Н. Д. Беляков, А. И. Покровская, Н. Е. Цейтлин. Переплет и титул художника В. Бельского. Рисунки художника С. Наумова. Второе издание, 1954 год.
"В программу обязательных занятий по труду, принятую для I—IV классов, входит обучение детей шитью, вышиванию и вязанию. Вводя рукоделие в работу внешкольных и внеклассных кружков, руководителю следует ознакомиться с этой программой, чтобы не дублировать её в своих занятиях."
"В кружках «Умелые руки» учащиеся приобретают основные навыки в пошивке несложных вещей, в ремонте одежды, в вышивании и вязании."
"Помимо приобретения технических навыков, кружковая работа, при правильной постановке, должна способствовать политехническому воспитанию учащихся. В процессе занятий кружковцы получают краткие сведения по технологии текстильного производства — прядильного, ткацкого и красильного дела, узнают о происхождении и обработке хлопчатобумажного, шерстяного, шёлкового, искусственного волокна. Для такого ознакомления проводятся экскурсии на производство, используются наглядные пособия, фото, иллюстрации из книг и чтение самих книг, а также посещение музеев, выставок, проведение несложных лабораторных работ."
"В работе всех внешкольных кружков принимают участие, как правило, и мальчики и девочки, но, к сожалению, не всегда это бывает в кружках по рукоделию. Мальчики часто считают ниже своего достоинства иметь дело с иглой и тканью. В этих случаях необходимо разъяснять учащимся их ошибочное отношение к обучению шитью, указать им на важность приобретения таких навыков. Наблюдения показывают, что мальчик, умеющий шить и ремонтировать одежду, всегда опрятен и аккуратен не только дома, но и вне его (в лагере, в туристском походе), а в будущем умение пользоваться иглой пригодится и в армии, и в экспедиции, и в других случаях жизни. Мальчики должны научиться шить, чинить одежду, штопать носки."
Вы узнали эту иллюстрацию? Это из журнала "Семья и школа". Декабрь 1955 года. О журнале писала в этой статье.
Видимо, подушечка заменяла швейку, на которой в старину шили и вышивали.
Вышивка крестом выполняется обычно по канве. Канва — сетка из. ниток, которую можно приобрести в магазине. Но можно вышивать и без канвы. Для этого возьмите полотно и выдерните на нем нитки вдоль и поперек так, чтобы следы от выдернутых ниток образовали одинаковые квадратики. Эти квадратики будут напоминать тетрадь в клетку. На каждом квадратике вышивается один крестик. Закрепите и выведите иголку с ниткой в нижнем углу. Затем вколите иголку в верхний угол и выведите ее в противоположном верхнем углу; вколите иголку в нижний угол и выведите иголку с ниткой снова в верхнем углу. Получится крестик.
Многоцветная, или тоновая, гладь исполняется шелком, шерстью и цветными нитками. При цветной глади контуры рисунка не обметываются. Вышивка тоновой гладью производится косыми и прямыми стежками глади. Листики в вышиваемом узоре делают обычно косыми стежками, а цветы — прямыми. Направление стежков зависит от расположения лепестков. Часто приходится переходить от одного направления к другому. Надо стараться делать переход незаметным, перекрывая одни стежки другими.
Декоративные сетки — это узоры в русском стиле, вышитые на сетке. Они очень разнообразны и красивы. Как выполняется сетка?
Сетки могут быть и прямые (состоять из квадратиков) и косые (из ромбиков). Принцип выполнения прямой и косой сетки один. Объясним, как сделать прямую сетку. Возьмите кусок материи, натяните ее в пяльцы. Возьмите иголку с темной ниткой. Закрепите нитку в точке А и выведите иголку на лицевую сторону материи, затем вколите ее в точку Б (рис. 215 (7)); нити сетки должны итти в одном направлении с нитками ткани. Следующие нити сетки натягиваются таким же образом, расстояние между нитями должно быть одинаковым. Поперечные нити натягиваются так же, как и долевые. Точки пересечения долевых и поперечных нитей прикрепляются к материи одним стежком (рис. 215 (2), точка В). Готовую сетку вышивайте. Здесь предлагается несколько вышитых сеток.
Крючком и спицами можно вязать самые разнообразные изделия: шарфы, платки, шапочки, варежки, носки, рейтузы, юбки, кофточки, салфеточки и т. п. Крючком также можно обвязывать одеяла, платочки, воротнички, белье.
Материалом для вязания служат нитки: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые. Если нитки белые, а предполагается связать изделие цветное, то нитки перед вязанием следует окрасить. Когда нитки окрашены, их разматывают на клубок. Шерстяную нитку сматывают в клубок свободно, иначе она растянется и потеряет свою упругость и мягкость. С этой целью под наматываемую нитку подкладывают два пальца. Намотав немного ниток, пальцы убирают, и шерстяная нить ложится в клубке без излишнего натяжения. Сматывание в клубок шелковых и бумажных нитей производится без подкладывания пальцев.
При вязании крючком и на спицах клубочек должен лежать так, чтобы нить с него разматывалась свободно и постепенно. Лучше всего, если клубочек будет находиться в коробке или корзиночке. Руки перед работой следует обязательно вымыть.
Для вязания применяются спицы из стали, железа, дерева, кости — в зависимости от сорта и толщины ниток. Стальными и железными спицами вяжут обычно изделия из хлопчатобумажных ниток; деревянными и костяными — из шерстяных. Спицы бывают различной толщины и подбираются для вязания соответственно толщине нитей. Определить соответствие нити и спицы можно так: плотную бумагу проколоть спицей, а в прокол пропустить нить, которая должна плотно прилегать к краям бумаги и не рвать ее.
При покупке спиц надо проверять их качество. Концы спиц должны быть не острыми, иначе они будут колоть пальцы и с них при вязании будет соскакивать нить, но и не тупыми, чтобы было легко вводить спицу в петлю. Для больших изделий употребляются спицы, у которых с одного конца делается утолщение или спиральный завиток для того, чтобы при сдвиге с них не спускались петли. При плоском вязании — шарфа, платка, деталей блузки и т. п. — применяются две спицы; при круговом вязании — варежек, чулок, носков и т. д. — четыре-пять спиц.
Всякое вязание на спицах начинается с провязывания петель — основной и воздушных. Петли начального ряда провязываются на двух спицах, для того чтобы было удобнее провязывать петли следующего ряда — первого ряда вязания по рисунку.
Для провязывания петель начального ряда берется двойная нить, длина которой зависит от требуемого количества петель. Из нитки средней толщины длиною с обыкновенную спицу получается 7—9 петель. Например, для образца, который приведен на рисунке 180 (4), следует в начале вязания накинуть 16 петель. Значит, надо отмерить нитку, длиною равную двум спицам, сложить ее вдвое, взять в левую руку так, чтобы оставался виден сгиб нитки (рис. 180 (1).