Почему такое странное название древней Палестины – земля Ханаанская? Дело в том, что Ханаан был внуком Ноя и сыном того самого Хама, который высмеял наготу отца своего. А поскольку Бог благословил Ноя и всех сынов его (в том числе и Хама), то Ной проклял не своего сына Хама, а его сына и своего внука Ханаана. Вот как звучит это проклятие: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». (Быт. Глава 9).
Итак, эта была земля на которой жили потомки Ханаана. Нужно сказать, что хананейское общество, до прихода Иисуса Навина (по современным научным данным – это произошло в 16 – сер.13 вв. до н.э.), было чрезвычайно богатым, сложным, но не склонным ни объединяться, ни обожествлять самих себя как техногены (Египет, Вавилон, Шумеро-аккадское государство). Хананеи не строили огромных храмов: если у них заводились деньги, то в первую очередь возводили стены, башни, укрепляли ворота, что позволяло им жить независимо друг от друга.
Археологи обнаружили наклонные основания крепостных стен, не позволявших близко подъезжать к ним боевым колесницам. Город Мегиддо – образец таких городов-крепостей.
Интересен облик хананеев. Только теперь в археологическом материале встречается крест на одежде и груди хананея. Не менее интересны хананейские сосуды для омовений и прочие изделия. Они показывают весьма сложное искусство, не ниже чем в тогдашнем Египте или Двуречье. Например, сосуд с изображением сфинкса с человеческой головой и крыльями. Бижутерия того времени покрыта декором, очень тяжелым, вязким – манера его построения весьма грузная. Городская керамика сложна и многообразна, а вот роспись уже формальная без души. И в керамике и вообще в искусстве перед приходом Иисуса Навина в Ханан, наблюдается переплетение местных и эгейских элементов, особенно ближе к морю. Но независимо от личных исследовательский пристрастий и концепций, все исследователи основным источником по данному периоду признают Ветхий Завет, хотя объем дополнительных знаний значительно вырос.
Хананейское войско того времени это: колесница, конница и пехота. Хананеи поклонялись силам природы: Ваалу (солнце), Астарте (луна) и еще семи низшим богам. Один из них наиболее мрачный Асмуна – змея, но бог-целитель. Интересно, что хананеи не поклонялись им, как, например, в Вавилоне, как небесным светилам – астральный культ. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор или под могучими деревьями. Религиозные праздники совершались с невероятным распутством. При храмах пышно цвела храмовая проституция - кедешот (она вообще очень свойственна язычникам). Мужчины и юноши оскопляли себя в честь Астарты, чтобы уподобиться богам, поскольку Ваал и Астарта одновременно и мужское и женское начало.
Как известно, Авраам был прямым потомком благочестивого Евера, который в свою очередь происходил по прямой линии от Сима, сына Ноева. А в этом потомстве никогда не было многобожия. Всегда была вера только в Единого и Истинного Бога. Весь древний мир - это мир язычников. Причем, что характерно, языческие боги вполне уживались друг с другом или как говорят умные мужи, были толерантными по отношению к себе подобным. Языческие пантеоны богов насчитывали их тысячами. Даже если кто-то из них выделялся и занимал лидирующее положение, он все равно нуждался в других богах как в «классовой подпорке». Наличие множества богов говорило, внимание, о благочестие народа. Выделить одного забыв про других, было невозможным. Евреи, начиная с Авраама – это когда евреев еще не было, никогда не были язычниками. Язычество всегда импортировалось в среду еврейского народа (Египет, Вавилонское пленение и т.д.). Кстати, само название евреи (по одной из версий) означает «с той стороны».
Их так стали называть, после того как они во главе с Иисусов Навином, пришли в Палестину с противоположного берега Евфрата. Сами они называли себя «народом Божиим" – это после заключения завета Бога с Авраамом, или Израильтянами (так стал называться Иаков внук Авраама), что в переводе означает «борец с Богом», «богоборец». А поскольку все евреи произошли от 12 сынов Израиля (в принцине их было 10. Манассия и Ефрем, произошли от Иосифа, но считались детьми Иакова-Израиля), то они и называли сами себя потомками Израиля, израильтянами. Название евреи – языческого происхождения. В науке существует предположение, что переход евреев в Святую Землю осуществлялся двумя потоками. Первый, наиболее ранний, связан с коленом Ефремовым, это переход через Евфрат, а второй, более поздний, завершился закреплением колена Иудова в южной части Святой Земли (переход из-за Иордана).
