Найти тему
Хроника христианина

Проклятие. Что это? История и...

"И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей"

Быт. 3, 14.

"Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих". Быт. 18, 23-24

Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов
Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов

Практически все народы земли знакомы с проклятием. По всей видимости, проклятие столь же старо, как и само человечество. Древние языческие боги (например, проклинающими были древнегреческие боги, чьи роковые пожелания сбывались) использовали его разрушительную силу в своих целях. И хотя происхождение слова "проклятие" неясно, его возможные последствия вызывали и вызывают - ужас и трепет. Интересно, что слово "заклятие" часто используется в качестве синонима слову "проклятие". Среди пенсильванских ведьм голландского происхождения слово hex (заклятие) применялось для обозначения как добрых, так и вредоносных заклинаний. В неоязыческом колдовстве некоторые ведьмы употребляли понятие "заклятие" для обозначения особого связывающего заклинания, отличного от простого проклятия (curse).
В глубокой древности проклятия произносились экспромтом. Произносимый текст имел единой только структуру. Проклинающему нужно было упомянуть имя проклинаемого, его родителей и родственников, род занятий, за что его проклинают и части тела, которые должны быть поражены, а также
время исполнения. В проклятиях чаще всего затрагивались проблемы физического тела человека и вызывались смерть, увечья, лихорадка, горячка, чахотка, слепота, немота, неуспех в делах, проклятие рода. Остановимся на последнем.
В нашей истории, известен любопытный прецедент. Речь идет о проклятии патриарха Никона (во всяком случае в суде над ним, он в этом обвинялся) поданной в челобитной Боборыкиным, в которой последний обвинил Никона в преступлении, каравшемся в тем времена смертной казнью, —
проклятии царской семьи. Проклинал Никон или нет, но царская семья (потомки Алексея Михайловича), кончили очень плохо.

С. Д. Милорадович "Суд над патриархом Никоном"
С. Д. Милорадович "Суд над патриархом Никоном"

Принято считать, что по настоящему проклясть может только очень сильный маг. На самом деле, это не так. Вполне могучее проклятие может совершить и самый обычный человек. От сильнейшей обиды и душевной боли, от отчаяние и ощущения глубочайшей несправедливости! Объектом такого рода проклятий становятся люди, для которых не только не существует сдерживающих моральных и нравственных ценностей, но и законных барьеров. Чтобы проклятие начало "работать", совсем не обязательно должны быть произнесены роковые и страшные слова "Проклинаю тебя!", негативный посыл может быть выражен и в пожелании несчастий, бед, болезней, безбрачия не только самому человеку, но и его близким.
Сегодня, я часто слышу как люди говорят проклятый: бюрократ, чиновник, мент (коп), олигарх и т.д. и мне становится действительно не по себе. Страшно обидеть человека, который в сердах может совершить ужасное и непоправимое деяние, но более страшно жить и знать, что миллионы проклинают тебя и желают тебе и твоим отпрыскам вечного ада и вечного проклятия. Как же надо
довести людей, чтобы ежедневно и непрестанно светлые небеса наполнялись ... стоном, болью и проклятиями?

фотограф и художники Michał Karcz - https://iov75.livejournal.com/2593593.html
фотограф и художники Michał Karcz - https://iov75.livejournal.com/2593593.html

В 1310 году под Парижем, на поле возле монастыря святого Антония, мучительную смерть на медленном огне приняли 54 рыцаря (речь идет о рыцарях-тамплиерах - прим. мое), осмелившихся отказаться от своих вынужденных показаний. Один из этих страдальцев бросил своим судьям слова, ставшие потом достоянием истории: "Разве это я сознался на вашем допросе? Разве это я взял на душу чудовищный и нелепый плод вашей фантазии? Нет, мессиры! Это пытка вопрошает, а боль отвечает"! По решению поместных соборов Реймса, Пон дель Арка и Каркассона вскоре сожгли еще несколько десятков "упорствующих"...

Слухи о неправедных, страшных процессах вызвали в народе глухой ропот. Это заставило короля дать согласие на то, чтобы привезенным в столицу узникам было разрешено прибегнуть к законной защите генерал-прокурора ордена Петра Булонского. Впрочем, то была пустая формальность, вынужденная временная уступка. Все защитительные акты генерал-прокурора суд оставил без ответа. Под давлением короля папа, вынужденно пребывавший с 1309 года в Авиньоне, созвал во Вьенне в октябре 1311 года XV Вселенский собор. Но из королевских особ на нем присутствовал лишь сам Филипп, остальные владетельные особы прислали только своих представителей. Король французский потерпел постыдное поражение… Собор отказался проклясть усопшего папу Бонифация, а за уничтожение ордена из 140 кардиналов проголосовали только четверо. Напрасно король и папа уговаривали прелатов осудить тамплиеров заглазно, не выслушав оправданий измученных пытками командоров. Кардиналы требовали беспристрастного расследования. После шести месяцев бесплодных пререкательств король Филипп появился на соборе с внушительным отрядом солдат и потребовал у папы единоличного решения. Поломавшись для виду, понтифик подписал 2 мая 1312 года буллу, начинавшуюся словами: "К провидению Христа…", в которой упразднялся орден Храма. Согласно ей, сказочные богатства тамплиеров отходили в руки церкви, а не к французской короне. Король пришел в бешенство. Из-за чего же он затеял тогда весь этот процесс? Выставил себя вероломным чудовищем в глазах всей христианской Европы? Неужели только для того, чтобы присутствовать на церемонии передачи всего движимого и недвижимого имущества в чужие Руки?
По совету Ногарэ Филипп смирил гордость. Он даже выразил свое формальное согласие на то, что наследником рыцарей Храма будет орден Иоаннитов. Но пока выполнялись необходимые формальности, Флотт опутал имения ордена такими долгами, что иоанниты чуть не обеднели от неожиданного наследства. Все золото, все лены и майораты достались королю. Гроссмейстер Жак де Молэ все еще сидел в башне.

