". Реж. Ю. Любимов. Театр на Таганке.

Всего за четыре года до обсуждаемого нами видео Любимов поставил легендарного "Гамлета" с Высоцким, смотреть которого приезжали из отдаленных регионов страны. Это был знаменитый "Гамлет в джинсах", не облачавшийся в средневековое одеяние, словно вышедший из зрительного зала. Резкий, дерзкий, эпатажный; Гамлет с обнаженными нервами. Нарочитая резкость вообще была одной из узнаваемых черт "Таганки": эмоции на разрыв аорты, обрывистость интонаций и размашистость жестов, прямые, простые мотивировки без психологических кружев и полутонов, грубость фактур – дерево, металл, шерсть.

В это же время "выстреливает" обновлённый "Ленком" под руководством Марка Захарова... Но "мюзикл", показанный Неёловой и Райкиным, – пародия не только и не столько на ленкомовские спектакли этого направления, сколько на жанр в целом. Именно в те годы в Ленинграде стали культовыми спектакли-мюзиклы театра им. Ленсовета, где блистали Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский.

В 1975 году, когда вышла наша пародия, там же, в Ленинграде Александр Журбин напишет первую советскую рок-оперу (зонг-оперу) "Орфей и Эвридика". Премьера состоится в том же году в Ленинградской консерватории. Главные роли исполнят Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская.

-5

Что же в Москве? Ну конечно, столица не отстаёт. В московском театре им. В.Маяковского ещё в 1972 году вышел знаменитый "Человек из Ламанчи" с Александром Лазаревым и Евгением Леоновым.

В 1974 прогремел на всю Москву ленкомовский "Тиль". Яркий и задорный спектакль с совсем молодым и полным неукротимой энергии Николаем Караченцовым – героем принципиально нового образца, героем-"хулиганом", некрасивым и безмерно обаятельным, влюбил в себя зрителей.

На мюзиклы, ставившиеся в этих театрах, валом валили зрители – не только театралы, но и совсем нетеатральный народ, и юные мальчишки и девчонки, открывающие для себя театр. Удивительно ли, что в фокус внимания пародистов попало это сверхмодное направление?

Что высмеивается?

Ведущие театральные направления, разумеется, широко распространялись и по обеим столицам, и по всей стране, рождая моду на тот или иной стиль игры и режиссуры. Это само по себе не только не плохо, но очень хорошо. Но некоторые режиссеры и авторы слепо копировали форму, не понимая, как она увязывается с содержанием. Над формой, оторванной от содержания, и посмеиваются Неёлова, Райкин и конферансье из номера – Валентин Гафт.

«Фрагмент из "Ромео и Джульетты" в постановке театра "Современник"» показывает нам психологически подробный, достаточно бытовой эпизод прощания влюблённых. Утрирована их речевая манера – чуточку архаичная поэтическая декламация с "правильными", почти академическими акцентами и логическими ударениями. В целом это образ психологически-бытового театра с теми самыми кружевами и полутонами, а в крайнем проявлении – с избыточным лиризмом и сентиментальностью.

Фрагмент пародии. Источник: youtube.com
Фрагмент пародии. Источник: youtube.com

Тем контрастнее кажется сцена прощания «в постановке Театра на Таганке». Здесь высмеивается и та самая таганковская "грубость", эпатажность сценического решения – Джульетта в тельняшке, полуголый Ромео демонстрирует мускулы. Тут и эксперименты с акробатикой – артисты ни на миг не прекращают физическое действие, причем не особенно интересуясь, как оно увязывается с текстом. Текст здесь вообще служит скорее декоративным элементом – его хаотично выкрикивают в зал, акцентируясь на форме, а не на содержании. И если спектакли театра, конечно, не исчерпывались этим, то эпигоны модной "Таганки" по всей стране зачастую злоупотребляли и криком, и эпатажем, и обнаженным телом, и физкультурой вместо органичного сценического движения.

Фрагмент пародии. Источник: youtube.com
Фрагмент пародии. Источник: youtube.com

Что же касается мюзикла – Валентин Гафт в концертном номере едко проезжается по множеству подражателей и эпигонов ведущих театров: "считается, что если артист танцует хуже, чем в балете, а поет хуже, чем в опере, то это мюзикл". Такой подход и демонстрируют нам актёры в пародии. Поют они нарочито кустарно ("фишкой" театральных мюзиклов было драматическое, не академическое актёрское пение), а танец, в который оба с бухты-барахты бросаются, смыслово совершенно не увязан с происходящим в драме. Опять же, это не камень в огород Ленсовета, Ленкома, "Маяковки" и направления в целом – а добродушная ирония над целым морем неудачных мюзиклов, где повод для арии или танца авторам приходилось искать чуть ли не с лупой.

Фрагмент пародии. Источник: youtube.com
Фрагмент пародии. Источник: youtube.com

Одним словом, получилось и познавательно, и смешно, и талантливо.

И, как мне кажется, вышел неплохой театральный подарок и блистательному юбиляру, и нам – без малого через полвека.

© Ольга Гурфова.

--

Удобный путеводитель по моим постам - здесь . Он регулярно пополняется.

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Второй мой канал – развлекательный. Здесь я публикую тексты, не связанные с театром: Любопытная В.

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))