Замечательный фильм Маджида Маджиди можно отнести к различным жанрам, но в первую очередь - к "семейному" кино. То есть, которое понятно всем. Которое каждому достучится до сердца - и детям, и взрослым.
Фильм сделан серьезно, но в то же время с иронией. А много ли мы видели фильмов, где ирония выглядит скромно, не цинично? А здесь это так и происходит. Фильм снят человечно. Но не только человечно...
По сюжету, мелкий пацан Али из бедной семьи забирает из починки туфли сестры, по пути заходит в лавку за продуктами и, покуда ковыряется, выбирая картошку, его пакет с туфлями вместе с прочим хламом (по пути) забирает мусорщик.
Единственные туфли сестры пропали. Сестре не в чем идти в школу. Папа купить новые туфли не может. Да Али ему и не сообщает о пропаже, чтоб не наказали.
Дети ходят в школу в разное время, к тому же в Иране, как в СССР в старое время, мальчики и девочки учатся раздельно.
В итоге, сестра стремительно бежит из своего класса в переулок, чтоб отдать Али его кроссы. Тот напяливает кроссы и бежит на свои занятия. И так происходит каждый день.
Ибо ходить без обуви, когда все ходят в обуви, - неловко.
Как-то раз сестра замечает свои туфли на однокласснице. Это именно ее туфли, она помнит каждую складку наизусть (у нее не так-то много вещей). По совпадению, эта одноклассница, спеша домой, роняет ручку. Сестра поднимает ручку, но не успевает отдать. Дома она пишет домашнее задание этой замечательной ручкой. А на следующий день отдает ее однокласснице, ничего не требуя взамен.
Али и сестра все время бегают от школы до школы и до переулка, чтобы обменяться кроссовками.
Внезапно в школе Али объявляют, что проводятся состязания по бегу. С призами!
Первый приз - самый козырный. Отправка в спортивный лагерь, а там, глядишь, спортшкола, карьера, способ выбраться из нищеты.
На третьем месте, так сказать, поощрительном, - новые кроссовки.
Али задался целью получить новые кроссы и обменять их на женские. Он почти уверен, что будет в лидерах, но ему нужно занять третье...
Длинная сцена с забегом кучи школоты снята эпично, но точно так же неброско, как и весь фильм.
Вдохновение Маджиди, как мне кажется, черпал в "Похитителях велосипедов" Витторио де Сики, на то есть и аллюзия в середине фильма. Причем в этой короткой сцене автор успевает поиронизировать и над "Похитителями велосипедов"... "Дети небес" - это современный неореализм в "авторском видении". Но это только по стилю.
Как это - чувствовать себя проигравшим, хотя занял первое место?
Али парится из-за того, что не добыл для сестры кроссовки, хотя ей пообещал.
Он не понимает, что ей все равно, занял он первое место в каком-то там забеге, третье или последнее. Она его и так любит, потому что он любит ее и готов сделать для нее все.
Эта мысль тоже доносится неброско. Без спецэффектов. Эта мысль, можно сказать, искусно размазана по всему этому якобы "незамысловатому" фильму, что и делает его цельным произведением искусства.
Но замысел режиссера глобальнее. Его фильм - метафора божественной любви. Любви Бога - к человеку.
Да, иногда ты думаешь, что проиграл... Но на самом деле, ты выиграл. Причем слово "выиграл" - слово неправильное. Ты не выиграл, а просто был верен себе, семье, своей совести, Богу.
Юный герой начинает это понимать, когда сестра, не говоря ни слова, уходит в дом, а он стаскивает с израненных ног свои драные кроссовки и погружает ноги в воду.
Так - на данный момент - закончилась беготня. А потом она снова начнется - вплоть до гроба. А потом будет другая жизнь. И она обязательно будет.
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер и автор сценария: Маджид Маджиди
Оператор: Парвиз Малекзаде
Композитор: Кейван Джаханшахи
📺 Смотрите фильм "Дети небес" бесплатно онлайн:
Читайте также на моем канале: