Найти тему

Элизабет Виже-Лебрен. Портреты как способ поменять моду и добиться естественности

Оглавление

Немного отвлечемся от бунтарей и противников Академии художеств и познакомимся с любимой художницей Марии-Антуанетты. Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) — знаменитая и талантливая художница-портретистка, любимица не только аристократов, но и многочисленных королевских семей.

Обычно портреты не вызывают особого интереса (по крайней мере, у меня), потому что в мире искусства есть жанры интереснее. Но портреты Виже-Лебрен как-то отличаются от всего того, что создавали в XVIII-XIX веках. Они подкупают своей легкостью, естественностью и красотой.

И только благодаря таланту, упорству и искреннему желанию изменить женский портрет, избавиться от декоративной мишуры и показать естественность, Виже-Лебрен добилась уважения и признания.

Автопортрет с дочкой, 1786
Автопортрет с дочкой, 1786

Художник-самоучка

Элизабет Луи Виже-Лебрен родилась в 1755 году в Париже. Ее отец, Луи Виже, был художником-портретистом. Удивительно, но отец всячески поощрял интерес Элизабет к искусству и учил ее писать. В дом Луи Виже часто приходили знаменитые художники, поэтому Элизабет с детства была окружена искусством. Луи Виже писал пастелью и разрешал дочери играться с мелками, он был ее первым учителем, другом и вдохновителем.

После смерти отца в 1767 году Элизабет берет уроки у Габриэля Дуайена — французского художника исторического жанра. Тогда же она начинает писать с натуры. Мать водила ее в художественную галерею Люксембургского дворца, где девочка копировала работы Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка. Только уйдя полностью в искусство, Элизабет пережила смерть любимого отца.

Пастельный автопортрет, 1771
Пастельный автопортрет, 1771
Портрет брата, 1773
Портрет брата, 1773

Девушка без академического образования благодаря таланту и поддержке друзей отца получает первые заказы на портреты в 15 лет. А ее мать устраивает званые вечера дома, чтобы гости смотрели на работы Элизабет и договаривались о будущих портретах. Это была небольшая мастерская Виже-Лебрен, где она проводила все свое время. Когда власти все-таки решили прикрыть ее мастерскую за отсутствие лицензии, Элизабет стала членом Академии Сен-Люка (гильдия художников). Теперь она считалась полноправным художником и могла содержать мастерскую и принимать заказы. Ей было 19 лет.

Портрет герцогини Орлеанской
Портрет герцогини Орлеанской

Королевская фаворитка

В 1779 году Виже-Лебрен приглашена в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Королеве понравилась Элизабет, они подружились, а от этого королевского признания заказов у художницы становится еще больше.

Портрет Марии-Антуанетты с розой, 1783
Портрет Марии-Антуанетты с розой, 1783

Интересная история с этим портретом для выставки в Салоне. Первоначальный вариант — королева в простом муслиновом платье, такая легкая и воздушная обычная девушка. Картина отличается от обычных королевских портретов — Мария-Антуанетта выглядит естественной, дружелюбной и приятной молодой девушкой. Никакой чопорности, высокомерия, кричащей роскоши.

Как не понравился этот образ критике и Академии! Надеть на королеву такое простое и легкомысленное платье показалось всем неприемлемым для Салона и королевы. Ну и надо было поддерживать шелковое производство Франции, а не импортные ткани. Лебрен быстренько переписала портрет, одела королеву в приличное шелковое платье.

Переделанный портрет
Переделанный портрет

Виже-Лебрен становится фавориткой королевы. Она пишет портреты семьи, часто проводит время с Марией-Антуанеттой, а та всячески пытается помочь художнице добиться признания, не смотря на отсутствие образования и того факта, что она — женщина.

Автопортрет в соломенной шляпе, 1782
Автопортрет в соломенной шляпе, 1782
Портрет Елизаветы Французской, сестры Людовика XVI, 1782
Портрет Елизаветы Французской, сестры Людовика XVI, 1782
Портрет графини Дюбарри, 1781
Портрет графини Дюбарри, 1781
Портрет графини Дюбарри, 1782
Портрет графини Дюбарри, 1782
Мадам Гранд, 1783
Мадам Гранд, 1783

В 1783 году благодаря помощи королевы Виже-Лебрен поступает во Французскую королевскую академию живописи.

Почему без вмешательства королевы талантливая Элизабет не могла туда поступить? Во-первых, было только четыре свободных места для девушек — довольно высокая конкуренция среди всех художниц. Во-вторых, муж Виже-Лебрен был торговцем картинами. Не слишком удачным и не слишком приятным молодым человеком. Академия запрещала поступать тем, кто как-то был связан с торговцами картин, поэтому Элизабет долго не принимали в Академию.

