Найти тему
Жорик – историк

Болезнь и смерть Раисы Горбачевой

По отношению к Раисе Максимовне Горбачевой люди плохо скрывали свое раздражение. Женщины ее ненавидели за дорогие и шикарные наряды, мужчины — за излишнюю "самостоятельность" и огромное влияние на мужа. "По дороге мчится тройка — Миша, Рая, перестройка" — забытое ныне злословие конца 80-х.

Но как только стало известно, что у Раисы Горбачевой тяжелая форма лейкемии, ненависть и злословие моментально забылись. Весь мир облетели кадры, как чета Горбачевых, трогательно взявшись за руки, входит в Мюнстерскую клинику в Германии. Из ее стен супруга первого и единственного президента СССР больше не вышла — она умерла 20 сентября 1999 года так и не придя в сознание.

Страшный диагноз

Раиса Максимовна Горбачева умерла в 67 лет/ © ТАСС
Раиса Максимовна Горбачева умерла в 67 лет/ © ТАСС

Болезнь развивалась стремительно. Летом 1999 года Раиса Максимовна почувствовала боли в спине. Сначала незначительные, они становились все сильнее, порой не позволяя ни сидеть, ни стоять. Проведенное обследование ничего не выявило — суставы и ткани были в порядке.

В 1999 году Горбачев уже окончательно сошел с политического олимпа России. Проиграв президентские выборы 1996 года с уничтожающим результатом 0,51% голосов, он сосредоточился на семье и своем фонде. Прежнего номенклатурного изобилия не было и в помине, равно как и медицинского обслуживания на высшем уровне. Но связи и хорошее отношение со светилами науки у четы Горбачевых остались. В частности, они дружили с директором института гематологии РАН Андреем Воробьевым. Он-то и настоял на углубленном обследовании Раисы Максимовны.

Его провели в середине июля. Диагноз — острая форма миелоидной лейкемии. В народе это называется рак крови. Хотя говорить и писать так в корне неверно, поскольку рак — это локальное поражение какого-то органа, а кровь органом не является. Но из всех видов злокачественных болезней лейкемия — это самая тяжелая. По сути единственным способом победить ее является пересадка костного мозга. И то, подходит это далеко не всем.

От Раисы Максимовны диагноз по просьбе мужа скрыли. Однако медлить было нельзя, следовало как можно скорей начать лечение. По рекомендации академика Воробьева Горбачев выбрал клинику внутренних болезней германского города Мюнстера, которой руководил Томас Бюхнер. Он разработал эффективную методику лечения лейкоза, по итогам которой выздоравливало 40% пациентов в возрасте до 60 лет и 25% — после 60 лет. Раисе Горбачевой было 67. Шанс один к четырем, и использовать его нужно было по полной.

Рональд и Нэнси Рейган, Раиса и Михаил Горбачевы. Декабрь 1987 года/ © AP
Рональд и Нэнси Рейган, Раиса и Михаил Горбачевы. Декабрь 1987 года/ © AP

Химия

22 июля Михаил и Раиса Горбачевы в сопровождении дочери Ирины переступили порог клиники. Спустя три дня начался курс химиотерапии. Он продлился неделю. Но этого было недостаточно. После короткого перерыва обычно следует второй, за ним третий курс. Вынести их очень тяжело — побочные реакции, мощнейшая интоксикация организма, а главное — почти полная потеря иммунитета. Проходя курс, человек может подхватить любую болезнь. Малейшая инфекция, от которой здоровый лишь чихнет и не заметит, проходящего "химию" может свести в могилу.

Перенести даже первый курс лечения тяжело, а их у Горбачевой по плану должно было быть три, и каждый последующий все сильнее отравлял бы организм. Она не могла терпеть и хотела бросить всё и уехать, ведь истинный диагноз Раиса Максимовна не знала. Сказал ей об этом супруг. Вот, что он писал в воспоминаниях:

Вот вечером сижу возле нее, и вдруг она говорит: я хочу домой, я хочу в нашу спальню, я не могу уже смотреть на все это, уедем... Я говорю: ты не можешь уехать, не поправившись, я не могу, ты должна поправиться. Она спросила меня: какой диагноз? Я сказал: лейкоз. Она говорит: рак крови? Я говорю: да. Она спрашивает: значит, конец? Я говорю: нет. И она замолчала. И час мы молчали.

Подготовка к операции

После окончания первого курса боли в спине у Горбачевой отступили. Весь западный мир с тревогой следил за ее состоянием. А в конце августа в газете "Бильд" была опубликована заметка, что якобы медики в срочном порядке ищут для Раисы Максимовны донора костного мозга. На этот призыв в Германии моментально откликнулись десятки людей.

