Уважаемые читатели, рада ещё раз приветствовать вас!
Продолжаем разбираться с историей Монферрана и архитекторскими стезями начала 19-го века.
В качестве ориентира, придерживаем в уме дату - 16 июля 1816 г. В этот день Монферран прибыл на русскую службу в Петербург.
Про "рисовальную" карьеру Монферрана до Исаакия
Начиналась архитектурная карьера французского "рисовальщика" с классов архитектора Персье и учёбы в Королевской школе архитектуры.
"...биографические сведения, подкрепленные документами, которые свидетельствуют о том, что 1 октября 1806 года Монферран поступает в Королевскую специальную школу архитектуры в Париже и добивается заметных успехов.
В период ученья он дважды участвует в конкурсе на Большой Римский приз: в 1807 году на создание проекта Дома просвещения для принцев и в 1810 году - Биржи в Коммерческом городке. После окончания школы Монферран в течение нескольких лет работал архитектором у генерального инспектора архитектуры департамента Сены и Парижа Молино, отмечавшего в нем «весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле»..." цитата из книги Бутикова Г. П., Хвостовой Г. А. "Исаакиевский собор"
Во Франции около трёх веков, начиная c 17-го века, для деятелей искусства существовала Большая римская премия (Prix de Rome), которую с 1720 года стали присуждать и в области архитектуры. Лауреаты премии (за счёт средств её патрона) получали возможность поехать в Рим и жить там от 3 до 5 лет. Нужно отметить, что Рим, тогда более всего отличавшийся своими руинами, для архитектора был просто кладезем образцов для постижения античной (классической) архитектуры. Во время учёбы Монферран, поступивший в 1806 г. в школу архитектуры в возрасте 20 лет, после перерыва на участие в военной кампании, был соискателем этой премии дважды. Первый раз - буквально сразу после возвращения на учёбу.
До отъезда в Россию, он работает инспектором у Молино, который высоко оценил молодого специалиста. Как сообщается в книге Ольги Ротач,
В последнее время жизнью и творчеством Монферрана стали интересоватьсяя углублённее, к поискам сведений о "дороссийском" периоде подключились и французы. Так, в сборнике научных трудов Кафедры Исаакиевского собора был опубликован перевод статьи Жака Тальбо "Обучение Огюста Рикара де Монферрана до 1816 года"
Надеюсь, что со временем получится добраться и до самой статьи Тальбо. Пока же встречаются только цитаты из неё.
Кроме способностей свой отпечаток на развитие и обретаемые умения накладывают условия окружающей среды. В данном случае, немалую роль сыграло окружение, начиная с семьи. От отчима Монферран научился гравировальному мастерству, с его же участием развивал "рисовальные" способности. Семейные дела свели молодого архитектора с Демидовым. Ещё одна деталька, подтверждающая архитектурное образование Монферрана:
Будущий архитектор Чеботарёв был демидовским крепостным, которого с великими планами на будущее хозяин отдал на обучение в Императорскую академию искусств. Он надеялся, что пройдя обучение Александр, в свою очередь, будет обучать для Демидова новых архитекторов. В один "прекрасный" момент, академия выдвинула требования не только оплатить дальнейшую учёбу студента, но и выдать ему вольную, ибо крепостных в академии быть не должно... Видимо, с учительством Монферрана не сложилось, и Чеботарёв стал архитектором без его участия.
Во время поездки Александра I в Париж, альбом со своими проектами ему вручили Персье и Фонтен. Вослед своим учителям, Монферран изготовил своё "резюме" и вручил его российскому императору.
"Альбом Персье и Фонтена не произвел впечатления на Александра I, но вдохновил Монферрана таким же образом обратить на себя внимание царя. В этом была определенная традиция: обращение архитектора к монарху со своими предложениями не рассматривалось как проявление чрезмерной самонадеянности автора, а было естественным поступком человека, который хочет показать свою заинтересованность и получить возможность реализовать предложенные замыслы....
Альбом Монферрана не был вполне самостоятельным произведением, однако он свидетельствовал о профессиональном мастерстве зодчего, его несомненном таланте. Монферран заявил о себе как архитектор, способный предлагать интересные идеи и ставить задачи, которые должны решаться современной архитектурой. Создание такого альбома и поднесение его главе крупнейшего государства Европы достигло цели. Автор нашел способ вручить альбом Александру I и получил приглашение приехать в Россию..."
Впрочем, похоже, что будучи дома, император вспомнил о французском "рисовальщике" не сразу. И Монферран, по прибытию в Северную Венецию, не был принят "на ура".
