Найти тему

Ярославское благочиние – зеркало древних традиций. Старообрядческие храмы Заволжья

Самобытные традиции старообрядцев занимают особое место в культурном достоянии России. На ярославской земле хранителем древнего наследия является Ярославско-Костромская епархия Русской православной старообрядческой церкви. Она делится на два «благочиния» - Ярославское и Костромское.

Декоративные гирьки в убранстве ярославского храма Иоанна Златоуста. (с 1992 г. храм находится в ведении РПСЦ)
Декоративные гирьки в убранстве ярославского храма Иоанна Златоуста. (с 1992 г. храм находится в ведении РПСЦ)

Старообрядцы? Наверно, у многих читателей (да и у меня тоже) при упоминании о них возникают сходные ассоциации:

- Они были ревнителями древних устоев, в 17 веке отвергли церковную реформу Никона, посчитав её ересью. К примеру, боярыня Морозова за веру была отправлена в ссылку. А еще протопоп Аввакум стойко за свои убеждения боролся. К жене Марковне у него любовь была. Да такая, что Шекспир отдыхает …

В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887 https://cdn.culture.ru/c/641257.jpg
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887 https://cdn.culture.ru/c/641257.jpg

В Ярославле вести о старообрядцах изредка мелькают в прессе, иногда возникают в общении. Так, помнится, сотрудница, юная замужняя женщина, откровенно рассказывала:

«У мужа родители не были против свадьбы. Но сказали: «У нас в роду традиция - венчаться по старому обряду». У них всё серьёзно: меня заново крестили. А так, ничего – ходим в кафешки, в ночные дискотеки».

И впечатление было, очень её устроило, что у новых родичей всё серьёзно. Что оказалась в орбите, где одну не бросят …

Изразцовый наличник размером 5 х 8 метров церкви Иоанна Златоуста в Ярославле (с 1992 г. храм в ведении РПСЦ)
Изразцовый наличник размером 5 х 8 метров церкви Иоанна Златоуста в Ярославле (с 1992 г. храм в ведении РПСЦ)

Русская православная старообрядческая церковь признана государством, отнесена к числу традиционных религий. В Ярославской и соседней Костромской областях проживает немалое количество верующих, почитающих себя её приверженцами.

Так, в столице Золотого Кольца старообрядческой церкви принадлежит один из выдающихся памятников XVII века – храм Иоанна Златоуста.

-4
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (справа) и теплая Владимирская церковь (слева). 1649-1656. С 1992 г. принадлежат РПСЦ
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (справа) и теплая Владимирская церковь (слева). 1649-1656. С 1992 г. принадлежат РПСЦ

В Ярославской области, близ Углича, в ведении РПСЦ с 1992 г. находится другая жемчужина зодчества XVI-XVII вв. – Николо-Улейминский женский монастырь.

Введенская церковь Николо-Улейминского монастыря, середина XVI в., перестроена в 1695 г.
Введенская церковь Николо-Улейминского монастыря, середина XVI в., перестроена в 1695 г.
-7

По личным впечатлениям могу сказать, что обстановка за стенами вполне благожелательная – обитель гостеприимно открыта для посещений. Там есть что посмотреть, памятники находятся в хорошем состоянии.

Табличка у входа в монастырь
Табличка у входа в монастырь

И наконец, примечательный куст старообрядческих приходов располагается в ярославском Заволжье.

Пейзаж ярославского Заволжья
Пейзаж ярославского Заволжья

Чуть в стороне от дороги, соединяющей Ярославль с Диевым Городищем, находится село Глухово со старообрядческой церковью во имя Троицы Живоначальной. Она построена около 1912 г.

Троицкая церковь в Глухове. Ок. 1912 г.
Троицкая церковь в Глухове. Ок. 1912 г.

Архитектура храма скромна и непритязательна. К четверику примыкает маленькая, в два окошка, трапезная. А колокольня чем-то похожа на дозорную башенку.

Вид Троицкой церкви
Вид Троицкой церкви

И вместе с тем, здесь явственно ощущается аура веками намоленного места. В маленьком деревянном храме и в соседнем некрополе есть что-то созвучное картине Левитана «Над вечным покоем».

Также заинтересовал загадочный знак над церковным притвором. Подумалось, может какой-то особый старообрядческий символ?

Знак над входом в церковь
Знак над входом в церковь

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что это киотный крест – церковный атрибут, единый, как для старообрядцев, так и для приверженцев РПЦ.

Подобные распятия, отлитые в старообрядческих мастерских, недавно демонстрировались на выставке в Ярославском художественном музее

Крест киотный «Распятие с предстоящими», XIX в. Фото сделано на выставке в Ярославском художественном музее
Крест киотный «Распятие с предстоящими», XIX в. Фото сделано на выставке в Ярославском художественном музее

В таких местах отдыхаешь от городской суеты, шума и стрессов. А по нынешним временам это тоже немалая ценность.