Вся ветхозаветная история, в целом, разворачивается в двух основных районах древней Палестины. Они продолжают существовать как раздельные и противостоят друг другу вплоть до н.э. и даже позже. Основные события библейской истории происходили сначала в колене Ефремовом. Колену Ефремову и Манассиному (западному) досталась территория тесно связанная с финикийскими, сирийскими и месопотамскими областями: между Ездрелонской долиной, Иоарданом и побережьем. А именно здесь процент сохранившегося хананейского населения был неизмеримо выше, что говорит о более серьезных предпосылках подвергнуться культурному влиянию со стороны туземного языческого народа. Именно с этим местом связанны основные события описываемые в Книге Судей (7 книга Библии). Второй район, это место на территории которого расселилось колено Иудово. Обширный участок земли во главе с городом Хеврон.
Впоследствии, место обитания колена Иудово получило название Иудея, а чуть ранее, оно составило ядро Иудейского царства. Кстати первоначально Ковчег Завета находился в городе Силоме в колене Ефремовом и только впоследствии царь Давид, который происходил из колена Иудова, перенес его в Иерусалим, а царь Саломон поставил для него первый Храм. С этим местом связанна большая часть библейских событий, и наиболее важных, включая и Новый Завет
Нужно сказать, что сейчас у ученных накопилось достаточно материала и сведений по данному географическому месту и по данной эпохи, помимо Библии. Эти данные несколько не противоречат Библии, а скорее дополняют и раскрывают.
Со временем, история завоевания земли Ханаанской постепенно забывалась, край процветал, особо сильных и настойчивых врагов не было. Египет Нового царства постепенно клонился к упадку, хотя в конце XIII века до н.э. египтяне вторгались в Святую Землю: египетские надписи того времени об этом сообщают. Впрочем, на проведение крупномасштабных акций Египет уже был не способен.
Еще об одном очень интересном библейском народе хотелось бы сказать несколько слов. Это филистимляне. Очень интересный народ. Крупные неприятности в Восточном Средиземноморье начались с «народов моря». Откуда они пришли в Восточное Средиземноморья – вопрос. Появились они здесь где-то в 13 веке. Очевидно лишь, что поход их начался на западе Малой Азии. В их состав предположительно входили известные нам древние греки – ахейцы-индоевропейцы, а также догреческое население материковой Греции - ликийцы, жившие на юго-западе Малой Азии. Cикулы - одно из италийских племен. Библейские филистимляне возможно протоармяне этруски и мушки. Возможно, что именно с этим передвижением «народов моря» связанны события троянской войны (ок. 1240-1230).
Пришельцы не производили набегов подобных поздним монголам – происходило переселение людей, которым почему-то не оказалось где жить. Встреча с Египтом для них оказалась очень неприятной. Египет переживал не самые лучшие времена своей истории, но у него хватило сил для решающего столкновения с «народами моря» и к концу 12 века стало ясно, что Египта им не видать. Интересно, что поселившись в Святой Земле, филистимляне мгновенно стали сеять, пахать, строить города! То есть, стали вести себя так, как будто жили здесь ещё с 4 тысячелетия. Они создали свое государство там, где их остановили: в южной части побережья Палестины.
В целом, Палестина (Земля Ханаанская-Обетованная) того времени, представляла собой островок еврее-хананейского мира, что предполагает ассимиляцию пришельцев с коренным населением, но этого не произошло. Пришельцы сохранили и свою культуру, и свой язык. Когда израильтяне стали жить в Святой Земле, у них начались военные столкновения с филистимлянами, которые на протяжении века ничем не заканчивались. Но филистимляне не захотели идти в глубь материка, а евреи не собирались сбрасывать их в море и занимать их территорию. Прибрежные земли ранее были пустыми и филистимляне их очень скоро освоили. Так появился еще один интересный этнический компонент Палестины – древние греки (до 12в. по Р.Х.).
иллюстрации из открытых источников