Найти в Дзене
ZDG

Музыкальный ликбез #13: Sus-аккорды

Оглавление

Вспомним прошлый материал:

Построение аккорда выглядит как некий лайфхак: возьми первую ноту, а потом добавляй ноты через одну.

Например, если первая нота "до", то через одну будет "ми", и ещё через одну будет "соль". Вот и получился аккорд "до мажор".

Что лежит в основе такого подозрительно простого правила?

Равномерно темперированный строй

Используется в современной музыке, имеет 12 ступеней и устроен так, что между любыми соседними ступенями одинаковое математическое отношение, называемое интервалом. И равно оно 2 в степени 1/12 (1.05946309436). Назовём его для краткости i. В свою очередь можно поинтересоваться – а почему именно столько?

Это просто. Так как в октаве 12 ступеней, то i, умноженное само на себя 12 раз, даст нам 2 в степени 1/12, возведённое в 12-ю степень. Степени 1/12 и 12 взаимно сократятся и получится просто 2, то есть удвоенная частота первой ноты, то есть начало следующей октавы.

Теперь проверим частоты нот в аккорде с помощью этого отношения.

Первая нота может иметь любую частоту – она базовая. Пусть нота "до" это 100 Герц. От "до" до "ми" 4 шага: "до-диез", "ре", "ре-диез", "ми". Значит, частоту 100 Гц надо умножить на i 4 раза. Получим 125.992. До ноты "соль" ещё три шага: "фа", "фа-диез", "соль". Частоту ноты "до" умножаем на i 7 раз. Получаем 149.83 Гц.

Итого, в аккорде звучат одновременно следующие частоты:

100, 125, 150

Я их округлил, но погрешность не превышает 1 Герца. Проверим отношение частот друг к другу:

  • 125:100 это 5:4
  • 150:100 это 3:2
  • 150:125 это 6:5

Чем меньше числа в отношении, тем гармоничнее это отношение. Как видим, когда эти частоты звучат вместе, они не создают диссонанса, так как их отношения почти максимально гармоничны в любых сочетаниях.

Реальное правило аккорда

Это не "бери ноты через одну", а "бери частоты, отношения между которыми гармоничны". Просто так совпало, что отношения гармоничны именно между нотами через одну.

Посмотрим другой аккорд, "ми-соль-си". Пусть "ми" опять будет 100 Гц. Между "ми" и "соль" 3 шага: "фа", "фа-диез", "соль". Умножаем 100 на i 3 раза, получаем 118.9. Между "соль" и "си" 4 шага: "соль-диез", "ля", "ля-диез", "си". Итого те же 7 шагов с отношением 150. Округлим частоты:

100, 120, 150

Отношения:

  • 120:100 это 6:5
  • 150:100 это 3:2
  • 150:120 это 5:4

Такие же гармонии, только в другом порядке. Интервал между первой и второй нотой был 5:4, а стал 6:5. Мы получили аккорд "ми минор".

Окраска аккордов

Аккорды, созданные по вышеописанному правилу, всегда получаются мажорные или минорные. Мажорные более гармоничные и яркие, их принято ассоциировать с радостью, минорные менее гармоничные и их принято ассоциировать с грустью.

На самом деле названия "мажор" и "минор" связаны не с настроением, а просто с позицией второй ноты аккорда, которая в октаве является третьей ступенью относительно корневой ноты аккорда. "Мажор" и "минор" буквально означают "большой" и "малый". Если разница между первой и третьей ступенью 3 интервала, она малая (минорная), если 4, то большая (мажорная). Вот и всё, больше ничего мажор и минор не означают и не подразумевают.

-2

Семь поименованных нот в октаве выбраны с такими интервалами, что начиная с "до", "фа" или "соль", мы всегда получим мажорный аккорд, а начиная с "ре", "ми", "ля" или "си" – минорный. При условии, что будем использовать правило "ноты через одну".

Но теперь, зная, как всё получается, мы можем не следовать этому правилу, а модифицировать аккорды по своему хотению.

Например, сделаем в аккорде "ми минор" между первой и второй нотой не 3, а 4 интервала: "фа", "фа-диез", "соль", "соль-диез". И получим аккорд "ми мажор": "ми", "соль-диез", "си". Количество интервалов между "соль диез" и "си" автоматически сократится до 3.

Свобода!

Первая мысль: а что мешает отбросить правила и синтезировать аккорды на своё усмотрение, следя только за отношениями ступеней?

И ответ – ничего! Действуйте! Правда, есть нюансы.

Потеря окраски

Скажем, можно сделать аккорд "до фа соль", где между "до" и "фа" 5 интервалов и отношение равно примерно 4:3. Это даже более гармоничное отношение, чем 5:4 между "до" и "ми", но в аккорде оно звучит хуже, так как между "фа" и "соль" отношение получается 9:8.

Это можно проверить, сыграв сначала только "до" и "фа", и убедиться, что они звучат вместе отлично. А потом добавить "соль" и послушать всё вместе. Аккорд будет "напрягать" слух.

Но дело не только в этом. Аккорд перестаёт быть мажорным или минорным просто по определению – у него во второй ноте теперь не малая и не большая третья ступень, а вообще не третья. И значит, он просто какой-то другой.

Частично это наша психоакустика и частично наслышанность, то есть привычка слышать определённые созвучия на протяжении всей жизни. Мы распознаём именно мажорные и минорные аккорды, а остальное воспринимаем как нечто непривычное или даже неприятное.

Это, однако, не говорит о том, что аккорд "до фа соль" плохой. В музыке допустимо всё что угодно, если оно стоит на правильном месте. А какое место правильное для этого аккорда?

Один из возможных ответов лежит на поверхности. Если аккорд малогармоничен, значит он создаёт напряжение. Если он создаёт напряжение, то оно должно разрешиться, то есть перейти в более устойчивое состояние. А во что может разрешиться "до фа соль"? Конечно, в тот аккорд, к которому мы привыкли – до-мажор.

Следовательно, сам по себе аккорд "до фа соль" может звучать диссонантно, но когда он стоит в правильном месте, переходя в "до ми соль", всё будет вполне прилично и даже интересно.

Обозначение sus

В аккорде "до фа соль" мы заменили третью ступень "ми" на четвёртую "фа". Аналогично можно сделать аккорд "до ре соль", где третью ступень "ми" мы заменим на вторую "ре".

Как говорилось выше, после этого аккорд теряет свою минорную или мажорную окраску и становится "подвешенным" (suspended). В русских терминах это называется "аккорд с задержанием".

В обозначениях таких аккордов добавляется суффикс sus. Например, "до-мажор" это C или Cmaj, а "до с задержанием" это Csus. Но как мы только что видели, третью ступень можно заменить либо на вторую, либо на четвёртую, значит есть два варианта задержания. Их мы и указываем: Csus2 или Csus4, где 2 или 4 номер ступени.

В качестве примера можно послушать звучание аккорда Csus4 с разрешением в C:

Итог

Аккорд с задержанием, он же sus, получается, когда мы заменяем конкретно третью ступень от корня на конкретно вторую или четвёртую. Это такое же правило, как и определение минора и мажора, связанное конкретно с третьей ступенью.

Но другие ступени аккорда тоже можно менять, и для них будут вводиться свои обозначения.

Подборка всех материалов по музыке:

Музон | ZDG | Дзен