-5

Чтобы не возбуждать страсти, Филипп (речь идет о французком короле Филиппе IV Красивом - прим мое) удовольствовался тем, что приговорил его к пожизненному заключению. Но на публичном чтении приговора упрямый храмовник, одетый в позорное одеяние кающегося грешника, отрекся от всех данных под пыткой показаний и заявил протест против незаконного ведения процесса. Это окончательно взбесило короля, который незамедлительно отдал великого магистра и восьмидесятилетнего Жофруа де Шарне, приора Нормандии, палачу. На другой день, марта 18-го дня 1314 года, Жака де Молэ (последнего великого магистра ордена тамплиеров. Кстати, Жак де Молэ был крестным отцом дочери короля - прим. мое) сожгли на медленном огне. Он стойко принял мучительную смерть и, перед тем как предстать пред очами высшего Судьи, громко призвал к Суду Божьему чудовище-короля, отступника-папу и вероломного честолюбца Ногарэ. Стоя в дворцовой галерее, как раз напротив костра, король смеялся, и его лицо казалось ужасным.

-6

"Папа Климент! Король Филипп! Гийом де Ногарэ! Не пройдет и года, как я призову вас на Суд Божий! Проклинаю вас! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!"

Предсмертное предсказание Жака де Моле осуществилось довольно скоро: через месяц после аутодафе на Еврейском острове, 20 апреля 1314 года предатель-папа умер от внезапного приступа дизентерии - Климента V свели в могилу кровавый понос и приступы рвоты. Еще через месяц в страшных муках скончался палач-канцлер Ногарэ. А в конце того же года, 29 ноября 1314 года неожиданно умер король Филипп, всегда отличавшийся завидным здоровьем.

В течении нескольких лет умерли все наследники Филиппа Красивого: три его сына и внук. Прямая ветвь Капетингов пресеклась в 1328 году, когда погиб младший сын Филиппа - король Карл Красивый, правивший всего 6 лет. Надо сказать, что все его дети и внук не пережили 33 лет ( Карл Красивый умер в 33 года). Считалось, что проклятый человек не может пережить возраст Христа - 33 года.

Эдуард III, английский король, изъявил претензии на французский престол, так как был единственным оставшимся прямым наследником Филиппа Красивого: он был сыном дочери Филиппа - Изабеллы, то есть приходился ему внуком. Однако французская знать отказалась признать его королем. Королем Франции стал Филипп VI Валуа ( сын Карла Валуа - брата Филиппа Красивого). Разъяренный Эдуард объявил французам войну и вскоре вся Франция оказалась вовлечена в кровавые войны, смуты и междоусобицы, потрясавшие страну более ста лет и получившие название Столетней войны, словно и в Англию перешло проклятие Жака де Моле.

-7

Возможно это совпадение, но только 13 поколений ветви Валуа сменилось на престоле Франции. Последнее поколение королей было представлено 4-мя братьями: Франциск II, Карл IX, Генрих III, Франциск. Они по очереди сменяли друг друга на троне в конце XVI века, но все умерли не оставив законных наследников. Последний брат - Франциск, вообще не правил - он умер от туберкулеза. У них была сестра - Маргарита, которая вышла замуж за Генриха, короля Наварского, который после последних Валуа займет трон под именем Генриха IV, но перед этим Франция опять погрузится в пучину войн за наследство.

Генрих IV был из рода Бурбонов, а те в свою очередь, вели свой род от Капетингов ( от одного из сыновей Людовика Святого ) и были родственниками Филиппа Красивого и последних Валуа ( те вели род от Карла Валуа - брата Филиппа Красивого). Последние представители династии Бурбонов представлены так же 3-мя братьями: Людовик XVI (казнен революционерами), затем Людовик XVIII, Карл X. У Людовика XVI был сын Людовик XVII, который умер при странных обстоятельствах (в тюрьме, куда был помещен по приказу революционного Конвента). Годы правления последних Бурбонов и годы после них были временем новых смут и опустошительных войн. Итак, снова 3-е братьев и сын одного из них. Кстати, сын Людовика Сварливого (Людовик X Сварливый - старший сын Филиппа Красивого так же умер в раннем детстве при странных обстоятельствах.
История сыграла еще более злую шутку над французским королевским домом. В революцию 1789 г. Людовик XVI был заточен в Тампле, где некогда помещалось руководство тамплиеров во Франции. Оттуда его отвезли на гильотину.

