Найти тему
Хроника христианина

Земля Обетованная Ханаанская. Что это?

Почему такое странное название древней Палестины – земля Ханаанская? Дело в том, что Ханаан был внуком Ноя и сыном того самого Хама, который высмеял наготу отца своего. А поскольку Бог благословил Ноя и всех сынов его (в том числе и Хама), то Ной проклял не своего сына Хама, а его сына и своего внука Ханаана. Вот как звучит это проклятие: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». (Быт. Глава 9).

Итак, эта была земля на которой жили потомки Ханаана. Нужно сказать, что хананейское общество, до прихода Иисуса Навина (по современным научным данным – это произошло в 16 – сер.13 вв. до н.э.), было чрезвычайно богатым, сложным, но не склонным ни объединяться, ни обожествлять самих себя как техногены (Египет, Вавилон, Шумеро-аккадское государство). Хананеи не строили огромных храмов: если у них заводились деньги, то в первую очередь возводили стены, башни, укрепляли ворота, что позволяло им жить независимо друг от друга.

-2

Археологи обнаружили наклонные основания крепостных стен, не позволявших близко подъезжать к ним боевым колесницам. Город Мегиддо – образец таких городов-крепостей.

-3

Интересен облик хананеев. Только теперь в археологическом материале встречается крест на одежде и груди хананея. Не менее интересны хананейские сосуды для омовений и прочие изделия. Они показывают весьма сложное искусство, не ниже чем в тогдашнем Египте или Двуречье. Например, сосуд с изображением сфинкса с человеческой головой и крыльями. Бижутерия того времени покрыта декором, очень тяжелым, вязким – манера его построения весьма грузная. Городская керамика сложна и многообразна, а вот роспись уже формальная без души. И в керамике и вообще в искусстве перед приходом Иисуса Навина в Ханан, наблюдается переплетение местных и эгейских элементов, особенно ближе к морю. Но независимо от личных исследовательский пристрастий и концепций, все исследователи основным источником по данному периоду признают Ветхий Завет, хотя объем дополнительных знаний значительно вырос.

Хананейское войско того времени это: колесница, конница и пехота. Хананеи поклонялись силам природы: Ваалу (солнце), Астарте (луна) и еще семи низшим богам. Один из них наиболее мрачный Асмуна – змея, но бог-целитель. Интересно, что хананеи не поклонялись им, как, например, в Вавилоне, как небесным светилам – астральный культ. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор или под могучими деревьями. Религиозные праздники совершались с невероятным распутством. При храмах пышно цвела храмовая проституция - кедешот (она вообще очень свойственна язычникам). Мужчины и юноши оскопляли себя в честь Астарты, чтобы уподобиться богам, поскольку Ваал и Астарта одновременно и мужское и женское начало.

-4

Как известно, Авраам был прямым потомком благочестивого Евера, который в свою очередь происходил по прямой линии от Сима, сына Ноева. А в этом потомстве никогда не было многобожия. Всегда была вера только в Единого и Истинного Бога. Весь древний мир - это мир язычников. Причем, что характерно, языческие боги вполне уживались друг с другом или как говорят умные мужи, были толерантными по отношению к себе подобным. Языческие пантеоны богов насчитывали их тысячами. Даже если кто-то из них выделялся и занимал лидирующее положение, он все равно нуждался в других богах как в «классовой подпорке». Наличие множества богов говорило, внимание, о благочестие народа. Выделить одного забыв про других, было невозможным. Евреи, начиная с Авраама – это когда евреев еще не было, никогда не были язычниками. Язычество всегда импортировалось в среду еврейского народа (Египет, Вавилонское пленение и т.д.). Кстати, само название евреи (по одной из версий) означает «с той стороны».

-5

Их так стали называть, после того как они во главе с Иисусов Навином, пришли в Палестину с противоположного берега Евфрата. Сами они называли себя «народом Божиим" – это после заключения завета Бога с Авраамом, или Израильтянами (так стал называться Иаков внук Авраама), что в переводе означает «борец с Богом», «богоборец». А поскольку все евреи произошли от 12 сынов Израиля (в принцине их было 10. Манассия и Ефрем, произошли от Иосифа, но считались детьми Иакова-Израиля), то они и называли сами себя потомками Израиля, израильтянами. Название евреи – языческого происхождения. В науке существует предположение, что переход евреев в Святую Землю осуществлялся двумя потоками. Первый, наиболее ранний, связан с коленом Ефремовым, это переход через Евфрат, а второй, более поздний, завершился закреплением колена Иудова в южной части Святой Земли (переход из-за Иордана).

