Немного отвлечемся от бунтарей и противников Академии художеств и познакомимся с любимой художницей Марии-Антуанетты. Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) — знаменитая и талантливая художница-портретистка, любимица не только аристократов, но и многочисленных королевских семей.
Обычно портреты не вызывают особого интереса (по крайней мере, у меня), потому что в мире искусства есть жанры интереснее. Но портреты Виже-Лебрен как-то отличаются от всего того, что создавали в XVIII-XIX веках. Они подкупают своей легкостью, естественностью и красотой.
И только благодаря таланту, упорству и искреннему желанию изменить женский портрет, избавиться от декоративной мишуры и показать естественность, Виже-Лебрен добилась уважения и признания.
Художник-самоучка
Элизабет Луи Виже-Лебрен родилась в 1755 году в Париже. Ее отец, Луи Виже, был художником-портретистом. Удивительно, но отец всячески поощрял интерес Элизабет к искусству и учил ее писать. В дом Луи Виже часто приходили знаменитые художники, поэтому Элизабет с детства была окружена искусством. Луи Виже писал пастелью и разрешал дочери играться с мелками, он был ее первым учителем, другом и вдохновителем.
После смерти отца в 1767 году Элизабет берет уроки у Габриэля Дуайена — французского художника исторического жанра. Тогда же она начинает писать с натуры. Мать водила ее в художественную галерею Люксембургского дворца, где девочка копировала работы Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка. Только уйдя полностью в искусство, Элизабет пережила смерть любимого отца.
Девушка без академического образования благодаря таланту и поддержке друзей отца получает первые заказы на портреты в 15 лет. А ее мать устраивает званые вечера дома, чтобы гости смотрели на работы Элизабет и договаривались о будущих портретах. Это была небольшая мастерская Виже-Лебрен, где она проводила все свое время. Когда власти все-таки решили прикрыть ее мастерскую за отсутствие лицензии, Элизабет стала членом Академии Сен-Люка (гильдия художников). Теперь она считалась полноправным художником и могла содержать мастерскую и принимать заказы. Ей было 19 лет.
Королевская фаворитка
В 1779 году Виже-Лебрен приглашена в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Королеве понравилась Элизабет, они подружились, а от этого королевского признания заказов у художницы становится еще больше.
Интересная история с этим портретом для выставки в Салоне. Первоначальный вариант — королева в простом муслиновом платье, такая легкая и воздушная обычная девушка. Картина отличается от обычных королевских портретов — Мария-Антуанетта выглядит естественной, дружелюбной и приятной молодой девушкой. Никакой чопорности, высокомерия, кричащей роскоши.
Как не понравился этот образ критике и Академии! Надеть на королеву такое простое и легкомысленное платье показалось всем неприемлемым для Салона и королевы. Ну и надо было поддерживать шелковое производство Франции, а не импортные ткани. Лебрен быстренько переписала портрет, одела королеву в приличное шелковое платье.
Виже-Лебрен становится фавориткой королевы. Она пишет портреты семьи, часто проводит время с Марией-Антуанеттой, а та всячески пытается помочь художнице добиться признания, не смотря на отсутствие образования и того факта, что она — женщина.
В 1783 году благодаря помощи королевы Виже-Лебрен поступает во Французскую королевскую академию живописи.
Почему без вмешательства королевы талантливая Элизабет не могла туда поступить? Во-первых, было только четыре свободных места для девушек — довольно высокая конкуренция среди всех художниц. Во-вторых, муж Виже-Лебрен был торговцем картинами. Не слишком удачным и не слишком приятным молодым человеком. Академия запрещала поступать тем, кто как-то был связан с торговцами картин, поэтому Элизабет долго не принимали в Академию.
Виже-Лебрен устраивала многочисленные званые вечера, посещала все модные мероприятия, ходила в театры и дружила с королевой. А благодаря дружбе с королевой получала заказы, начиная от актрис театра и заканчивая принцессами.
Во французском высшем обществе ходили многочисленные слухи о Виже-Лебрен — о том, как она тратит деньги, какие у нее отношения с королевой, о ее отвратительном муже, который распоряжался гонорарами жены по своему усмотрению. На самом деле, читая воспоминания Виже-Лебрен, она кажется доброй, приятной и простой девушкой. Вышла замуж она за такого сомнительного человека, потому что хотела уйти от постоянного контроля отчима и матери. Работала очень много и часто в ущерб здоровью, а богатство и роскошь ее совершенно не привлекали:
«Мое безразличие к деньгам, несомненно, проистекало из того, что богатство мне не было нужно. Поскольку то, что делало мой дом приятным, не требовало излишеств, я всегда жила очень экономно. Я потратила очень мало на платья; меня даже упрекали в том, что я пренебрегала этим, потому что я не носила ничего, кроме белых платьев из муслина и никогда не носила изысканных платьев, за исключением моих посещений в Версале. Мой головной убор мне ничего не стоил, потому что я сама делал прическу и большую часть времени носила на голове муслиновую шапочку, как видно по моим портретам» — из воспоминаний Виже-Лебрен.
