1963 год выдался для Ленинграда богатым на радостные события: в феврале распахнул свои двери ЗАГС на Фурштатской, в мае с дружественным визитом в город на Неве приехал кубинский лидер Фидель Кастро, а в июле открыли сразу четыре новые станции метро. ЧЧесли
А в это время в захолустном техасском городишке, где из всех развлечений было лишь наблюдение за низколетающими самолётами, потому что база ВВС США находилась рядом, мальчик по имени Чесли Салленбергер уже определился со своей будущей профессией. Он решил, что станет летчиком. Позже, в 2009 году, он спасёт 155 человек, посадив самолёт с отказавшими турбинами на реку посреди Нью-Йорка. И Клинт Иствуд снимет об этом фильм с Томом Хэнксом в главной роли. "Чудо на Гудзоне", помните такой?
А вот фильм о том, как в 1963 году в Ленинграде на воду удалось посадить падающий "ТУ-124" без единого пострадавшего, так и не был снят. Однако события, которые произошли в далёком теперь уже 1963-м, вполне заслуживают названия "Чудо на Неве".
21 августа, рейс номер 1095 "Таллин-Москва". Когда пассажиры начали занимать свои места на борту самолёта, никто и подумать не мог, что их жизни будут в буквальном смысле висеть на волоске. Во время процедуры взлёта заклинило механизм переднего шасси. Это потом на взлётной полосе найдут шаровой болт, а в тот момент пилоты не могли понять причину внезапной поломки.
Набрав высоту, лётчики пытались исправить ситуацию - выпускали и убирали шасси несколько раз, но "передняя нога" застряла намертво. Обычно в таких случаях следовало вернуть самолёт на аэродром, но Таллин настолько сильно заволокло туманом, что о возвращении не могло быть и речи. Ближайшим аэропортом на тот момент являлся "Пулково", и экипажу была дана установка проследовать в Ленинград.
По пути в город на Неве команда не переставала пытаться вернуть неисправное шасси на место, поскольку заходить на посадку с такой поломкой означало подвергать всех находящихся на борту серьёзному риску. Пилоты сперва пытались силой выбить заклинившее шасси, однако затем им в голову пришла замечательная идея прорубить днище фюзеляжа и попытаться отремонтировать механизм своими силами. Однако из этого ничего не вышло.
Тогда команде "ТУ-124" поступил приказ готовиться к аварийной посадке. В это же самое время в "Пулково" уже съехались "скорые" и пожарные, поскольку избежать взрыва в случае жёсткой посадки с полным баком было практически невозможно. Борт начал кружить над Ленинградом на минимальной высоте - 500 метров, чтобы поскорее израсходовать запасы топлива. Но неожиданно, при заходе на восьмой круг, когда приборы ещё показывали весьма приличное количество топлива в баках, остановился левый двигатель. Экипаж в срочном порядке начал запрашивать экстренную посадку, и самолёту разрешили пролететь над самым центром города - по прямой.
Ну а дальше случилось то, чего больше всего опасался экипаж "ТУ-124". Когда воздушное судно уже было над Адмиралтейством, отказал и правый двигатель. Самолёт бесшумно летел по инерции, с каждой секундой теряя скорость и высоту. При таких условиях дотянуть до "Пулково" было нереально, а внизу - самый центр Ленинграда, оживлённые улицы и площади. Что делать? Как избежать многочисленных жертв?
На неработающих двигателях самолёт буквально проплыл над Смольным собором и прямой наводкой вышел на Неву. Жителей города пилоты уберегли, теперь оставалось спасти пассажиров. Командир воздушного судна Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев приняли решение сажать самолёт на воду. И вот оно чудо... или везение... называйте как хотите. На Неве в этот момент не было кораблей, только небольшой буксир "Буревестник", который перевозил лес. Посадка пошла, как по нотам, хотя, точнее было бы сказать, как по маслу!
Мастерство пилотов сделало своё дело: самолёт сёл на брюхо, проскользил по речной глади и остановился в нескольких метрах от опор Финляндского железнодорожного моста. С момента окончательной остановки обоих двигателей прошло не более 14 секунд...
Команда "Буревестника" во главе с капитаном Юрием Поршиным, сбросив на воду плот, поспешила на помощь. Самолёт отбуксировали к берегу и перепуганные, но живые и невредимые пассажиры, по крылу самолёта, как по трапу, сошли на берег Невы. Выжили все 55 человек - 53 взрослых и двое маленьких детей. Кстати, одним из пассажиров того рейса был митрополит таллинский Алексей Ридигер, впоследствии известный как патриарх всея Руси Алексий II. А очевидцы тех событий и вовсе решили, что это просто кино снимают...
Сегодня видео подобного рода событий мгновенно бы появилось в сети. А тогда, в 1963-м, ни Интернета, ни смартфонов не было... зато были фотокамеры. Правда, у всех, кому посчастливилось оказаться на месте, их тут же изымали подоспевшие милиционеры, а плёнки засвечивали. А вот ленинградец Юрий Туйск всё же сумел сохранить несколько снимков, но возможность опубликовать их появилась только в 1996 году.
Дело в том, что, так называемое, "чудо на Неве" было решено было засекретить. Пассажиров срочно отвезли в аэропорт, а экипаж на допрос в КГБ. Пилотов отстранили от полётов: их обвиняли в том, что они упустили показания топливных датчиков. А ведь это был единственный случай в истории отечественной авиации, когда при посадке пассажирского самолёта на воду никто ни то, что не погиб, а даже не пострадал!
Однако, несмотря на всю секретность, происшествие над Ленинградом вошло во все американские учебные пособия для лётчиков. Этот параграф курсант военно-воздушной академии США, а в дальнейшем выпускник, окончивший обучение с квалификацией "топ-флаер" или "лётчик высшего класса", Чесли Салленбергер, запомнил очень хорошо и воспользовался этими знаниями 15 января 2009 года.
А мы навсегда запомнил 21 августа 1963-го: день, когда в Ленинграде удалось избежать страшной катастрофы.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!