-6

Вся ветхозаветная история, в целом, разворачивается в двух основных районах древней Палестины. Они продолжают существовать как раздельные и противостоят друг другу вплоть до н.э. и даже позже. Основные события библейской истории происходили сначала в колене Ефремовом. Колену Ефремову и Манассиному (западному) досталась территория тесно связанная с финикийскими, сирийскими и месопотамскими областями: между Ездрелонской долиной, Иоарданом и побережьем. А именно здесь процент сохранившегося хананейского населения был неизмеримо выше, что говорит о более серьезных предпосылках подвергнуться культурному влиянию со стороны туземного языческого народа. Именно с этим местом связанны основные события описываемые в Книге Судей (7 книга Библии). Второй район, это место на территории которого расселилось колено Иудово. Обширный участок земли во главе с городом Хеврон.

Хеврон. Дэвид Роберт, 1843
Хеврон. Дэвид Роберт, 1843

Впоследствии, место обитания колена Иудово получило название Иудея, а чуть ранее, оно составило ядро Иудейского царства. Кстати первоначально Ковчег Завета находился в городе Силоме в колене Ефремовом и только впоследствии царь Давид, который происходил из колена Иудова, перенес его в Иерусалим, а царь Саломон поставил для него первый Храм. С этим местом связанна большая часть библейских событий, и наиболее важных, включая и Новый Завет

Нужно сказать, что сейчас у ученных накопилось достаточно материала и сведений по данному географическому месту и по данной эпохи, помимо Библии. Эти данные несколько не противоречат Библии, а скорее дополняют и раскрывают.

Со временем, история завоевания земли Ханаанской постепенно забывалась, край процветал, особо сильных и настойчивых врагов не было. Египет Нового царства постепенно клонился к упадку, хотя в конце XIII века до н.э. египтяне вторгались в Святую Землю: египетские надписи того времени об этом сообщают. Впрочем, на проведение крупномасштабных акций Египет уже был не способен.

-8

Еще об одном очень интересном библейском народе хотелось бы сказать несколько слов. Это филистимляне. Очень интересный народ. Крупные неприятности в Восточном Средиземноморье начались с «народов моря». Откуда они пришли в Восточное Средиземноморья – вопрос. Появились они здесь где-то в 13 веке. Очевидно лишь, что поход их начался на западе Малой Азии. В их состав предположительно входили известные нам древние греки – ахейцы-индоевропейцы, а также догреческое население материковой Греции - ликийцы, жившие на юго-западе Малой Азии. Cикулы - одно из италийских племен. Библейские филистимляне возможно протоармяне этруски и мушки. Возможно, что именно с этим передвижением «народов моря» связанны события троянской войны (ок. 1240-1230).

Пришельцы не производили набегов подобных поздним монголам – происходило переселение людей, которым почему-то не оказалось где жить. Встреча с Египтом для них оказалась очень неприятной. Египет переживал не самые лучшие времена своей истории, но у него хватило сил для решающего столкновения с «народами моря» и к концу 12 века стало ясно, что Египта им не видать. Интересно, что поселившись в Святой Земле, филистимляне мгновенно стали сеять, пахать, строить города! То есть, стали вести себя так, как будто жили здесь ещё с 4 тысячелетия. Они создали свое государство там, где их остановили: в южной части побережья Палестины.

В целом, Палестина (Земля Ханаанская-Обетованная) того времени, представляла собой островок еврее-хананейского мира, что предполагает ассимиляцию пришельцев с коренным населением, но этого не произошло. Пришельцы сохранили и свою культуру, и свой язык. Когда израильтяне стали жить в Святой Земле, у них начались военные столкновения с филистимлянами, которые на протяжении века ничем не заканчивались. Но филистимляне не захотели идти в глубь материка, а евреи не собирались сбрасывать их в море и занимать их территорию. Прибрежные земли ранее были пустыми и филистимляне их очень скоро освоили. Так появился еще один интересный этнический компонент Палестины – древние греки (до 12в. по Р.Х.).

иллюстрации из открытых источников