Баронессаа де Круссоль, 1785
Баронессаа де Круссоль, 1785
Портрет Марии-Антуанетты с детьми, 1787
Портрет Марии-Антуанетты с детьми, 1787
Мария-Антуанетта, 1788
Мария-Антуанетта, 1788

Виже-Лебрен устраивала многочисленные званые вечера, посещала все модные мероприятия, ходила в театры и дружила с королевой. А благодаря дружбе с королевой получала заказы, начиная от актрис театра и заканчивая принцессами.

Мадам Моле-Реймон, 1786
Мадам Моле-Реймон, 1786
Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с сыновьями Алексисом и Адрианом, 1787
Маркиза де Пезе и маркиза де Руже с сыновьями Алексисом и Адрианом, 1787
Портрет Мухаммада Дервиш-хана, 1788. Это — портрет одного из трех индийских послов. Они приехали во Францию по поручению своего правителя, не добились цели, вернулись обратно и были казнены. Был еще портрет другого посла, но он утерян.
Портрет Мухаммада Дервиш-хана, 1788. Это — портрет одного из трех индийских послов. Они приехали во Францию по поручению своего правителя, не добились цели, вернулись обратно и были казнены. Был еще портрет другого посла, но он утерян.
Портрет Юбера Робера, 1788. Мне кажется, очень нетипичный портрет в плане исполнения — никаких пастельных цветов, никакой легкости и гармонии. Немного романтически выглядит
Портрет Юбера Робера, 1788. Мне кажется, очень нетипичный портрет в плане исполнения — никаких пастельных цветов, никакой легкости и гармонии. Немного романтически выглядит

Во французском высшем обществе ходили многочисленные слухи о Виже-Лебрен — о том, как она тратит деньги, какие у нее отношения с королевой, о ее отвратительном муже, который распоряжался гонорарами жены по своему усмотрению. На самом деле, читая воспоминания Виже-Лебрен, она кажется доброй, приятной и простой девушкой. Вышла замуж она за такого сомнительного человека, потому что хотела уйти от постоянного контроля отчима и матери. Работала очень много и часто в ущерб здоровью, а богатство и роскошь ее совершенно не привлекали:

«Мое безразличие к деньгам, несомненно, проистекало из того, что богатство мне не было нужно. Поскольку то, что делало мой дом приятным, не требовало излишеств, я всегда жила очень экономно. Я потратила очень мало на платья; меня даже упрекали в том, что я пренебрегала этим, потому что я не носила ничего, кроме белых платьев из муслина и никогда не носила изысканных платьев, за исключением моих посещений в Версале. Мой головной убор мне ничего не стоил, потому что я сама делал прическу и большую часть времени носила на голове муслиновую шапочку, как видно по моим портретам» — из воспоминаний Виже-Лебрен.

Жизнь после революции

В 1792 году Виже-Лебрен с дочерью бежит из Франции — из-за дружбы с королевой ей грозила опасность ареста.

Она бежит в Италию, потом в Австрию, Россию и Пруссию. В это время ее стиль исполнения немного меняется — пастельные тона во многих работах исчезают, появляются неоклассические черты (неоклассицизм — возвращение к идеалам Античности). Например, в Австрии она пишет портреты принцесс в образе греческих богинь. В итальянском периоде обращалась к древнегреческой мифологии.

Эмма Гамильтон в роли вакханки, 1792
Эмма Гамильтон в роли вакханки, 1792
Принцесса фон Эстерхази в роли Ариадны, 1793
Принцесса фон Эстерхази в роли Ариадны, 1793
Принцесса Лихтенштейна в роли Ирис
Принцесса Лихтенштейна в роли Ирис

На мой взгляд, картины в ее узнаваемом стиле выглядят намного интереснее, но мода диктует свои правила.

Леди Гамильтон в образе персидской сивиллы, 1792
Леди Гамильтон в образе персидской сивиллы, 1792
Франциск I, 1790
Франциск I, 1790
Принцесса Луиза, 1790. Нелюбимый портрет Виже-Лебрен — в воспоминаниях она говорила об особой уродливости принцессы, из-за чего портрет было сложно написать так, чтобы понравилось самой Луизе.
Принцесса Луиза, 1790. Нелюбимый портрет Виже-Лебрен — в воспоминаниях она говорила об особой уродливости принцессы, из-за чего портрет было сложно написать так, чтобы понравилось самой Луизе.
Принцесса Луиза Прусская, около 1801
Принцесса Луиза Прусская, около 1801
Тереза, графиня Кински, 1793
Тереза, графиня Кински, 1793

В Россию Виже-Лебрен приезжает в 1795 году и живет там шесть лет. Ее очень ждали французские аристократы, которые бежали от революции. Правда, Екатерине II не понравился портрет Виже-Лебрен ее внучек — слишком неестественные позы, девочки совсем не похожи на самих себя, а легкомысленный стиль исполнения был чужд образованной императрице.

