В чем есть большая разница между Японией и Европой в аспекте "мечевого дела" - так это в том, что в Европе палач, даже специализирующийся на рубке голов мечом (как, например, Франц Шмидт или кое-кто из династии Сансонов), никогда не считался мастером фехтования. Он вообще не воспринимался как человек, имеющий к фехтованию хоть какое-то отношение.
В Японии же обстояло иначе. Там (в период Эдо, в общем-то равнозначный Позднему Ренессансу и раннему Новому Времени на Западе) мастер по тамэсигири, ака испытатель мечей, государственный палач и тренер по фехтованию - зачастую одно и то же лицо. Не во всех династиях испытателей мечей о-тамэси-гоё выступал еще и в социальной роли учителя фехтования, но бывало, бывало...
Это связано как раз с тем, что мастер по испытанию мечей, в том числе на живых и мертвых людях, в эпоху Эдо в Японии был вообще практически единственным человеком, кто знает и понимает, как именно нужно совмещать человека и меч. В других школах фехтования - большая их часть как раз в период Эдо и появилась - работали в основном на деревянных мечах, боккэнах. Там хорошо умели двигаться, перемещаться, изучали всякие хитрые увертки, блоки, батманы, уколы и финты - но как нужно именно что рубить человека стальным заточенным мечом, чтоб удар оказался эффективен, чтоб меч не застрял, его не завалило, чтоб рана не оказалась поверхностной, и т.п. - в "обычных" фехтовальных школах знали больше теоретически. Да, человека и боккэном легко можно убить (длинная крепкая палка с выведенным лезвием в тренированной руке, чего нет-то?), но все-таки рассекающий удар острым лезвием - очень сильно другое, нежели удар деревяшкой.
Здесь заключена неизбежная дилемма: или ты много тренируешься в "живом", подвижном фехтовании, или в рубке мишеней. Или совмещаешь, но... В результате будешь откровенно средним спецом что во втором, что в первом. Потому что время ограничено, особенно если у тебя и кроме этих занятий есть какая-то работа или, относительно самураев, служба. Невозможно объять необъятное, поневоле получается перекос или в ту, или в другую сторону. Это свойственно, кстати, и современным фехтовальщикам на саблях, длинных или двуручных мечах, то есть хемаистам: именно рубить из них мало кто обучен.
Поэтому мастера по испытанию мечей в Японии считались и знатоками фехтования - в контексте именно рубки. Как у современных казаков - именно фехтовать шашкой подавляющее большинство не умеет, но рубят многие неплохо, фестивали свои проводят - "Казарла" как самый яркий пример...
И, как свойственно вообще японцам, чрезвычайно дотошным в силу национального менталитета, эти мастера писали и труды по обучению правильной рубке. Один из таких, школы Ямада, носит поэтическое название "Торю-итирю Рика хидэн но маки" - "Свиток тайной песни нашей уникальной школы испытания меча"...)
Вот несколько наставлений с иллюстрациями из этого "свитка тайной песни":
Это поза "хатимондзи" - ноги на ширине плеч, тело наклонено вперед, меч "примеряется" к мишени (в данном случае - к трупу). Поясняющий текст гласит:
"Вес должен быть на мече, поэтому вы сгибаете бедра и наклоняетесь вперед. С весом на мече - так рубите!"
Обратите внимание на следующие моменты. Во-первых, бедра, а не колени - здесь и во всех последующих иллюстрациях ноги будут прямые. Удар идет от бедер, "сгибание в бедрах" в данном контексте подразумевает сгибание в пояснице.
Во-вторых... Обратите внимание на положение рук на мече. Здесь они накладываются друг на друга, меж ладонями нет никакого расстояния, совершенно нет "рычага". При этом хват сдвинут на самый конец рукояти, чтобы максимально отдалить точку балансировки (у катан эпохи Эдо она, напоминаю, мечевая - то есть примерно в ладони от цубы, иногда чуть дальше).
Касательно хвата именно в этом источнике дается следующее уточнение. Сначала на рукоять кладется левая рука, затем - правая, прямо над левой (то есть - это не ошибка художника). Это связано с тем, что правша при ударе гораздо больше энергии вкладывает в правую руку, из-за чего, например, обычный строго вертикальный удар часто получается слегка диагональным, с уходом клинка вниз-влево. В бою это почти не имеет значения, а вот в работе тестировщика мечей - несомненный брак-с...
Это же обстоятельство человеческой биомеханики часто дает "заваливание" клинка вправо, из-за чего, особенно у новичков, удар иногда наносится едва ли не голоменью. В принципе любое отклонение плоскости клинка от плоскости цели куда-то в сторону от прямого угла - очень плохо. Чем сильнее отклонение, тем больше вероятности, что меч оставит синяк и ссадину вместо нормального разруба.
Вторая позиция - собственно замах. Он совмещается с эмоциональной концентрацией на том, что необходимо сделать.
В "Свитке тайной песни" это описано очень красиво и совершенно непонятно:
"Когда я попадаю в него, я словно паук, и я разрубаю его.".
Более развернутый комментарий гласит, что тело должно быть одновременно и расслабленным, и наполненным силой - у японцев это ассоциировалось с пауком, вечно подвешенным на своей паутине и взбирающемся по ней то вверх, то вниз. Паук никогда не бывает полностью расслаблен или полностью напряжен, он вечно пребывает в балансе, как-то так...)
Смысл здесь в том, что мышцы не должны быть "забиты" или перенапряжены, но концентрация должна быть. При этом - это только первая фаза замаха (для вертикального удара). Вторая - вот:
Отличается тем, что руки выпрямлены полностью. Удар наносится на прямых руках, совсем прямых, которые проворачиваются в плечевых суставах, как в шарнирах. Дополнительный импульс достигается путем сгибания рубщика в пояснице - с идеально прямой спиной.
И только из такой позиции в завершающей фазе удара производится оттяг клинка на себя - собственно рез. Потому катана - оружие в первую очередь рубящее, а отнюдь не режущее...))
Здесь же, кстати, отмечено, что целью рубщик должен держать в голове не само тело, которое рубит (ну или любую другую мишень), а холмик до-дэн, на котором это тело лежит. В широком смысле - некую точку ЗА мишенью, чтобы удар вышел с проносом.
В отношении именно боевого фехтования, кстати, такая манера может быть больше вредна, чем полезна - слишком много энергии вложишь в меч и не сможешь вовремя выйти из фазы удара, если клинок будет отбит или отклонен, "провалишься". Хотя и отбить такой удар сложнее, чем короткий "секущий".
Источник - М. Сеско, "Тамэсигири: история и развитие испытаний японского меча".