Жизнь после революции
В 1792 году Виже-Лебрен с дочерью бежит из Франции — из-за дружбы с королевой ей грозила опасность ареста.
Она бежит в Италию, потом в Австрию, Россию и Пруссию. В это время ее стиль исполнения немного меняется — пастельные тона во многих работах исчезают, появляются неоклассические черты (неоклассицизм — возвращение к идеалам Античности). Например, в Австрии она пишет портреты принцесс в образе греческих богинь. В итальянском периоде обращалась к древнегреческой мифологии.
На мой взгляд, картины в ее узнаваемом стиле выглядят намного интереснее, но мода диктует свои правила.
В Россию Виже-Лебрен приезжает в 1795 году и живет там шесть лет. Ее очень ждали французские аристократы, которые бежали от революции. Правда, Екатерине II не понравился портрет Виже-Лебрен ее внучек — слишком неестественные позы, девочки совсем не похожи на самих себя, а легкомысленный стиль исполнения был чужд образованной императрице.
Портрет Екатерины II Лебрен написать не удалось — пока они наконец-то договорились обо всех деталях, императрица решила умереть. Но Лебрен не особо переживала — заказов было предостаточно, она была на пике популярности, посещала все самые главные светские мероприятия и стала членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Из России она уезжает в 1801 году. Приезжает в Париж, где ей восстанавливают гражданство. Она ненадолго уезжает в Англию и Швейцарию, а потом навсегда возвращается во Францию.
Несмотря на мировую славу и место в истории искусств, личная жизнь Виже-Лебрен не сложилась. Муж оказался не очень хорошим человеком, а единственная любимая дочь вышла замуж против воли матери, отбилась от рук и умерла в нищете от болезни. Виже-Лебрен осталась одна, прожила остаток жизни уединенно и тихо. Умерла великая портретистка в 1842 году в Париже.
Противница роскоши и вычурности
Практически каждая уважающая себя женщина хотела получить портрет авторства Лебрен. Почему же выбирали именно ее?
Виже-Лебрен чутко относилась к героям своих портретов. Она уделяла внимание деталям, выбирала пастельные тона, создавала легкие и естественные портреты. Умело использовала свет и старалась с его помощью подчеркивать всю красоту портретируемого.
В портретах есть легкость, как будто полотно наполнено свежим воздухом. Да, немного идеалистично, но не вычурно, броско и отталкивающе — все в меру. Особенно интересно отношение Виже-Лебрен к стилю придворных дам — она прививала любовь к простым, скромным и качественным нарядам и выбирала естественность против тонны косметики и нелепейших причесок.
« Поскольку я ненавидела женский стиль одежды, который тогда был в моде, я приложила все усилия, чтобы сделать его немного более живописным, и была рада, когда, завоевав доверие моих моделей, я смогла задрапировать их в соответствии со своей фантазией. Шали еще не носили, но я сделала аранжировку с широкими шарфами, слегка переплетенными вокруг тела и на руках, что было попыткой подражать красивым драпировкам Рафаэля и Доменикино. Кроме того, я терпеть не мог пудру. Я уговорила красавицу-герцогиню де Граммон-Кадерусс не наносить пудру на свои сеансы. Ее волосы были черного цвета, и я разделил их на лбу, уложив их в неправильные локоны. После сеанса, который закончился в обеденный час, герцогиня не меняла головного убора, а шла в театр как была. Женщина с такой красивой внешностью, конечно, задала бы моду: действительно, этот способ делать прическу вскоре нашел подражателей, а затем постепенно стал всеобщим. Это напоминает мне, что в 1786 году, когда я рисовала королеву, я умоляла ее не использовать пудру и разделить волосы на лбу. «Я должна быть последней, кто следует этой моде», — сказала королева, смеясь; «Я не хочу, чтобы люди говорили, что я приняла его, чтобы скрыть свой большой лоб». — из воспоминаний Виже-Лебрен.
Виже-Лебрен помогла многим женщинам осознать свою красоту и уникальность, не прибегая к многочисленным манипуляциям над своей внешностью. Портреты Лебрен естественны и воздушны. Герои на них — живые, веселые, не всегда смотрящие на зрителя и окруженные цветами. Она предлагала героям картин не одеваться в самые пышные и яркие наряды, не белить лицо, не делать из волос высокие башни. Она хотела видеть людей естественными, без яркой мишуры и тонны косметики, без корсетов и пышных неудобных юбок. И позволяла проявление чувств и эмоций на картинах. Портреты должны быть живыми, а не восковыми.