Самобытные традиции старообрядцев занимают особое место в культурном достоянии России. На ярославской земле хранителем древнего наследия является Ярославско-Костромская епархия Русской православной старообрядческой церкви. Она делится на два «благочиния» - Ярославское и Костромское.
Старообрядцы? Наверно, у многих читателей (да и у меня тоже) при упоминании о них возникают сходные ассоциации:
- Они были ревнителями древних устоев, в 17 веке отвергли церковную реформу Никона, посчитав её ересью. К примеру, боярыня Морозова за веру была отправлена в ссылку. А еще протопоп Аввакум стойко за свои убеждения боролся. К жене Марковне у него любовь была. Да такая, что Шекспир отдыхает …
В Ярославле вести о старообрядцах изредка мелькают в прессе, иногда возникают в общении. Так, помнится, сотрудница, юная замужняя женщина, откровенно рассказывала:
«У мужа родители не были против свадьбы. Но сказали: «У нас в роду традиция - венчаться по старому обряду». У них всё серьёзно: меня заново крестили. А так, ничего – ходим в кафешки, в ночные дискотеки».
И впечатление было, очень её устроило, что у новых родичей всё серьёзно. Что оказалась в орбите, где одну не бросят …
Русская православная старообрядческая церковь признана государством, отнесена к числу традиционных религий. В Ярославской и соседней Костромской областях проживает немалое количество верующих, почитающих себя её приверженцами.
Так, в столице Золотого Кольца старообрядческой церкви принадлежит один из выдающихся памятников XVII века – храм Иоанна Златоуста.
В Ярославской области, близ Углича, в ведении РПСЦ с 1992 г. находится другая жемчужина зодчества XVI-XVII вв. – Николо-Улейминский женский монастырь.
По личным впечатлениям могу сказать, что обстановка за стенами вполне благожелательная – обитель гостеприимно открыта для посещений. Там есть что посмотреть, памятники находятся в хорошем состоянии.
И наконец, примечательный куст старообрядческих приходов располагается в ярославском Заволжье.
Чуть в стороне от дороги, соединяющей Ярославль с Диевым Городищем, находится село Глухово со старообрядческой церковью во имя Троицы Живоначальной. Она построена около 1912 г.
Архитектура храма скромна и непритязательна. К четверику примыкает маленькая, в два окошка, трапезная. А колокольня чем-то похожа на дозорную башенку.
И вместе с тем, здесь явственно ощущается аура веками намоленного места. В маленьком деревянном храме и в соседнем некрополе есть что-то созвучное картине Левитана «Над вечным покоем».
Также заинтересовал загадочный знак над церковным притвором. Подумалось, может какой-то особый старообрядческий символ?
Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что это киотный крест – церковный атрибут, единый, как для старообрядцев, так и для приверженцев РПЦ.
Подобные распятия, отлитые в старообрядческих мастерских, недавно демонстрировались на выставке в Ярославском художественном музее
В таких местах отдыхаешь от городской суеты, шума и стрессов. А по нынешним временам это тоже немалая ценность.
Еще одна старообрядческая церковь, во имя Успения Пресвятой Богородицы, размещается в заволжском местечке Елохино. По сути, Елохино – это окраинная слободка большого села Вятское, ныне центра раскрученного туристического кластера.
По версии, елохинская церковь воспета Н.А. Некрасовым в знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо». В 15-ти верстах отсюда располагается его фамильная усадьба Грешнево. И будучи страстным охотником, поэт частенько хаживал с ружьём по здешним местам.
Считается, что именно Вятское он запечатлел в главе «Сельская ярмонка». По крайней мере, описание рельефа и самих храмов – точно соответствует реалиям:
Торговое село
По косогору тянется,
Потом в овраг спускается …
Две церкви в нём старинные,
Одна старообрядская,
Другая православная …
Обе церкви сохранились. На главной площади Вятского возвышается православный храм во имя Воскресения Христова.
А примерно в полутора км от него, в Елохине, находится староверческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Существующее каменное здание построено в 1905-1907 гг. стараниями отца Виталия (Витушкина). Священник сумел заручиться пожертвованиями богатых купцов-старообрядцев, в том числе московских.
На риторический вопрос «Кому на Руси жить хорошо» - деятельный клирик стремился найти реальный ответ. Созданная при храме церковная община успешно решала многие мирские дела. Была открыта богадельня для местных старушек, действовала школа на 20 крестьянских детей.
Как видно, Успенский храм построен в популярном тогда русско-византийском стиле. Невысокий четверик и колокольня украшены поясками прямоугольных ниш. Три арки входных ворот символизируют собой Святую Троицу.
И наконец, третья старообрядческая церковь, во имя Рождества Христова, расположена в уединённом заволжском селении Павликово. По архивным данным, она построена в 1908 г.
Службы здесь проводит сам правящий архиерей Ярославско-Костромской епархии РПСЦ, епископ Викентий. Уважаемый иерарх уделяет большое внимание сохранению древних традиций.
По его благословению в разных городах России выступает уникальный Стрельниковский хор. Исполнители в совершенстве владеют культурой пения по крюковым знакам. В ярославской библиотеке им. Чехова проводятся чтения по истории старообрядчества, при приходах действуют детские кружки и летние лагеря.
По архитектуре Рождественский храм похож на Троицкую церковь в Глухове. Однако трапезная палата здесь отдельно не акцентирована, а над главным объемом возвышается восьмерик с главой. Слева находится придел, увенчанный небольшой главкой. Возможно, храм был перестроен из более древнего молельного дома.
В заключение нужно выразить уважение сторонникам древней веры - они внесли большой вклад в развитие России. Староверами были купцы Рябушинские и Морозовы, текстильные магнаты Гучковы и фарфоровые короли Кузнецовы.
Именно купец-старообрядец С.И. Щукин стал первым, кто сумел распознать всемирную ценность произведений художников-импрессионистов. Его собрание положило начало коллекциям модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина.
Здесь, в отдалённой заволжской глубинке, староверы жили сплоченной общиной, стойко хранили древние традиции. Но если вдруг над страной сгущались тучи – дружно вставали в ряды защитников, забывая все прежние распри и обиды.
Так, трудно без волнения читать надпись на памятнике близ Рождественской церкви: «Братья Коротаевы жили и трудились на этой земле во славу Отечества. Воевали и победили фашизм и расписались на рейхстаге. Спите спокойно, богатыри русские».
Напоследок немного постоял перед гранитной плитой. На ней символы великой Победы - орден Отечественной войны и Георгиевская лента – соседствовали с Крестом Святой веры. Невольно вспомнились строки Р. Рождественского о рейхстаге:
Все чисто, всё побелено -
Тихонечко, без паники,
Но надписи победные
Не вычеркнешь из памяти!