-8


Еще один интересный факт: В 1793 году, почти пять столетий спустя после смерти Жака де Моле, в Париже по приговору революционного Конвента был казнен "гражданин Луи Капет" - свергнутый король Франции Людовик XVI. Рассказывают, что когда опустился нож гильотины и голова короля упала в корзину,
неизвестный человек выскочил из толпы на эшафот и, оросив руку кровью, хлеставшей из обезглавленного тела, торжествующе вскрикнул:

"Жак де Моле, ты отомщен!"

Россия


Когда в начале царствования Екатерины II поднят был воп­рос о церковных землях, митрополит Арсений (Мацее́вич) встревожился о судьбе Церкви. В самый разгар работы комиссия по церковным владениям, в 1763 году, в Неделю Православия, он велел в чине анафематизмов расширить клятву на отнимающих у Церкви "села и винограды". Один за другим стал он подавать протесты в Синод. "Горе нам, бедным архиереям, - писал он тогда, - яко не от поганых, но от своих мнящихся быти овец правоверных толикое мучительство претерпеваем".

-9


Святитель страшился за судьбу монастырей, опасался их совершенного исчезновения в России. Если дела и далее пойдут в том же духе, то, - предрекал он, - "тако нашему государству приходить будет не токмо со всеми академиями, но и с чинами или на раскольничье, или на лютеранское или кальвинское или на атеистское государство".
Протесты встревоженного архипастыря доведены были до сведения императрицы. Екатерина вознегодовала и возненавидела "мятежного" архиерея, называла его "лицемером, пронырливым и властолюбивым бешеным вралём"; и, наконец,
велела его судить Синоду. Суд над митрополитом Арсением состоялся 14 апреля 1763 года в Москве. Синод приговорил его к лишению архиерей­ского сана. Главным судьей был давний недоброжелатель под­судимого Новгородский митрополит Димитрий.
В Кремлевских Патриарших Крестовых палатах при стечении большой толпы народа, заполонившей Синодальный двор, состоя­лось снятие сана с осужденного. Народ пришел не из одного любопытства, но и от сострадания к гонимому святителю. Когда с осужденного срывали святительское облачение, он предсказал совершавшим над ним эту позорную церемонию плачевный конец.
Митрополиту Димитрию он сказал, что тот задохнется собствен­ным языком. Крутицкому архиепископу Амвросию (Зертис-Каменскому), своему прежнему другу, он предсказал смерть от руки мясника: "Тебя, яко вола, убиют", а епископу Псковскому Гедеону (Криновскому) предрек: "Ты не увидишь своей епархии".

Так все и исполнилось впоследствии: митрополит Димитрий умер в 1767 году от опухоли языка, архиепископ Амвросий был убит в 1771 году в Москве во время холерного бунта, а епископ Гедеон, вскоре после суда удалённый в свою епархию, умер по дороге, не доехав до Пскова.

4 июня в Кремле рухнула церковь Трех Святителей Московских, смежная с Крестовой палатой, в кото­рой судили опального архиерея.
Между тем, лишенный сана исповедник, в одеянии простого монаха, был под караулом отвезен на Север, в Николо-Корельский монастырь, в тот самый, где в заточении скончался ар­хиепископ Феодосий (Яновский), переименованный в Федоса.

Ненависть царицы к исповеднику не угасла даже после расправы над ним. В 1767 году, когда стало известно, что митрополит Арсений не переменил своих взглядов и считал себя беззаконно осужденным, Екатерина потребовала предать его новому суду. На этот раз страдальца лишили монашества и за­точили в Ревельскую крепость в крохотную камеру под именем "преступника Андрея Враля". Коменданту крепости Тизенгаузену Екатерина писала: "У вас к крепкой клетке есть важная птичка. Береги, чтоб не улетела". Офицерам и солдатам запрещено было вступать в разговор с заключенным. По некоторым сведениям, узнику затыкали рот.

28 февраля 1772 года муки узника закончились: великий страдалец за Церковь отошел на суд Нелицеприятного Судии. Священник, напутствовавший его перед смертью, в страхе вы­шел из каземата со словами: "Вы мне говорили, что надо испо­ведовать и приобщать преступника, а предо мной стоит на ко­ленях архипастырь". На стене его тюрьмы остались слова, ко­торые узник начертал углем: "Благо, яко смирил мя еси".

Не­смотря на все старания правительства изгладить имя исповедника из народной памяти, православный народ тайно чтил стра­дальца за Церковь. Поместный Собор 1917-1918 гг. отменил не­праведный приговор Синода о митрополите Арсении и посмертно возвратил ему архиерейское достоинство.

по материалам:
Е. Парнов "Трон Люцифера"
прот. В. Цыпин "История РПЦ. Синодальный период. Новейший период"
http://secatorhome.livejournal.com/11385.html

иллюстрации из открытых источников