Нет, не первый компьютер. И не пульт управления. Это хорошо знакомый всем нам музыкальный инструмент...
В середине 60-х годов многие изобретатели считали, что новым музыкальным инструментам не нужна старомодная и требующая долгих упорных занятий (ну, чтобы научиться ею пользоваться) клавиатура.
Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Это один из самых первых в мире синтезаторов, RCA Mark II, построенный в 1957 году. Как видите, у него нет вообще никакой клавиатуры, и он больше похож на старинный компьютер – огромный шкаф, набитый электроникой. Даже не скажешь, что перед тобой музыкальный инструмент!
«Марк два», как и его предшественник, «Марк один», для воспроизведения музыки использовали перфоленту – бумажную ленту с пробитыми в нужных местах отверстиями. Однако музыкантам, конечно же, хотелось получить инструмент, на котором можно играть «руками» – и желательно более портативный.
Старый фильм с демонстрацией синтезатора «RCA Mark I»:
В 1965 году американский изобретатель Дон Букла реализовал оба требования музыкантов, построив синтезатор Buchla Series 100. Это был уже не шкаф, а очень большой чемодан – но снова никакой клавиатуры у него не было!
Для игры на нём музыканту нужно было вращать ручки потенциометров, переключать патч-кабели, трогать эти же самые патч-кабели пальцами, проносить над кабелями магниты (некоторые музыканты даже заказывали себе специальные кольца с магнитами, чтобы надевать на пальцы!) а также касаться специальных металлических пластин (представлявших собой, по сути, обкладки конденсаторов). И никакой клавиатуры!
Игра на синтезаторе Буклы:
Многим музыкантам и композиторам загадочный, непредсказуемый, «космический» звук синтезатора Буклы очень понравился. Особенно хорош этот инструмент был для создания звуковых дорожек к научно-фантастическим фильмам. Но музыканты – народ капризный и страшно консервативный. «Волшебные» пассы руками, вращение ручек, переключение туда-сюда проводов – им это было неудобно. Им были нужны привычные семь нот! И в 1973 году Дон Букла сдался, выпустив синтезатор «Music Easel», то есть «Музыкальный мольберт». В нём металлические пластины для управления звуком были сделаны по образцу фортепианной клавиатуры. Но... было уже поздно!
Дело в том, что тогда же, в середине 60-х годов, синтезаторами заинтересовался другой американский изобретатель – Роберт Муг. Синтезатор Муга с точки зрения внутренней электроники был несколько проще синтезатора Буклы и не обладал такими «космическими» способностями. Но Муг сразу же сделал ставку на музыкантов-исполнителей – у его инструмента были и патч-кабели, и вращающиеся потенциометры, но, помимо всего прочего, изобретатель мудро и предусмотрительно «прицепил» к своему синтезатору клавиатуру фортепианного типа. Таким образом, на этом инструменте мог начать играть любой человек, окончивший хотя бы два класса музыкальной школы...
В октябре 1968 года молодая композитор Венди Карлос выпустила альбом «Переключимся на Баха» («Switch on Bach»), в котором исполнила несколько классических пьес Иоганна Себастьяна Баха на синтезаторе Муга. Этот альбом стал настоящей сенсацией – в топ-листе классических записей он занял первое место, которое удерживал с 1969 по 1972 годы. Альбом стал золотым, затем платиновым и принёс своему автору три премии «Грэмми». Венди Карлос стала известной и модной – в частности, впоследствии она написала музыку к знаменитым фильмам Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и «Сияние».
Бах на синтезаторе Муга:
Благодаря успеху Венди Карлос муг-синтезатор стал невероятно популярным. Этот инструмент использовали в своих записях «Beatles», «Rolling Stones», «Doors», «Grateful Dead», «Yes». Синтезатор Муга полюбили и многие джазовые музыканты – например, Хэрби Хэнкок. Конструкцию Роберта Муга совершенствовали, копировали, развивали – и на рынок выходили всё новые и новые модели клавишных синтезаторов. Появилось новое массовое музыкальное направление – электронная эстрадная музыка («Kraftwerk», «Tangerine Dream», Жан-Мишель Жарр и так далее). Сама по себе электронная музыка существовала и раньше, но она была уделом серьёзных композиторов-экспериментаторов (Эдуард Артемьев) – а синтезатор Муга сделал эту музыку доступной для всех.
Любопытная история, правда? Фортепианно-органная клавиатура с чёрными и белыми клавишами была изобретена тысячу лет назад. Во многом эта конструкция неудобна – например, музыканту нужно полностью менять аппликатуру (положение пальцев) при смене тональности. Или, скажем, исполнитель не может взять одной рукой две ноты, отстоящие друг на друга на две октавы – в отличие, скажем, от гитары! Дон Букла хотел от этого уйти, он делал ставку на новаторский, нестандартный подход к синтезатору – а Роберт Муг, напротив, пошёл на поводу у консервативных и «непрогрессивных» музыкантов... Результат этого неофициального соревнования «инноваций против традиции» оказался для конструкции Дона Буклы печальным: клавишные синтезаторы одержали победу с разгромным счётом.
Далее:
Игра на синтезаторе. Плюсы, минусы, подводные камни
А это ссылка для уважаемых читателей Душнила Душнила и Старший Матрос:
Хватит играть конскими хвостами на коровьих кишках!
И Кейт Эмерсон (по рекомендации уважаемого Евгена К):
(Знали бы вы, как нам приятно, что у нас в комментариях столько умных и любезных людей!)