Найти тему
Кинопрожарка

Почему советские педагоги ополчились на «Школьный вальс»

Показ этого фильма делегатам всесоюзного съезда учителей обернулся для режиссёра Павла Любимова скандалом – самые авторитетные педагоги в один голос потребовали запретить его как пасквиль на советских школьников.
Гневные письма от учителей полетели в Москву со всех концов страны. Фильм спешно положили на полку.

Кадр из фильма "Школьный вальс" (1977). Зося - Е. Цыплакова, Гоша - С. Насибов. Фото из открытого источника
Кадр из фильма "Школьный вальс" (1977). Зося - Е. Цыплакова, Гоша - С. Насибов. Фото из открытого источника

Почему нельзя забеременеть за партой
Хотя сюжет «Школьного вальса» в целом банальный – молодые люди полюбили друг друга. Девушка забеременела, инфантильный парень оставил её ради настырной одноклассницы. Не будь герои этого любовного треугольника школьниками, такой бурной реакции педагогов можно было бы не ожидать. Любопытно, что в первом варианте сценария фигурировали просто старшеклассники, пока ещё никакие не выпускники с аттестатом зрелости в руках.

"Запретная" для советских школьников тема возмутила педагогов. Фото из открытого источника
"Запретная" для советских школьников тема возмутила педагогов. Фото из открытого источника

Однако ещё на этапе подготовки к съёмкам цензоры киностудии им. М. Горького, в обязанность которых входила забота об «облико морале» киногероев, настоятельно порекомендовали сценаристке фильма Анне Родионовой изменить этот момент. Советская девушка не может и не должна устраивать личную жизнь и беременеть, сидя за партой! Пусть Зося Кнушевицкая потеряет невинность хотя бы после прощального школьного звонка, когда она почти уже и не школьница. Родионовой ради будущего фильма пришлось уступить.

В СССР подросткового секса нет
Но это не уберегло «Школьный вальс» от дальнейших неприятностей. Худсовету киностудии картина не понравилась по той же причине, что и чуть позже не понравится советским учителям: в воспитании подрастающего поколения имеются, конечно же, недостатки. Но школьница, которая приводит домой своего парня и не раздумывая прыгает к нему в постель, пока в соседней комнате родителям всё равно, что происходит с дочерью, потому что разваливается их собственная семья, – это за гранью дозволенного!

"Неправильные" родители Зоси. Отец - Ю. Соломин, мать - Н. Вилькина.  Фото из открытого источника
"Неправильные" родители Зоси. Отец - Ю. Соломин, мать - Н. Вилькина. Фото из открытого источника

И разве допустимо, чтобы мать девушки взяла её за руку и повела, страшно сказать, на аборт??? Мать, словно сошедшая со станиц модного журнала, воркующая на глазах мужа и дочери с любовником по телефону, – разве могут у нас быть такие матери? Официальное мнение педагогического сообщества слово в слово совпадало с мнением киноначальников, хотя в частных беседах учителя признавались режиссёру Любимову: проблема ранней беременности в стране есть. И аборты несовершеннолетним девушкам производятся. И детей они рожают, и ЗППП у них тоже случаются. Промолчать и сделать вид, что ничего такого в нашем обществе нет, можно. Изменить ситуацию молчанием – нельзя.
Вплоть до середины 80-х сексуальное просвещение старшеклассников в стране ограничивалось парой стыдливых страничек на задворках учебника биологии. На этом всё. Западный опыт с лекциями по вопросам контрацепции и бесплатной раздачей барьерных средств в старшей школе признавался развращающим и недостойным советского школьного образования. И это притом, что имелась статистика: в 1970-80-е годы как минимум 20% подростков получали опыт близких отношений до окончания средней школы. В общем, в шкуре Зоси и Гоши побывал каждый пятый советский школьник. Как минимум.

Режиссёру П. Любимову вменили в вину его ранний и слишком откровенный фильм "Женщины" (1965). Фото из открытого источника
Режиссёру П. Любимову вменили в вину его ранний и слишком откровенный фильм "Женщины" (1965). Фото из открытого источника

За правду жизни проголосовали зрители
Чиновники от кино припомнили Любимову его раннюю работу, которая вошла в золотой фонд отечественного кино и не забыта по сей день, – фильм 1965 года «Женщины». Там вне брака забеременели аж две девушки – Дуся в исполнении Инны Макаровой, которая из-за аборта навсегда потеряла возможность иметь детей, и Алька, героиня Галины Яцкиной, воспитывающая маленького сына вдвоём с матерью. Слишком много правды жизни в ваших фильмах, уважаемый Павел Григорьевич! А теперь и вовсе выпускница школы, сама ещё ребёнок с ребёнком на руках. Какой пример подают эти героини ваших фильмов советским девушкам?
Так «Школьный вальс» попал под фактический запрет. В 1979 году Любимову стоило немалых трудов всё-таки получить 3-ю, самую ограниченную прокатную категорию с минимальным числом копий. Однако на каждую такую копию пришлось рекордное количество зрителей – около 60 тыс. человек. С правдой жизни зрители разобрались быстрее чиновников и педагогов.

После роли Зоси в фильме "Школьный вальс" Елена Цыплакова стала любимицей зрителей. Фото из открытого источника
После роли Зоси в фильме "Школьный вальс" Елена Цыплакова стала любимицей зрителей. Фото из открытого источника

Крестники
Неприятностями обернулось участие в картине и для Елены Цыплаковой. У 19-летней актрисы уже было несколько заметных работ в кино, так что Любимов утвердил её практически без проб. А вот в ГИТИСе новой работе студентки не обрадовались – тогда в творческих вузах съёмки студентов в кино, мягко говоря, не приветствовались. Разгоревшийся вокруг «Школьного вальса» громкий педагогический скандал привёл к тому, что Елена оказалась вынуждена оставить ГИТИС и уйти завершать образование во ВГИК.
Но Цыплакова признаётся, что ни о чём не жалеет: много лет после выхода фильма на творческих встречах по всей стране к ней подходят женщины, которые рассказывают о своей судьбе, о том, как после просмотра фильма отказались идти на уже запланированный аборт и родили детей.
Этих детей сама актриса называет своими крестниками.