Найти в Дзене
ИндияСвами

Шанкаранараяна: слияние Шивы и Вишну

Оглавление
Господь Шанкаранараяна. Изображение templepurohit.com
Господь Шанкаранараяна. Изображение templepurohit.com

Господь Шанкаранараяна или Харихара - это объединенная форма Господа Шивы, которого также называют Шанкарой и Господа Вишну, называемого Нараяной. Другое имя Шанкаранарайаны - Харихара, т.к – Хари –это обозначение Вишну, а Хара - Шивы.

Эту форму изображают обычно так: правая половина фигуры – это господь Шива с его ваханой быком Нанди, а левая половина – Вишну с ваханой Гарудой (получеловек и полуптица).

И поскольку в этой форме оба Бога едины, Шанкаранарайану почитают как вишнуиты, так и шайвы, поклоняясь этой форме Верховного Бога. Слово Харихара порой обозначает некое философское понятие, символизирующее Высшее Единство Хари и Хара как разных граней единого, т.к. одного и того же Высшего Бога.

В то время как у вишнуитов или вайшнавов Господь Вишну (и его аватары) является Верховным Богом, так и в шиваизме Махадэв (Шива) – это Высшая форма Бога. В истории индуизма был определенный период, во время которого последователи Шивы и Вишну боролись за признание каждый своего Господа единственным Верховным божеством.

Поклонение Шанкаранарайане появилось в качестве некоего баланса между этими двумя традициями. В наши дни эти двое Богов играют в равной степени важные роли в индуистской Тримурти (Триаде богов) наряду с Господом Брахмой.

Единство противоположностей. Символизм Харихары

Мы уже рассказывали, что существуют и другие комбинированные формы Верховного Бога. Например, воплощение Господа Шивы как Ардханаришвары, где одна половина изображает самого Шиву, а вторая – его супругу Дэви Парвати. Это также символизирует мысль о том, что мужское и женское начало – проявления одного единого Бога.

Подобным образом форма Господа Шанкаранарайаны является напоминанием нам, что Вишну и Шива — суть едины и суть Одно.

В традиции Адвайта–сиддханта, например, считают Брахман (Верховного Бога) в конечном итоге не имеющим никакой формы, поэтому почитают Вишну и Шиву как различные проявления или грани единого бесформенного Творца.

По мнению известного индийского гуру и йогина Свами Шивананды, Шива и Вишну — одно и то же существо. Их суть – тождественна друг друга. Это два имени, данные различным аспектам вечной единой всепроникающей мировой Души, который он называет Абсолютом.

«Шивасья хридаям вишнур:
Вишноша хридаям шивах:»

«Вишну — есть сердце Шивы, а Шива — есть сердце Вишну», - говорится в одной знаменитой шлоке.

«Шивая Вишну рупайя
Рупин Вишнаве Шивы».

Храм Шанкаранараяна в Карнатаке

Храм Шанкаранараяна. Фото: shankaranarayana.org
Храм Шанкаранараяна. Фото: shankaranarayana.org

Эта святыня считается одним из 7 священных мест, которые создал Бхагван Паршурама. Это один из немногих храмов, в котором можно лицезреть слияние (на санскрите - сангам) Шанкары и Нараяны.

Деревня Шанкаранараяна, получившая свое название в честь храма, находится в долине среди горных хребтов недалеко от Сахьядри (горы Западные Гхаты). Место это расположено в районе Удупи штата Карнатака, в 25 км от Аравийского моря.

Семь святых мест, а именно Субрахманья, Удупи, Кумбхакааши, Котешвара, Шанкаранараяна, Коллуру и Гокарна, вместе составляют Парашурама Кшетру. Эти святыни сравнивают с 7 местами поклонения Рама-Кшетры, а именно: Айодхья, Матхура, Майя, Каши, Канчи, Авантика и Пури.

Удбхаав Мурти – Храм Шанкаранараяна

Главное божество храма Шанкаранарайана принимает форму Удбхаав Линга. Естественно сформированный лингам Господа Шанкары и Господа Нараяны находится примерно на полметра ниже уровня земли, внутри Гарбхагуди.

Преданные могут увидеть только зеркальное отражение лингама. Шанкара-лингам находится справа (слева, как видят преданные), а Нараяна-лингам — слева. Шанкара-лингам имеет круглую форму, а Нараяна-лингам — плоскую форму со следами ног священной коровы.