Александра и Елена, 1795-1797
Александра и Елена, 1795-1797

Портрет Екатерины II Лебрен написать не удалось — пока они наконец-то договорились обо всех деталях, императрица решила умереть. Но Лебрен не особо переживала — заказов было предостаточно, она была на пике популярности, посещала все самые главные светские мероприятия и стала членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Портрет Елизаветы Алексеевны с розами, 1795
Портрет Елизаветы Алексеевны с розами, 1795
Портрет графа Строганова,  ок. 1790
Портрет графа Строганова, ок. 1790
Наталья Куракина, 1797
Наталья Куракина, 1797
Анна Ивановна Толстая, 1796
Анна Ивановна Толстая, 1796
Княгиня Анна Голицына, 1797
Княгиня Анна Голицына, 1797

Из России она уезжает в 1801 году. Приезжает в Париж, где ей восстанавливают гражданство. Она ненадолго уезжает в Англию и Швейцарию, а потом навсегда возвращается во Францию.

Несмотря на мировую славу и место в истории искусств, личная жизнь Виже-Лебрен не сложилась. Муж оказался не очень хорошим человеком, а единственная любимая дочь вышла замуж против воли матери, отбилась от рук и умерла в нищете от болезни. Виже-Лебрен осталась одна, прожила остаток жизни уединенно и тихо. Умерла великая портретистка в 1842 году в Париже.

Противница роскоши и вычурности

Практически каждая уважающая себя женщина хотела получить портрет авторства Лебрен. Почему же выбирали именно ее?

Виже-Лебрен чутко относилась к героям своих портретов. Она уделяла внимание деталям, выбирала пастельные тона, создавала легкие и естественные портреты. Умело использовала свет и старалась с его помощью подчеркивать всю красоту портретируемого.

Портрет фрейлины
Портрет фрейлины
Виконтесса де Водрей, 1785
Виконтесса де Водрей, 1785
Графиня де ла Шатр, 1789
Графиня де ла Шатр, 1789
Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины
Графиня Скавронская, 1790
Графиня Скавронская, 1790
Графиня Скавронская, 1796
Графиня Скавронская, 1796
Княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская
Княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская

В портретах есть легкость, как будто полотно наполнено свежим воздухом. Да, немного идеалистично, но не вычурно, броско и отталкивающе — все в меру. Особенно интересно отношение Виже-Лебрен к стилю придворных дам — она прививала любовь к простым, скромным и качественным нарядам и выбирала естественность против тонны косметики и нелепейших причесок.

« Поскольку я ненавидела женский стиль одежды, который тогда был в моде, я приложила все усилия, чтобы сделать его немного более живописным, и была рада, когда, завоевав доверие моих моделей, я смогла задрапировать их в соответствии со своей фантазией. Шали еще не носили, но я сделала аранжировку с широкими шарфами, слегка переплетенными вокруг тела и на руках, что было попыткой подражать красивым драпировкам Рафаэля и Доменикино. Кроме того, я терпеть не мог пудру. Я уговорила красавицу-герцогиню де Граммон-Кадерусс не наносить пудру на свои сеансы. Ее волосы были черного цвета, и я разделил их на лбу, уложив их в неправильные локоны. После сеанса, который закончился в обеденный час, герцогиня не меняла головного убора, а шла в театр как была. Женщина с такой красивой внешностью, конечно, задала бы моду: действительно, этот способ делать прическу вскоре нашел подражателей, а затем постепенно стал всеобщим. Это напоминает мне, что в 1786 году, когда я рисовала королеву, я умоляла ее не использовать пудру и разделить волосы на лбу. «Я должна быть последней, кто следует этой моде», — сказала королева, смеясь; «Я не хочу, чтобы люди говорили, что я приняла его, чтобы скрыть свой большой лоб». — из воспоминаний Виже-Лебрен.

Виже-Лебрен помогла многим женщинам осознать свою красоту и уникальность, не прибегая к многочисленным манипуляциям над своей внешностью. Портреты Лебрен естественны и воздушны. Герои на них — живые, веселые, не всегда смотрящие на зрителя и окруженные цветами. Она предлагала героям картин не одеваться в самые пышные и яркие наряды, не белить лицо, не делать из волос высокие башни. Она хотела видеть людей естественными, без яркой мишуры и тонны косметики, без корсетов и пышных неудобных юбок. И позволяла проявление чувств и эмоций на картинах. Портреты должны быть живыми, а не восковыми.