Троада -это древнее название полуострова на юго-западе Турции, омываемого водами Эгейского моря и пролива Дарданелл. В наши дни полуостров называется Бига (по названию одного из местных городов) и относится к территории провинции Чанаккале.
Именно здесь находилась легендарная Троя (III тыс. до н.э. - ок. 1260 г. до н.э.), чьи руины были обнаружены в конце 1860-х годах в 7 км от современного морского побережья. С 1998 года развалины Древней Трои занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Помимо Трои во время путешествия по этим местам обязательно стоит посетить останки древнего города Ассос (совр. деревня Берхамкале), где в 347 году до нашей эры в местной Академии преподавал Аристотель. Именно отсюда философ сначала перебрался на остров Лесбос (до него из Ассоса рукой подать) и почти сразу уехал в Македонию обучать сына царя Филиппа - будущего Александра Великого.
В свое время Ассос (основан в X веке до н.э.) был ключевым портом Троады благодаря своему выгодному положению, в радиусе 80 километров не было ни одной хорошей гавани. Но с I века н. э. город постепенно теряет свой статус, гавань утрачивает значение, и Ассос превращается в небольшое поселение.
На городском акрополе (238 м над уровнем моря) находятся остатки храма Афины, который был построен в 530 году до н. э. Западнее Акрополя стена с воротами, по обеим сторонам которых находятся две 14-метровых башни. В городе сохранились развалины Гимнасии - учебно-воспитательного учреждения, театра на пять тысяч зрителей, рыночной площади - агоры и четырехэтажного здания городских ванн с огромным залом из 26 камер. Все говорит о том, что жизнь в Ассосе когда-то кипела.
Ночевать в эту свою вылазку мы остались в пансионе в прибрежной деревушке Балабанлы. Меня очень забавляло это название, я всё приговаривала, что это совсем не по-балабановски, но тут на турецком берегу эту мою шутку, как и многие другие, не поняли. (Я к этому давно привыкшая впрочем).
С утра, буквально за уши вытащив себя из моря, поехали дальше. Путь мы держали к деревне Гюльпинар (древнего Хриса) в западной части полуострова. Путешественникам это место известно руинами храма "Apollon-Smintheion" - "Аполлона, царя мышей". Но мой муж ехал сюда за другим, а именно - поностальгировать. Много лет назад во время контрактной службы в турецкой армии, он работал на местной военной базе. И именно отсюда он, расторгнув выгодный контракт, уехал на свою историческую родину, в Абхазию, на которой до того момента никогда не бывал. (Но это уже совсем другая история).
На ступеньках храма Аполлона Сминтевского современные модели мышей. Это отсылка к легенде, что Аполлон получил титул Царя мышей\крыс после того, как спас фермеров от крыс, нанесших огромный урон посевам. Он же через крыс напустил чуму на разгневавших его царей.
Храм датируется II веком до нашей эры.
В древности храм Аполлона Сминтевского и его окрестности были священным местом и центром поклонения. Поэтому эти места не использовались как жилой район. Это подтверждают и раскопки. Здесь нет привычных для древних городов зданий. Но есть руины бань.
Бани, которые мы находим в почти всех греческих и римских городах Анатолии, дают представление об общественной жизни того времени. Они использовались не только для очищения, но и для бесед, политических речей и даже развлечений, это были важнейшие сооружения в древних городах. Считается, что купальня в Аполлоне Сминтевском использовалась больше для очищения и водные процедуры здесь носили сакральный характер.
Историки утверждают, что баня, построенная здесь в I веке нашей эры, все еще использовалась в течение последующих нескольких сотен лет. В дополнение к бане, при раскопках также обнаружены каналы для подачи воды в ванные и остатки семи цистерн для хранения воды.
Конечно, Хрис с его уникальным храмом был неотъемлемой частью древней Троады, он был тесно связан с Троей и Ассосом. Сегодня же это типичная деревушка Эгейского побережья Турции с парой сотней жителей и красивыми морскими пейзажами. Здесь едят оливы на завтрак и сыр из козьего молока, который сами и производят.
Туристов в Гюльпинаре немного, но они всегда есть. Впрочем надолго здесь никто не задерживается, все ( и мы тоже) едут отсюда в соседнюю деревню Бабакале. А вот зачем расскажу в отдельной статье.