Обращение его к Бетанкуру было не первым шагом по приезду в Россию. Поначалу планы обустройства на новом месте были связаны с давними деловыми партнёрами семьи. Потому архитектор, прежде всего, запасся рекомендательным письмом к Демидову, позволявшему ему где-то поселиться. Но также, у него было рекомендательное письмо от Бреге к другу, коллеге и партнёру - Бетанкуру. И это письмо наиболее пригодилось "рисовальщику".
Хотя альтернтивщики, привыкшие к уничижительным высказываниям в адрес людей, достойных всяческого уважения, походя попирают ногами и Бреге - рекомендатель Монферрана был известен не только как "часовщик", но также и как замечательный механик, член Королевской академии наук и предприниматель. С Бетанкуром их связывали не только коммерческие дела, виноградники и дружба, но и изобретения. Например, создание телеграфа:
"...телеграф граждан Бреге и Бетанкура существенно отличается от всех других машин такого рода, о которых мы имеем некоторые сведения... этот телеграф объединяет в себе, до такой степени, что кажется трудным превзойти или даже достичь, все качества, которые могут обезпечить лёгкость, быстроту и точность в переписке, экономию в установке и ремонте машин; наконец, множественность знаков сочетается с такой простотой, что не требует какого-либо особого изучения у людей, которым доверяют служение ему: преимущество тем более ценно, что оно позволяет иметь обычно строго необходимое количество знаков, сотрудников, поскольку в Виристанте их может заменить любой человек, умеющий читать. Следовательно, мы думаем, что новый телеграф заслуживает внимания правительства и оный с удовольствием будет рассмотрен в коллекции Института..." Mémoires de l'Institut des Sciences et Arts стр. 31
Нужно также учесть ещё одно: рыбак рыбака, механик механика и т.д. видит издалека :о) Бетанкур - это вам, простите, не какой-то там никому не известный "рисовальщик", а уже вполне сложившийся и отличившийся в Европе многими достижениями инженер, строитель, гидравлик и гениальный механик (всё перечислять долго). Причём он был не просто механиком или инженером. Он превысил все рамки этих областей:
Человек,
попросту не мог пройти мимо одарённого молодого человека. И, вполне естественно, что Бетанкур принял живое участие в его судьбе.
И именно под крылом великого испанца Монферран начал свой путь к вершинам славы.
"Уже в 1817 году Монферрану предложили разработать проект Спасского собора для ярмарки в Нижнем Новгороде. Строительство этого сооружения, начавшееся в августе 1818 года, завершилось в 1822 году.". - цитата из книги Бутикова Г. П., Хвостовой Г. А. "Исаакиевский собор"
Как и у церкви св. Мадлен, у нижегородского строения тоже имеется своя замечательная история. Когда, в результате пожара на макарьевской ярмарке сгорел гостиный двор со всеми торговыми павильонами. Ярмарку решили перенести на новое место в Нижнем Новгороде, а возрождением "ярмонки" озадачили Бетанкура. И Бетанкур не подвёл, даже в деталях.
"Доступность воды позволила Бетанкуру устроить канализацию — первую канализацию современного типа в Европе. Без нее ярмарка, наверное, не могла бы существовать. Представьте себе: лето, и 200–300 тысяч человек находятся в одном месте. Конечно, это было одно из важнейших и нужнейших нововведений Бетанкура." Отсюда
Но, поскольку Августин Августинович по поручению властей был буквально завален множеством дел, то себе занятому оставил для изполнения в сём проекте функции инженера-строителя, а вот архитектурную долю взвалил на плечи находящегося под рукой Августа Монферрана. В результате именно Монферран был архитектором Гостиного двора и других сооружений знаменитой ярмарки.
Кроме перечисленного были спроектированы также армянская церковь, мечеть, корпус с колокольней. Но, самым примечательным в нашем ракурсе, конечно был Спасский собор.
Оказалось, Монферрану Бетанкуром была поручена и область решения всех архитектурных задач при проектировании и строительстве здания Манежа в Москве. Цитирую отсюда: Е. В. Догадаева НЕИЗВЕСТНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ О. МОНФЕРРАНА: К ВОПРОСУ ОБ АВТОРАХ АЛЬБОМА А. БЕТАНКУРА 1819 г.
Альбом можно посмотреть здесь.
И последнее на сегодня - дом Лобанова-Ростовского.
Его появлению в Петербурге в том виде и на том месте поспособствовало именно строительство Исаакиевского собора.
Таким образом, Монферран прибыл в Россию вовсе не "рисовальщиком", но начинающим самостоятельную карьеру архитектором, и он успел поработать по своей специальности ещё до строительства Исаакия.
(продолжение - часть В - ещё будет, но, возможно, не так скоро)