Преданные верят, что это были отпечатки стоп Камадхену (священной коровы), которая стояла здесь, и ее молоко капало на Шанкара-лингам. Вокруг Удбхаав Линга есть вода в любое время года. Эта святая вода называется Суддхамрита Тиртха.

Коти Тиртха

Священный водоем Коти Тиртха
Священный водоем Коти Тиртха

Перед храмом есть священный водоем Коти Тиртха. Паломники, приходящие в этот храм, сначала совершают прокшан этой тирты, а затем получают даршан Господа Шанкаранарайаны. Каменная ограда и кокосовая и ореховая рощи на берегу подчеркивают красоту пруда. Водоем имеет глубокого духовное значение. У его воды проводятся такие ритуалы, как Питратарпана и Тиртхаснана.

Кродагири Девару

Этот храм Шанкаранараяна также известен как Крода в честь Кроды Махарши. В «Падма-пуране» можно встречается такая легенда. Согласно этому тексту, демоны Харасура и Раттасура плохо обращались с простыми людьми. Чтобы справиться с ними Крода Махарши медитировал одновременно на Господа Шиву и Господа Вишну и молился, чтобы они пришли в образе Господа Шанкаранарайаны.

Шива и Вишну, довольные медитацией мудреца, явились в это место как Харихара и уничтожили Харасуру и Раттасуру. Холм рядом с храмом Шанкаранараяна, на вершине которого Кродха Махарши медитировал на Господа Шанкаранарайану, называется Крода Гири.

На его вершине находится идол Господа Шанкаранарайаны вместе с богиней Гоури (Парвати) и богиней Лакшми.

Где еще есть мурти единой формы Вишну и Шивы?

Храм Дварапуди Айяппа. Фото: commons.wikimedia.org
Храм Дварапуди Айяппа. Фото: commons.wikimedia.org
  • Пещерные храмы Бадами в Карнатаке
  • Дхармараджа Ратха в Тамил Наду
  • Храм Бирасини в Мадхья-Прадеш
  • Оссианские храмы в Раджастане
  • Храм Деопани в Ассаме
  • Храм Муктешвара в Одише

    Изображения Харихары встречаются не только в Индии. Есть несколько таких храмов в Непале (например, храм Саугал-тол и храм Пуранди), в Камбодже (Прасат Андет) и Индонезии (Кэнди Симпинг).

Мифы о Шанкаранарайане

Однажды боги взглянули на землю и пришли в ужас от ее того, что там творилось: повсюду царила жадность, войны и несчастья. Порок и грех свирепствовали среди людей. Не понимая, как все могло сложиться таким образом, они обратились к Вишну за ответами. Вишну сказал им, когда они собрались: «Пойдем к Шанкару, ибо Он мудр!».

И Вишну повел богов вверх по ледяным склонам горы Кайлас, где обитает Шива, но там было пусто . Среди камней и снега не было никаких признаков Шивы, Парвати или даже Нанди. Сбитые с толку боги искали знак Шивы, пока Вишну не сказал им:

«Мои возлюбленные, ваш эгоизм ослепил вас, ибо Хара здесь! Вы должны очиститься: омыться молоком, спеть гимн Сатарудрия и пить только горячее молоко в течение трех дней, и ваши глаза откроются».

Они следовали его указаниям, но через 3 дня они все еще не видели никаких признаков Шивы. Они закричали:

«О Джаганнатх, Господь мира, где нам найти Шанкара?»

При этом Вишну указал на свою грудь:

«Он во мне, как и я в нем. Разве вы этого не видите?»

Говоря это, он обнажил свое лотосное сердце, и когда лепестки раскрылись, боги увидели внутри священный Шива Лингам. Боги горячо поклонялись лингаму, омывая его молоком, покрывая киноварью и сандаловой пастой, предлагая цветы и воспевая 1008 имен Шивы.

Вишну и Шива - Единый Верховный Бог. 
Фото: ru.pinterest.com
Вишну и Шива - Единый Верховный Бог. Фото: ru.pinterest.com

Однако они все еще были обеспокоены: как Хари и Хара могли быть одним и тем же? По их мненнию, Вишну обладал светлыми, саттвическими качествами, а Шива — темными, тамасическими качествами. Они были такими разными!

Но зная их мысли, Вишну принял облик Шивы. Боги больше не могли отличить трехглазого Господа с трезубцем от Господа с раковиной.

И тогда, осознав наконец, что Вишну и Шива — одно и то же, они поклонились в преданности и поклонились Шри Хари Харе.

Амалия Тимофеева