Вопросы о самообразовании педагогов ДОУ, ответы на которые вы вряд ли найдёте в сети

612 прочитали

Друзья, привет. В предыдущей статье мы с вами говорили о том, как педагогу детского сада, неважно, воспитателю или специалисту, выбрать тему по самообразованию. На какие моменты опираться, чтобы тема действительно работала на совершенствование вашей профессиональной компетентности. Сегодня же я хочу внести ясность в некоторые организационные и методические вопросы, касающиеся этой темы. Вы точно не найдёте этой информации в интернете, поэтому советую дочитать статью до конца и вникнуть в каждый пункт. Эти вопросы из моего практического опыта воспитателя и методиста. Что-то в свое время я спрашивала у своего старшего воспитателя, что-то по крупицам собирала из методических изданий, что-то пришло из опыта в ходе работы уже с моими педагогами.

Ответы на вопросы, касающиеся работы над самообразованием, не всегда лежат на поверхности
Ответы на вопросы, касающиеся работы над самообразованием, не всегда лежат на поверхности

О ключевых аспектах выбора темы вы можете узнать из этой статьи:

А мы едем дальше, и вот они, вопросы

Темой самообразования должна стать одна из годовых задач работы дошкольного образовательного учреждения? 

Нет. Обычно в течение года детский сад работает над двумя-тремя задачами. Представьте, что каждый педагог возьмёт одну из них. И как это будет выглядеть? Хорошо, если сад маленький. А если в нем 12 групп и 20+ педагогов?

Но при этом все же желательно, чтобы между вашей темой и годовыми задачами детского сада можно было провести параллель. Это существенно облегчит вашу нагрузку. 

Загляните сюда, чтобы узнать о системной работе педагога детского сада:

Могут ли у двух педагогов совпадать темы по самообразованию?

Теоретически, препятствий быть не должно. Ведь одна и та же тема разными педагогам будет раскрыта посвоему. Стоп. А будет ли? Не получится ли как в школе: дай списать. В общем, палка о двух концах. Поэтому мы с педагогами такое не практиковали, да и запросов, честно говоря, не было.

К какому сроку я должна подготовить план работы над темой по самообразованию?

Обычно в дошкольных образовательных учреждениях на подготовку входящей документации даётся месяц, то есть к концу сентября план должен быть готов и с 1 октября вы уже активно работаете в соответствии с ним. Точные сроки вам подскажет Положение о ведении педагогической документации, если такое у вас имеется. Но если вы перфекционист и заранее, до начала учебного года, написали план, пожалуйста, работайте, это приветствуется.

Сколько лет я могу работать над одной темой самообразования? 

Регламента нет. Вы можете взять тему на один год. Однако, чаще всего тему берут на межаттестационный период, что соответствует 5 годам. Почему? За это время вы сможете накопить полноценный опыт работы, который сможете транслировать, в том числе перед аттестационной комиссией. 

Однако здесь есть одно НО! 

К примеру, вы взяли тему на 5 лет и планируете заниматься развитием связной речи детей. Так вот за эти 5 лет тему нужно рассмотреть со всех ракурсов, во всех видах детской деятельности. Плюс ко всему каждый год вы будете её подстраивать под задачи годового плана работы. Почему? Опять же, подробно написала об этом здесь:

На самом деле сложного ничего здесь нет, достаточно понять, что связную речь мы развиваем не только в процессе занятий по развитию речи. Если детский сад работает над познавательно-исследовательской деятельностью, вы можете рассмотреть связную речь в контексте детского экспериментирования. Это просто отличный способ её развития. Если детский сад выбрал в качестве годовой задачи художественно-эстетическое развитие детей, здесь придётся немного подумать, но, в целом, тоже реально. Если брать изобразительную деятельность, то очень интересна работа над цветовосприятием. Будете создавать базу для развития связной речи в виде формирования словаря и грамматического строя. 

И вот так год за годом вы будете копить опыт работы, который представите по завершении работы над темой и по получению положительной рецензии о коллег и руководства сможете транслировать на более широкую аудиторию. А это, как известно, очень ценится экспертами аттестационной комиссии. 

А если вам удалось взять тему вообще с малышей, это будет просто отлично, вы пройдёте с ней все возрастные этапы. Но это, конечно, большая редкость и удача. 

Подытожим. Тему берём от года до пяти лет, каждый год рассматривая её с новой стороны, соответствующей направлениям движения вашего образовательного учреждения. 

Не хочу писать лонг-рид, поэтому следующую часть вопросов опубликую позже. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Если у вас есть свой вопрос, напишите его комментарии к этой статье, постараюсь ответить. А для этой статьи не пожалейте лайка. Вам не сложно, мне - приятно, потенциальным читателям - возможность увидеть этот материал.

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.