День знаний - лучший повод, чтобы рассказать историю о том, почему я решила уйти из науки.
#1 причина почему я оставляю науку - это изначальная случайность попадания туда. Я ракеты хотела строить, а не в молекулах копошиться (условно).
#2 причина. Лучше Насима Талеба я не скажу, ниже фрагмент из книги "черный лебедь", который поднимает довольно насущную, но пока нерешаемую проблему.
Представьте, что кто-то пишет научную статью и цитирует пятьдесят человек, работавших над данной проблемой и предоставивших свои материалы этому автору; для простоты представьте, что все пятьдесят — одинаково талантливы, трудолюбивы и уже много сделали для исследования данной проблемы. Второй ученый, занимающийся этой же тематикой, наугад выберет трех из этих пятидесяти для своей библиографии. Мертон доказал, что многие исследователи дают ссылки, не читая трудов, — очень часто просто берут их из ссылок к статье своего предшественника. Третий ученый, прочитав статью второго, тоже присовокупляет указанную в библиографии троицу к своему списку источников. Волей-неволей эти три автора будут привлекать все больше внимания, поскольку их имена будут ассоциироваться с данной областью исследований. Разница между тремя победителями и остальными членами первоначальной "команды" одна — выбрали именно их, причем не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что их фамилии чем-то приглянулись второму ученому, указавшему их в своей библиографии. Обретя репутацию серьезных исследователей, эти ученые будут продолжать свои изыскания, и их работы будут охотно публиковать. Успех в научном мире — частично (но это важная часть) —лотерея.
Несложно проверить, каково влияние научной репутации. Например, вот таким образом: послать в журнал работы именитых ученых, "по ошибке" указав не их фамилии и... получить кучу отказов. А потом проверить, сколько из этих отказов потом будут отменены, когда выяснится, кто на самом деле написал статьи. Прошу заметить, что авторитет ученого базируется в большой степени на том, как часто его труды указываются в трудах других. Так образуются целые клики цитирующих друг друга (это бизнес, работающий по принципу "я тебя процитировал, процитируй и ты меня").
Такой бартер и мне кстати предлагали, но я перешла в другую область раньше, чем мне пришлось бы возвращать цитирование😅
#3 причина. Постоянные технические сложности: от неработающего лазера до неработающего кода. Это все абсолютно естественные и ожидаемые аспекты, которые встречаются в том или ином везде. Фрустрирует мизерность влияния и постоянство тех или иных сбоев. Даже освоив тонкости юстировки оборудования, мастерству дебага, все равно много времени уходит на ожидание чуда (починки чего-то еще, закупки оборудования, и прочих вещественных преград), поэтому я ушла в теорию и искренне этому рада.
#4 причина. Я выбрала для себя путь теорфиза, материальные трудности и правда оставили меня. Мне нужно было только ботать разные разделы математики и прогать. Но увы, сейчас с финансированием такого не просто. Я разделяю идею "работать, чтобы жить", а не "жить, чтобы работать". Можно было бы переехать в другую страну, но на этапе недомагистра это затруднительно + пока нет публикаций на теор тему, поэтому заинтересовать зарубежных коллег нечем и нечем верифицировать свои знания и доказать свою необходимость их коллективу (к моменту размышлений о переезде уже расхотелось быть в этом и вопрос закрылся сам собой).
#5 причина. Это объективно сложно. Но интересно. Интерес питает энергией на преодоление сложностей, но иногда это заходит слишком далеко (следующий пункт) и запал иссякает.
#6 причина. Когда есть только задачи, которые нужно выполнить и есть дедлайны, которые были вчера, то интерес постепенно улетучивается. Остается первоначальная тяга к знаниям и восполнению пробелов. Эта тяга была двигателем и пинком, который говорил "давай ботай!". Это очень помогало и я, повинуясь, шла и ботала, но в какой-то момент это стало напрягать, и голос внутри преследовал повсюду.
Казало бы даже во время прогулки (лучшая рекреация!) или вечернего отдыха (законный отдых!) меня не покидали мысли "ты сейчас тратишь время впустую, могла бы лекцию посмотреть/учебник почитать". При том, что я это и так делала остальное время, но что-то внутри говорило мне учиться еще и еще. Это вроде бы неплохо, но от того, что я не учусь во время этих мыслей, мне становилось тягостно и тревожно. Сложно точно отследить, когда это началось, и сколько продолжалось. Мыслям подобного плана около 5 лет, а вот тревога наверное года 2-3.
В какой-то момент все факторы сложились, тревожная каша в голове достигла своего апогея и я решила уйти из науки. Ни секунды не жалею. Пока я варилась в этом в лаборатории и уже позже перейдя в теоретическую стезю я научилась структурно мыслить, те паттерны мышления, которые я отточила в университетах и на первой работе в лаборатории в таком относительно юном возрасте сложно где-то ещё приобрести. Я могу отвечать на так называемые недетские-детские вопросы из серии "а почему Солнце горячее?" или "а как тает лед?" И поддерживать снобские беседы по типу "удивительна Вселенная! Температура короны Солнца больше температуры его поверхности!". И Я благодарна этому опыту.
Но есть ложка дегтя (изначально из-за автокоррекции было "лодка дегтя", что больше соответствует реальности). Из обычной жизни я мало что знаю. Когда в компаниях речь заходит о хобби в свободное время, я всегда недоумевала, откуда столько времени, и меня всегда восхищало, какие интересные у людей увлечения. И это пожалуй главная причина сейчас.
#7 причина. Хочу жить другой жизнью, хочу завести хобби, общаться с людьми, изучать то, что я хочу, а не то что предписано, иметь больше времени на себя и меньше на тревогу о недостатке знаний где-то, хочу восполнить жизнь, которая была за книгами и лекциями. Да, многого я не узнаю сейчас, но я делаю перерыв, чтобы пожить и при желании позже прийти к освоению того, что мне действительно будет интересно.
Сейчас я выхожу из скорлупки, и уже вылупившимся цыпленком начинаю адаптироваться в жизни, со всем своим багажом знаний и незнаний (тут вспоминается одна из идей книги "Черный лебедь" про библиотеку Умберта Эко, которая насчитывала более 30 000 книг. Обычно всех поражает, сколько всего мог Умберт прочитать! Вау! Но важнее то, что он еще не прочитал).