Томасу Бюхнеру пришлось выступать в прессе с опровержением. Он сказал, что первый курс лечения прошел успешно, впереди второй. А после него предполагается операция. Донор известен — это 61-летняя сестра Раисы Людмила Титаренко. Она на тот момент жила в Уфе и работала врачом-логопедом. Ее клетки совпадали идеально — довольно редкий случай.

Людмила Титаренко в молодости/ © russian7.ru
Людмила Титаренко в молодости/ © russian7.ru

Однако возникла заминка — у Людмилы не было заграничного паспорта. По этому поводу Михаилу Горбачеву пришлось задействовать свои связи во власти. По неподтвержденным слухам он лично общался с Владимиром Путиным. Так это или нет, неизвестно, но паспорт Людмила Титаренко получила в течение трех дней.

Когда она приехала в Мюнстер, шел второй курс "химии". Дался он крайне тяжело — у Раисы Горбачевой, несмотря на все предосторожности и абсолютную стерильность, начался септический шок. 12 сентября 1999 года она впала в кому. Титаническими усилиями врачи смогли вывести из нее и даже стабилизировать состояние больной. Однако ни о какой операции пока не могло быть и речи.

Смерть

17 сентября вновь наступил кризис. Еще утром Раиса Максимовна была в сознании и могла общаться с дочерью и мужем. Но в обед внезапно все показания на медицинских мониторах пришли в движение. Ее срочно перевезли в отделение интенсивной терапии. Рядом был супруг. Именно тогда и произошел его последний разговор с женой. Из воспоминаний Горбачева:

Надо было ее как-то отвлекать, пока что-то быстро делали врачи. Они Рае сказали: «Мы сейчас сделаем немножко снотворного, подключим искусственное дыхание». Позже она уже не вышла из наркоза.

Раиса Максимовна Горбачева скончалась 20 сентября в три утра. Рядом в палате находился муж. Когда числа на мониторах сменились безжизненными нулями, а ломаные линии превратились в бесконечные прямые, он, зная, что жену уже не вернуть, продолжал держать ее руку и говорить... Перешагнув порог обыденного общения, он верил, что они все равно рядом. Даже в том месте, куда унесла Раису ее горестная доля.

Михаил Горбачев и его дочь Ирина на похоронах Раисы Максимовны/ © ТАСС
Михаил Горбачев и его дочь Ирина на похоронах Раисы Максимовны/ © ТАСС

Причина

Лейкоз — страшная болезнь. Одним из факторов его возникновения ученые называют радиационное облучение. Но откуда было взяться ему у Раисы Горбачевой? Ее биографы считают, что за всю свою жизнь супруга первого президента СССР могла как минимум дважды облучиться.

Первый раз в Рубцовске. Это маленький алтайский город, расположенный на границе с Казахстаном в 150 километрах от Семипалатинского полигона. Его начали строить в 1947-м, а два года спустя испытали там первую советскую атомную бомбу. Раиса Титаренко родилась именно в Рубцовске и жила там до 1949 года. Потенциально она могла попасть под воздействие радиации после взрыва. Потенциально — потому как точных исследований на эту тему не приводилось. То, что радиационное облако после взрыва краем зацепило Рубцовск, известно лишь по неподтвержденным сведениям.

Горбачев и его супруга беседуют с сотрудниками Чернобыльской АЭС/ © РИА Новости
Горбачев и его супруга беседуют с сотрудниками Чернобыльской АЭС/ © РИА Новости

Второй раз произошел в Чернобыле после аварии в апреле 1986 года. Горбачев приехал туда в 1991 году. По своему обыкновению, он взял в поездку и жену. Эти кадры потом облетели весь мир — Горбачев в белой матерчатой шапочке слушает сотрудников АЭС, а рядом из-за плеча внимательно смотрит Раиса Максимовна.

Они были женаты 46 лет. Вместе познали славу и власть. Вместе испили чашу унижения и прошли через забвение. И эту страшную болезнь они тоже миновали вместе. И пусть при жизни (да и после нее тоже) на них обрушилось много критики (и слово "критика" здесь очень мягкое), наверное, стоит унять озлобленность и негатив. А просто проявить сострадание. Ведь это обычное человеческое чувство, которое есть в каждом из нас. Не стоит его прятать.

Михаилу Горбачеву на посту Генсека партии тоже порядком доставалось. Нет, не критики. Была реальная угроза его жизни. Это сейчас покушение на лидера КПСС воспринимается как-то отстраненно и легко, а ноябрьским днем 1990 года все выглядело уж очень серьезно 👇

(При написании статьи была использована информация сайтов: gorby.ru; kommersant.ru; ru.wikipedia.org)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц