Найти тему
Записки с тёмной стороны

Зависимость от оценок

Отношения важнее оценок. Такое напоминание я встретила этим первосентябрьским утром уже несколько раз. Напоминание, конечно же, для родителей. Хорошее напоминание. Правда, хорошее. Отношения, действительно, важнее оценок. Беда в том, что это так работает в идеальной вселенной.

В неидеальном мире, в котором живу я, я знаю многих взрослых, для которых оценки важны. Я знаю многих взрослых, которых оценки пугают. Я знаю многих взрослых, которые всю жизнь гоняются за оценками, но при этом не могут взять ни хорошие оценки, не плохие, обесценивая и те, и другие.

Иногда такие взрослые даже и сами не замечают важности оценок в своей жизни. Человек может искренне верить, что ему плевать на чужое мнение, на оценки, которых он не просил, но при этом тело его каменеет при мысли об оценке, дыхание замирает, голова втягивается в плечи, глаза распахиваются в ужасе. Или человек может настолько быть зависим от чужих оценок, что не в состоянии даже остаться в фантазии о том, как кто-то его оценивает, он сбегает молниеносно, переводит темы, игнорирует свои эмоции и телесные реакции, эпатирует, нападает, делает всё, что угодно, лишь бы не быть оцениваемым.

Кто-то зависит от хороших оценок, кто-то — от плохих, кто-то — от любых. Оценок можно жаждать, категорически не хотеть, бояться.

Я знаю многих взрослых, для которых оценки так или иначе важны. Не все эти взрослые признают эту важность. Не все её даже замечают. И вот эти взрослые становятся родителями и в какой-то момент слышат о том, что отношения важнее оценок. Что происходит дальше?

А дальше взрослый получает ещё один критерий для оценивания себя: не можешь быть равнодушным к оценкам, которые получает твой ребёнок — ты плохой родитель. Бинго!

Кто-то пытается делать вид, что оценки не важны. Кто-то затыкает всеми силами в себе ту часть, которая зависит от оценок. Кто-то не может ни заткнуть себя, ни притворяться, и ругает себя за то, что плохой родитель. Кто-то нападает на тех, кто заявляет о важности независимости от оценок, кто-то нападает на ребёнка.

Но есть и другой вариант — признать, что сейчас вот так, что сейчас есть зависимость от оценок, что зависимость эта сформировалась не на пустом месте, а была когда-то условием выживания, принятия своей стаей, родителями, сохранения целостности психики. Признать, что волевым усилием и по щелчку пальцев от этой зависимости не избавиться. Признать ущерб, который приносит такая зависимость и лично тебе, и отношениям. Пожалеть себя, который не может пока жить иначе. Начать изучать свою зависимость от оценок. Это длительный процесс, но он приводит к изменениям. Если же себя затыкать и менять волевым усилием, велик риск, что однажды сил окажется недостаточно и крышечку сорвёт.

Многих современных родителей воспитывали через оценивание, стыжение, многих ругали за оценки, многих любили только с отличными оценками. Прервать такую цепочку трудно, но возможно. А пока не получается, можно делиться с ребёнком историями о том, как ваша собственная привязка к оценке, скорее, вам навредила, чем помогла.

Такие дела.