У Троицкого старообрядческого прихода
У Троицкого старообрядческого прихода

Еще одна старообрядческая церковь, во имя Успения Пресвятой Богородицы, размещается в заволжском местечке Елохино. По сути, Елохино – это окраинная слободка большого села Вятское, ныне центра раскрученного туристического кластера.

Вид с. Вятское с оврагом реки Ухтанки
Вид с. Вятское с оврагом реки Ухтанки

По версии, елохинская церковь воспета Н.А. Некрасовым в знаменитой поэме «Кому на Руси жить хорошо». В 15-ти верстах отсюда располагается его фамильная усадьба Грешнево. И будучи страстным охотником, поэт частенько хаживал с ружьём по здешним местам.

Считается, что именно Вятское он запечатлел в главе «Сельская ярмонка». По крайней мере, описание рельефа и самих храмов – точно соответствует реалиям:

Торговое село

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается …

Две церкви в нём старинные,

Одна старообрядская,

Другая православная …

Памятник Н.А. Некрасову в Вятском
Памятник Н.А. Некрасову в Вятском

Обе церкви сохранились. На главной площади Вятского возвышается православный храм во имя Воскресения Христова.

Церковь Воскресения Христова в Вятском. 1750. Принадлежит РПЦ
Церковь Воскресения Христова в Вятском. 1750. Принадлежит РПЦ

А примерно в полутора км от него, в Елохине, находится староверческая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Существующее каменное здание построено в 1905-1907 гг. стараниями отца Виталия (Витушкина). Священник сумел заручиться пожертвованиями богатых купцов-старообрядцев, в том числе московских.

На риторический вопрос «Кому на Руси жить хорошо» - деятельный клирик стремился найти реальный ответ. Созданная при храме церковная община успешно решала многие мирские дела. Была открыта богадельня для местных старушек, действовала школа на 20 крестьянских детей.

Успенская старообрядческая церковь в Елохине. 1905-1907
Успенская старообрядческая церковь в Елохине. 1905-1907

Как видно, Успенский храм построен в популярном тогда русско-византийском стиле. Невысокий четверик и колокольня украшены поясками прямоугольных ниш. Три арки входных ворот символизируют собой Святую Троицу.

И наконец, третья старообрядческая церковь, во имя Рождества Христова, расположена в уединённом заволжском селении Павликово. По архивным данным, она построена в 1908 г.

Рождественская старообрядческая церковь в Павликове. 1908
Рождественская старообрядческая церковь в Павликове. 1908

Службы здесь проводит сам правящий архиерей Ярославско-Костромской епархии РПСЦ, епископ Викентий. Уважаемый иерарх уделяет большое внимание сохранению древних традиций.

Вид Рождественской церкви
Вид Рождественской церкви

По его благословению в разных городах России выступает уникальный Стрельниковский хор. Исполнители в совершенстве владеют культурой пения по крюковым знакам. В ярославской библиотеке им. Чехова проводятся чтения по истории старообрядчества, при приходах действуют детские кружки и летние лагеря.

Строгий старообрядческий кот в Павликове
Строгий старообрядческий кот в Павликове

По архитектуре Рождественский храм похож на Троицкую церковь в Глухове. Однако трапезная палата здесь отдельно не акцентирована, а над главным объемом возвышается восьмерик с главой. Слева находится придел, увенчанный небольшой главкой. Возможно, храм был перестроен из более древнего молельного дома.

Ракурс Рождественской церкви
Ракурс Рождественской церкви

В заключение нужно выразить уважение сторонникам древней веры - они внесли большой вклад в развитие России. Староверами были купцы Рябушинские и Морозовы, текстильные магнаты Гучковы и фарфоровые короли Кузнецовы.

Именно купец-старообрядец С.И. Щукин стал первым, кто сумел распознать всемирную ценность произведений художников-импрессионистов. Его собрание положило начало коллекциям модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ им. Пушкина.

Вид села Павликово
Вид села Павликово

Здесь, в отдалённой заволжской глубинке, староверы жили сплоченной общиной, стойко хранили древние традиции. Но если вдруг над страной сгущались тучи – дружно вставали в ряды защитников, забывая все прежние распри и обиды.

Так, трудно без волнения читать надпись на памятнике близ Рождественской церкви: «Братья Коротаевы жили и трудились на этой земле во славу Отечества. Воевали и победили фашизм и расписались на рейхстаге. Спите спокойно, богатыри русские».

Напоследок немного постоял перед гранитной плитой. На ней символы великой Победы - орден Отечественной войны и Георгиевская лента – соседствовали с Крестом Святой веры. Невольно вспомнились строки Р. Рождественского о рейхстаге:

Все чисто, всё побелено -

Тихонечко, без паники,

Но надписи победные

Не вычеркнешь из памяти!

Памятник воинам-старообрядцам братьям Коротаевым, участникам штурма Берлина
Памятник воинам-старообрядцам братьям Коротаевым, участникам штурма Берлина