Найти тему
Журнал "Лучик"

Как вы думаете, что это?

Оглавление

Нет, не первый компьютер. И не пульт управления. Это хорошо знакомый всем нам музыкальный инструмент...

В середине 60-х годов многие изобретатели считали, что новым музыкальным инструментам не нужна старомодная и требующая долгих упорных занятий (ну, чтобы научиться ею пользоваться) клавиатура.

Синтезатор RCA Mark II, 1957 г.
Синтезатор RCA Mark II, 1957 г.

Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. Это один из самых первых в мире синтезаторов, RCA Mark II, построенный в 1957 году. Как видите, у него нет вообще никакой клавиатуры, и он больше похож на старинный компьютер – огромный шкаф, набитый электроникой. Даже не скажешь, что перед тобой музыкальный инструмент!

«Марк два», как и его предшественник, «Марк один», для воспроизведения музыки использовали перфоленту – бумажную ленту с пробитыми в нужных местах отверстиями. Однако музыкантам, конечно же, хотелось получить инструмент, на котором можно играть «руками» – и желательно более портативный.

Старый фильм с демонстрацией синтезатора «RCA Mark I»:

В 1965 году американский изобретатель Дон Букла реализовал оба требования музыкантов, построив синтезатор Buchla Series 100. Это был уже не шкаф, а очень большой чемодан – но снова никакой клавиатуры у него не было!

Синтезатор Buchla Series 100, 1965 г.
Синтезатор Buchla Series 100, 1965 г.

Для игры на нём музыканту нужно было вращать ручки потенциометров, переключать патч-кабели, трогать эти же самые патч-кабели пальцами, проносить над кабелями магниты (некоторые музыканты даже заказывали себе специальные кольца с магнитами, чтобы надевать на пальцы!) а также касаться специальных металлических пластин (представлявших собой, по сути, обкладки конденсаторов). И никакой клавиатуры!

Игра на синтезаторе Буклы:

Многим музыкантам и композиторам загадочный, непредсказуемый, «космический» звук синтезатора Буклы очень понравился. Особенно хорош этот инструмент был для создания звуковых дорожек к научно-фантастическим фильмам. Но музыканты – народ капризный и страшно консервативный. «Волшебные» пассы руками, вращение ручек, переключение туда-сюда проводов – им это было неудобно. Им были нужны привычные семь нот! И в 1973 году Дон Букла сдался, выпустив синтезатор «Music Easel», то есть «Музыкальный мольберт». В нём металлические пластины для управления звуком были сделаны по образцу фортепианной клавиатуры. Но... было уже поздно!

-4
Синтезатор Buchla Music Easel
Синтезатор Buchla Music Easel

Дело в том, что тогда же, в середине 60-х годов, синтезаторами заинтересовался другой американский изобретатель – Роберт Муг. Синтезатор Муга с точки зрения внутренней электроники был несколько проще синтезатора Буклы и не обладал такими «космическими» способностями. Но Муг сразу же сделал ставку на музыкантов-исполнителей – у его инструмента были и патч-кабели, и вращающиеся потенциометры, но, помимо всего прочего, изобретатель мудро и предусмотрительно «прицепил» к своему синтезатору клавиатуру фортепианного типа. Таким образом, на этом инструменте мог начать играть любой человек, окончивший хотя бы два класса музыкальной школы...

Синтезатор Муга System 55
Синтезатор Муга System 55

В октябре 1968 года молодая композитор Венди Карлос выпустила альбом «Переключимся на Баха» («Switch on Bach»), в котором исполнила несколько классических пьес Иоганна Себастьяна Баха на синтезаторе Муга. Этот альбом стал настоящей сенсацией – в топ-листе классических записей он занял первое место, которое удерживал с 1969 по 1972 годы. Альбом стал золотым, затем платиновым и принёс своему автору три премии «Грэмми». Венди Карлос стала известной и модной – в частности, впоследствии она написала музыку к знаменитым фильмам Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и «Сияние».

Бах на синтезаторе Муга:

Благодаря успеху Венди Карлос муг-синтезатор стал невероятно популярным. Этот инструмент использовали в своих записях «Beatles», «Rolling Stones», «Doors», «Grateful Dead», «Yes». Синтезатор Муга полюбили и многие джазовые музыканты – например, Хэрби Хэнкок. Конструкцию Роберта Муга совершенствовали, копировали, развивали – и на рынок выходили всё новые и новые модели клавишных синтезаторов. Появилось новое массовое музыкальное направление – электронная эстрадная музыка («Kraftwerk», «Tangerine Dream», Жан-Мишель Жарр и так далее). Сама по себе электронная музыка существовала и раньше, но она была уделом серьёзных композиторов-экспериментаторов (Эдуард Артемьев) – а синтезатор Муга сделал эту музыку доступной для всех.

Синтезатор Муга Moog Mini
Синтезатор Муга Moog Mini

Любопытная история, правда? Фортепианно-органная клавиатура с чёрными и белыми клавишами была изобретена тысячу лет назад. Во многом эта конструкция неудобна – например, музыканту нужно полностью менять аппликатуру (положение пальцев) при смене тональности. Или, скажем, исполнитель не может взять одной рукой две ноты, отстоящие друг на друга на две октавы – в отличие, скажем, от гитары! Дон Букла хотел от этого уйти, он делал ставку на новаторский, нестандартный подход к синтезатору – а Роберт Муг, напротив, пошёл на поводу у консервативных и «непрогрессивных» музыкантов... Результат этого неофициального соревнования «инноваций против традиции» оказался для конструкции Дона Буклы печальным: клавишные синтезаторы одержали победу с разгромным счётом.

Далее:

Игра на синтезаторе. Плюсы, минусы, подводные камни

А это ссылка для уважаемых читателей Душнила Душнила и Старший Матрос:

Хватит играть конскими хвостами на коровьих кишках!

И Кейт Эмерсон (по рекомендации уважаемого Евгена К):

(Знали бы вы, как нам приятно, что у нас в комментариях столько умных и любезных людей!)

-8