Найти в Дзене

РАДИОАКТИВНАЯ МАТРЁШКА, или почему терапия – это долго

Наталья Олифирович

В последнее время появляются публикации типа «помогу за 3 встречи», «психологи тянут деньги», «научно обоснованные методы позволяют справиться с проблемами быстро» и т.п.

Я понимаю, что за 3 встречи можно помочь, если проблема «свежая», клиент рефлексивный и у него скомпенсированы основные травмы и проблемы развития. 

Но таких мало.

И поэтому люди говорят: «Я сходил один / два / три раза к психологу – не помогло».

Да, 🔹ять, и не поможет. 

Попробую объяснить, почему.

У большинства из нас есть травматический опыт. И чем старше мы становимся – тем легче его перерабатывать. Но чем мы младше – тем сложнее: нет слов, нет понимания, нет ресурсов. И каждая такая травма «фиксирует» нас в том возрасте, в котором она возникла.

🔻Представьте себе матрешку – сверху вполне хорошая, большая, взрослая «кукла» со счастливым лицом. 

🔻Но вот мы снимаем верхнюю куклу – и обнаруживаем там меньшую по размеру с грустным лицом. Это – вы в 23, когда ваш парень изменил вам с лучшей подругой. 

🔻Снимаете ее – и там вы в 17, когда не поступили в вуз и мама сказала: «Я так и думала, будешь уборщицей». 

🔻Снимаете – а там вы в 12, где учительница унизила вас перед всем классом… И так до самого конца.

🈴Но в стрессовой ситуации, в травме мы «проваливаемся» в самый низ. И та, самая маленькая матрешка как раз является метафорой самого раннего травматического опыта. Это – ядро нашей повторяющейся жизненной пьесы, где нас:

🔴Оставляют

🔴Бросают

🔴Отвергают

🔴Обижают

🔴Бьют

🔴Унижают

❌Это – маленькая радиоактивная матрешка, в которой продолжается цепная ядерная реакция, заставляющая нас снова и снова страдать.

❌Это – наша раненая детская часть, которая не оставляет нам шанса на взрослое поведение, взрослые решения, взрослую жизнь.

❌Она продолжает «облучать» все последующие слои, вызывая «хронические заболевания».

❌И пока ядерная реакция продолжается – мы снова и снова лишаемся ресурсов, болеем, чувствуем себя слабыми, глупыми, нелюбимыми, ненужными, одинокими.

 

И поэтому в терапии мы стараемся снять все слои и дойти до самой маленькой матрешки

Мы стараемся дойти до самой ранней травмы, которая могла произойти очень давно, тогда, когда мы этого не понимали. 

💔Но, как пишет Ван дер Колк, «тело помнит все».

🎱Наши реакции на проблемы позволяют понять, какую тему мы снова и снова повторяем в своей жизни, пытаясь путем отыгрывания стать не жертвой, а творцом, занять сильную позицию.

⭕Однако это невозможно сделать, пока мы не поймем, что случилось «там-и-тогда».

⭕Пока честно и бесстрашно не посмотрим в глаза той самой маленькой матрешке.

⭕Пока не поймем – радиацию нельзя уничтожить, но ее можно сделать биологически безопасной путем связывания с другими элементами.

Например, с «пятым элементом» - С ЛЮБОВЬЮ.

Радиоактивная матрешка перестает пронизывать своей радиацией всех остальных, если ее:

❌обнаружить, 

❌помочь осознать и проговорить травматический опыт

❌принять, пожалеть, полюбить.

☢️Если это не происходит – она продолжает излучать радиацию.

В физике есть понятие «период полураспада». Это время, за которое вдвое уменьшается количество радиоактивных частиц. И это – хорошая новость: сила, которая разрушает нас, с годами слабеет. Плохая новость в том, что у разных элементов этот период полураспада сильно различается – от секунды до 10 в 24 степени лет. 

И мы не знаем, исцелится ли человек сам – такое бывает – или ему понадобится помощь по «связыванию» радиоактивных частиц и изменению фона его жизни.

Как семейный психолог я не раз встречалась со случаями, когда ☢️ «радиация» ☢️ влияла на жизнь нескольких поколений. Прабабушка, муж которой погиб в застенках НКВД, стала жесткой и холодной, потому что должна была выжить. Ее дочь не получила любви и точно так же «облучила» собственных детей. А к нам на терапию приходит правнучка – что-то не то, что-то не так… И если мы не готовы копать, искать «радиоактивный след», мы потратим много сил и времени на проверку бесполезных гипотез.

☢️Кто-то должен помочь человеку обнаружить «радиоактивную матрешку», зачастую переданную по наследству, по меткому выражению Анны Шутценбергер, как горячая картофелина.

☢️Кто-то должен помочь исцелить лучевую болезнь.

☢️Кто-то должен помочь не только своим профессионализмом и знаниями, но и эмпатией, сердечностью, включенностью.

❤️‍🔥И своей любовью. ❤️‍🔥

Любовью к этой маленькой, раненой и не очень здоровой части, которая живет и не понимает, что с ней происходит.

🖤Почему в ее жизни все наперекосяк.

🖤Почему ничего не выходит.

🖤Почему ни коучинг, ни краткосрочные методы, не волшебные и магические способы не сработали.

🖤Потому что эта часть скрыта под многими слоями наших новых проблем, печалей и травм.

🖤Потому что она очень глубоко.

🖤Потому что туда страшно заглядывать.

♨️И нашим клиентам требуется мужество, чтобы снимать верхние слои, бояться, злиться, плакать, быть в отчаянии, обвинять нас в том, что мы тянем время и не даем волшебную таблетку – но продолжать искать ту самую маленькую матрешку, с которой все началось.

♨️И только снизив уровень радиации, только отгоревав по тому, что было таким тяжелым, болезненным и страшным, только приняв и полюбив эту маленькую или этого маленького себя, мы можем начинать собирать матрешку, не забывая поговорить о каждом слое нашего Я.

👣 Поэтому терапия часто бывает долгой и сложной. 

👣 Поэтому клиенты уходят в поисках «быстрого результата». 

👣 Поэтому они сбегают от тяжелых переживаний.

☢️Но радиация не подчиняется нашим желаниям.

🪆Поэтому если болит, если есть непонятное и страшное, если есть тяжелые истории в жизни предыдущих поколений и белые пятна в вашей собственной жизни – выбирайте хорошего психолога и начинайте разбирать свою «матрешку» .

🚧Продуктивной работы!